Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД.
статья на тему
Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_tehnologicheskoy_karty_uroka.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД»
Технологическая карта – трансформер - эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Этот термин пришёл в педагогику из технической сферы науки. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Попробуем выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- В ней должен быть записан весь процесс деятельности;
- Должны быть указаны операции, их составные части.
Мы проанализировали достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями и в итоге пришли в выводу: унифицированной , классической формы подобной карты на сегодня не существует. Проведённый нами анализ показал , совершенно очевидны следующие тенденции:
- Популярность планирования уроков в форме технологических карт достаточно высока;
- Карты отличаются по количеству и перечню выделенных разделов.
Для реализации поставленной нами цели очень полезными оказались идеи Мороза Н.Я. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса;
- Блок целепологания(что необходимо сделать)
- Инструментальный блок (какими средствами)
- Блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции)
Обратиться к проблеме разработке технологической карты урока, позволяющей наглядно проследить ход работы учителя по формированию УУД, нас побудили те существенные изменения, которые предстоит реализовать каждому из нас в ходе внедрения ФГОС начального общего образования. Одними из этих важнейших новаций являются:
- Необходимость достижения трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
- Новое понимание образовательных результатов необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, как формируемые способы деятельности;
- Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.
Технологическая карта урока позволила учителю видеть , что он точно осуществляет педагогические действия позволяющие достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов, как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций. Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, можно определить перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапов урока); деятельность учителя деятельность учащихся.
Технологическая карта урока реализующая системно- деятельностный подход и формирование УУД
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Одной из основных задач для нас была необходимость сломать стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем – прежде всего и преимущественно- своей деятельности, и только потом деятельности учащихся.
Такое соотношение предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимости диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции.
Исходя из ранее приведённых задач создания карты, мы определились, какие её составляющие будут носить инвариантный, а какие вариантный характер.
Под вариантностью мы понимаем возможность вычленения большего или меньшего количества модулей.
Инвариантная часть карты (деятельность учителя)
Вариативные части карты (этап урока , деятельность учащихся)
Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требований ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому в графе ход урока-этап урока , предназначенной для фиксирования учебных знаний, с помощью которых будут формироваться предметные и метапредметные результаты, нам предстояло предусмотреть возможность явного выделения базового и повышенного уровней.
Технологическая карта урока
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. Вариативная часть карты.
Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных знаний
(В) Ход урока Этап урока Задание выполняемое на данном этапе урока | Деятельность Учителя (инв) | (В) Деятельность учащихся | |
Задание базового уровня | Задание повышенного уровня | ||
Следующей базовой образовательной технологией , реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности»
Технологическая карта урока: вариативные компоненты
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 2
Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | |||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Технологическая карта урока: вариативные компоненты
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 3
Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Коммуникативная | |||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Технологическая карта урока: вариативные компоненты
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 4
Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Регулятивная | |||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Технологическая карта урока: вариативные компоненты
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. Модуль 5
Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Личностная | |||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Поскольку проектирование урока процесс индивидуальный , мы имеем возможность комбинирования количества модулей в карте. Однако важно понимать , что реализация системно-деятельностного подхода и сущность понятия универсальные учебные действия накладывают определённые ограничения в выборе модулей: есть риск убрать из карты те модули , без которых разрушится система метапредметных результатов.
Обратите внимание на минимально допустимый вариант карты.
Технологическая карта урока
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.
3-модульная вариативная часть карты
Ход урока Этап урока | Деяте льность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Как мы видим в 3х модульном варианте карты отсутствует графа для группы личностные результаты. Они являются теми новообразованиями в личности , которые формируются и развиваются благодаря работе учителя по формированию как предметных , так и универсальных учебных действий(познавательных, коммуникативных, регулятивных) Однако не все предметы обладают специальным содержанием на основе которого можно формировать группу личностных результатов например технические дисциплины. А для гуманитарных дисциплин отсутствия этого модуля будет уже не правомерным.
Технологическая карта урока
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.
4-модульная вариативная часть карты
Ход урока Этап урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||||||
Осуществляе-мые действия | Формируе-мые способы деятельности | Осуществляе-мые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируе- мые способы деятельности | Осуществляе-мые действия | Формируе- мые способы деятельности | ||
По мере того как мы постепенно перейдём на двух уровневую систему освоения учебного материала (базовый и повышенный) умение оценить степень сложности задания педагогом станет признаком компетентности.
Технологическая карта урока
Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.
5-модульная вариативная часть карты
Ход урока Этап урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||||||||
Задание базового уровня | Задание повышенного уровня | ||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируе-мые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируе-мые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
Предлагаем вам уважаемые коллеги самостоятельно сконструировать технологическую карту- трансформер при помощи модулей которые мы приготовили в конвертах.
Проверить по образцу.
Данная карта даёт возможность реализовать важные для современного педагога задачи:
- Сформировать у обучающихся умение владеть различными способами деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;
- Дифференцировать процесс обучения;
- Сделать процесс формирования УУД управляемым;
- Проектировать уроки в разных дидактических системах, реализующих системно-деятельностный подход.
Сконструированная вами сегодня карта урока соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»
Доклад на тему:«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»...
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...
Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"
В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...
Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».
Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...
Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.
Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и на рост профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологичес...
Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».
Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования....
Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС."
Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС" знакомит с понятием "технологическая карта урока", задача которой – отразить так называемый ...