Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
методическая разработка
Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа-психологического сопровождения образования детей с признаками одаренности в начальной школе
Актуальность
Глобальные изменения°°в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей.
Основанием для разработки программы психологического
сопровождения образования детей с признаками одаренности в начальной школе (далее Программа) являются:
- Конституция Российской Федерации (ст.43).
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
При разработке°°Программы учтены требования к психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые должны обеспечивать:
· преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
· учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
· формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
· вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического°°здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
· диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
· вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Педагогический коллектив нашей школы целенаправленно работает над проблемой необходимости°°формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в образовательном учреждении.
Психологическое°°сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.
Цель Программы: создание°°психологических условий для реализации одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве школы.
Задачи
1. проведение диагностических°°обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
2. учет индивидуальности°°каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
3. психологическое обеспечение образовательных программ;
4. повышение психологической компетенции°°педагогов, родителей через просветительскую деятельность
5. развитие эмоциональной°°устойчивости, формирование навыков
саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах и др.)
Направления психологического сопровождения детей с признаками одаренности
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- педагогическим коллективом определены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
- в образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Психологическое сопровождение одаренных детей реализуется на 4-х уровнях:
Индивидуальный°°уровень представляет собой индивидуальную психолого-педагогическая работу непосредственно с талантливым или одарённым учеником. Для этого используются все формы индивидуальной работы.
Групповой уровень°°психолого-педагогического сопровождения организуется с группами талантливых и одаренных школьников. Примером такой работы могут быть групповые тренинги, групповые консультации и другие формы работы, обеспечивающие деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
Уровень класса – уровень, позволяющий°°организовать психологическое сопровождение целого класса и отслеживать
межличностные отношения всех участников образовательного процесса. Примером могут быть классные часы или специальные уроки психологии, которые проводятся для всех учащихся класса.
Уровень учреждения - на данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте°°объединенными в службу, консилиум и т. д.), выявляющими проблемы детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей детей с признаками одаренности.
Субъекты образовательного процесса, участвующих в реализации Программы
Психолого-педагогическое сопровождении обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по НМР, УВР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.
В качестве целевых групп Программы рассматриваются:
· учащиеся школы
· учителя-предметники, классные руководители,
· родители.
Сроки реализации программы: 2019-2022 гг.
Содержание программы
1. Диагностическое направление
Его целью является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников.
При выявлении детей с признаками одаренности более целесообразно использовать комплексный подход. °°При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
· различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
· специальные психодиагностические тренинги;
· экспертное оценивание детей учителями, родителями, воспитателями;
· включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
· экспертное оценивание конкретных°°продуктов творческой деятельности детей
· организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
· проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Итоги диагностического этапа:
· создание индивидуальных карт школьника;
· создание информационной базы данных детей с признаками
· одаренности;
· аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностику можно представить в виде следующих этапов:
1. Диагностика обучающихся педагогами.
Каждый классный руководитель получает пакет диагностических материалов. Педагог выступает в°°роли эксперта и диагностирует каждого учащегося по определенным критериям, описанным в методиках. Классные руководители предлагают заполнить соответствующие анкеты и родителям обучающихся. Результаты°°по классу педагоги сдают психологам для дальнейшей обработки. На данном этапе обследуется 100% обучающихся.
Предварительно на данном этапе школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», °°ознакомиться с
психологическими особенностями одаренных обучающихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению обучающихся с признаками одаренности.
Для педагогов могут быть предложены следующие методики:
1. Опросник для педагога по выявлению общей одаренности (А.И. Савенков);
2. Опросник креативности Дж. Рензулли;
3. Опросник по выявлению°°степени развитости черт личности обучающихся;
4. Методика Гребенюк для выявления учебной мотивации к учебному предмету.
Для родителей:
1. Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);
2. Карта одаренности (А.И. Савенков).
3. «Карта одаренности» (Фельдхусена Д. в адаптации)
4. «Анкета для родителей» (Рензулли Дж. в адаптации).
2. Психологическая диагностика.
Психологи по результатам проведенной педагогами и родителями экспертной оценки выделяют°°обучающихся с высоким показателем выделенных критериев, и далее с данной группой обучающихся проводится серия диагностических занятий по методикам, предназначенным для работы психологов.
В комплект для практических психологов входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития.
• тесты: Д. Векслера, Дж. Равена;
• тесты креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.);
• «Необычное использование» (тест Гилфорда в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.).
• методики для оценки уровня психосоциального развития («16 PF»
Кеттелла).
3. Углубленная психологическая диагностика для составления вариативного образовательного маршрута для одаренных обучающихся
В ходе психологической диагностики у обучающихся обнаруживаются сходные особенности°°в психосоциальном развитии и в развитии познавательной сферы, а также проблемы личностного характера. Исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей детей с признаками одаренности можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу:
· возможная мотивационная незрелость;
· неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации;
· несформированность коммуникативных умений; недостаточный уровень саморефлексии;
· повышенная°°эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции;
· трудности в сфере общения, возможная конфликтность.
В результате°°составляется индивидуальные программы сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.
2. Коррекционно-развивающее направление
Данное направление мы делим на два пункта:
1. Коррекционно-развивающая работа по преодоление трудностей в социальной и учебной адаптации, успешной коммуникации.
Основными задачами для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста являются способствование осознанию ребенком своих предпочтений и своего отличия от других людей; формирование рефлексии (самооценки своего поведения, личностных качеств); обучение планировать
свое время; формирование элементов саморегуляции, самокорректировки, самоорганизации, самопрограммирования; получение знаний о требованиях, ожиданиях, предъявляемых°°к исполнению основных°°социальных ролей; обучение контролированию своих эмоций.
2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа по подготовке обучающихся - участников конкурсов, олимпиад.
В течение года перед школьным психологом нередко ставится задача подготовить ребят к олимпиаде. У°°одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.
В школе проводятся следующие мероприятия:
· организация и проведение занятий по развитию творческого мышления обучающихся;
· занятия с элементами тренинга по развитию познавательной и творческой мотивации обучающихся;
· занятия с обучающимися по развитию интеллектуальных способностей;
· тренинговые занятия по развитию коммуникативных способностей;
· коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;
· занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов;
· совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и творческого мышления и др..
3. Просветительско-профилактическое направление
Психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросу психолого-педагогического сопровождения одаренных детей значительно
повышает мотивацию деятельности педагогов по развитию одаренности у школьников.
Подготовка°°педагогов для работы с одаренными детьми – ее стратегия, содержание, формы и методы – должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Психологическое просвещение педагогов может осуществляться в различной форме (психологический семинар, заседание МО учителей- предметников, педагогический совет) и различными°°методами (лекция, беседа, деловая игра, практикум, использование наглядности и ТСО).
Варианты мероприятия с педагогами:
Организация постоянно действующего лектория «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие».
Консультации°°для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.
Варианты мероприятий с родителями:
Родительские собрания. Примерная тематика родительских собраний: «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»; «Формирование учебной мотивации»; «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников»; «Легко ли быть одаренным ребенком».
4. Консультативное направление
Одной из актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения детей с°°признаками одаренности является организация консультативно-просветительской работы с их родителями
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Cоздание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
и учения, творческих способностей обучающихся,
3. снижение уровня тревожности обучающихся с признаками одаренности;
4. увеличение количества учащихся, участвующих в проектной, исследовательской деятельности, конкурсах, олимпиадах,
Таким образом, в рамках создания благоприятных условий для обучения, воспитания и развития одаренных детей существенная роль в этой деятельности отводится специалистам°°психологической службы школы. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательн...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования
Программа направлена на детей , имеющих трудности в обучении в связи с интеллектуальной недостаточностью. Программа является частью системы оказания комплексной коррекционной помощи обучающимся с легк...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ - УО
Рабочая программа определяет цель, задачи, принципы и содержания коррекционной работы с учащимся с умственной отсталостью...
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие с...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)
программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с УО вар 1 с 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) и НОДА
программа коррекционно-развивающих занятий 1-4 класс...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» для учащихся 3 классов
Курс психолого-педагогического сопровождения «Тропинка к своему Я» направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребён...