Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью
рабочая программа (1 класс)

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числе и педагогу-психологу, от работы которого зависит успешное овладение ребенком , имеющим те или иные нарушения в развити, образовательной программы и успешное развитие всей психической деятельности в целом на сколько это максимально возможно в каждом конкретном случае. Ниже представлена практическая программа психолого-педагогического сопровождения первоклассника с диагнозом умственная отсталость , В программе представлены основные направления работы, поставленные задачи, способы их достижения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ppsoprovozhdeniya.doc124.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №*** г. Читы

СОГЛАСОВАНО                                                                                               УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                      Родитель (законный представитель)                          Руководитель МОУ СОШ №**г. Читы

ФИО: *******                                                               ФИО: ********

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Ученика  1 «А» класса

                                                              ФИО: *******

На 2021/2022учебный год

Срок реализации программы: 9 месяцев

Ответственный за реализацию программы:

Шабанова  Елена Сергеевна

Г. Чита, 2021

Актуальность программы

  Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям (законным представителям)  в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

  Нормальное развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс познания

окружающего мира. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое

является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире

обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают

основу для самостоятельных действий. Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе

развития ребенка, следует рассматривать их значение не только для усвоения и применения

отдельных знаний и отдельных практических умений, но и для формирования общих

способностей ребенка, принимая во внимание, что большинство из этих способностей

имеет ярко выраженную сенсорную основу. Развитие ощущений и восприятий - это

необходимая предпосылка формирования более сложных мыслительных процессов у

ребенка.

  Дети с умеренными интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными

способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения

слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи,

препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их

среды.

Пояснительная записка

  Название программы : «Психолого-педагогическое сопровождение  психомоторного и сенсорного развития учеников  1 класса с умственной отсталостью».

   Цель программы: создание оптимальных условий  в обучении в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья; помочь ребенку овладеть доступными знаниями; подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя; привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении

ребенка.

   Задачи: выявлять особые образовательные потребности  ребенка  , обусловленные особенностями его физического и (или) психического развития; осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую помощь с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним; развитие психомоторики и сенсорных процессов;  развитие речи; формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.

  Работа с детьми с умственной отсталостью  и их родителями (законными представителями) построена  на принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи.
  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представления о себе.
  3. Принцип комплексности– сопровождение можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами образовательной организации и родителями (законными представителями).
  4. Принцип деятельностного подхода - психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учётом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребёнка, а также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
  5. Принцип системности  реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи, оказываемой  в реальной ситуации обучения ребёнка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности обучающегося, его сильные стороны.
  6. Принцип интегративности предусматривает интеграцию различных методов, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов; приоритет особых потребностей ребёнка.
  7. Принцип непрерывности – отражает необходимость ранней диагностики  возможностей и способностей ребёнка, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

   Участники программы: нейропсихолог и педагог - психолог, имеющие соответствующую подготовку и опыт работы; учителя и педагоги (классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель – логопед и др.), принимающие участие в образовательном процессе; ребенок, имеющий диагноз «умственная отсалость»; родители (лица их заменяющие, законные представители).

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

   Перечень оборудования: специально организованный кабинет психолога с зонами для проведения консультирования родителей, диагностической работы; комната, оборудованная для коррекционно-развивающей работы (мебель, световое оборудование, методические пособия, игры и др.); комната для релаксации также специально оборудованная (свет, музыкальное сопровождение, коврики или маты для релаксации и др.).

   Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров.

   Необходимо выделить несколько критериев, по которым происходит организация

рабочего пространства:

  1. Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой позы и др.).
  2. Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
  3. Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Содержание программы

  Содержание программы: комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение  психомоторного и сенсорного развития учеников  1 класса с умственной отсталостью».

состоит из 3 разделов:

  1 раздел - «Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 2 раздел – «Речевое развитие», 3 раздел – «Работа с родителями».

   В содержании обучения детей данной категории приоритетным является личностноориентированное взаимодействие педагога с ребенком, основанное на тщательном психолого-педагогическом изучении ребенка и его возможностей. Для получения необходимых сведений о ребенке используются следующие методы изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент(включение заданий диагностического характера в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их

совокупность. Форма изучения может быть индивидуальной или групповой.  В 1 разделе предполагается Создание банка данных детей с ОВЗ. Изучение документации (медицинских, индивидуальных карт ) в пределах доступности. Определение роли и профессиональной позиции взрослых относительно ребенка с ОВЗ. Распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения.  Психолого-педагогическая диагностика и обследование ребенка, анализ и интерпритация полученных данных для разработки индивидуальной коррекционно-развивающей программы со стороны нейропсихолога.

  Раздел 1 включает в себя темы по сенсорному развитию детей по следующим

направлениям:

 - развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики;

 - развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка). Вырезание

из бумаги. Работа в технике аппликации;

 - тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие). Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий);

 - кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела. Выразительность движений, имитация повадок животных. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов;

 - восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные). Различение цветов и оттенков. Сравнение и группировка  предметов по форме, величине и цвету. Конструирование сложных форм предметов;

 - развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Тренировка зрительной памяти;

 - восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств. Определение различных свойств веществ  (твердость, сыпучесть, вязкость растворимость);

 - развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное обозначение, определение противоположных качеств предметов;

 - развитие слухового восприятия. Выделение, различение звуков окружающей среды. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя). Прослушивание музыкальных произведений. Различение звуков, издаваемых животными. Развитие слухомоторной координации. Формирование чувства ритма;

 - восприятие пространства и времени. Ориентировка на собственном теле (правое -левое). Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ). Составление комбинаций из геометрических фигур. Времена года. Знакомство с часами ( циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

  Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства.

  В основе предложенной программы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

  Ожидаемый результат:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

  Раздел «Развитие речи». На данном этапе основную роль по развитию речи осуществляет учитель – логопед.  Нейропсихолог проводит такую работу, как  : обучение  составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.). Формирует  умение классифицировать предметы (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова. Умение строить предложения с предлогами «в», «на», выражающими пространственные отношения предметов (на парте – в парте, на шкафу - в шкафу). Продолжает  работу первого этапа по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение называть изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов. Отрабатывать употребление формы множественного числа(стол-столы, книга-книги и т.п.)Заучивание стихотворений, речёвок,  потешек, коротких песенок, скороговорок.

  Ожидаемые результаты:

 - развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

 - развитие у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности;

 -  развитие понимания речи;

 -  развитие ручной моторики;

 -  развитие активной речи.

  Раздел «Работа с родителями» включает проведение индивидуальных бесед - консультаций, лекций, по вопросам психологических особенностей детей с нарушениями развития, развитию психических недостаточностью, психофизическим возможностям и посильной трудовой деятельности этих детей, а также проведение групповых коррекционных занятий.

  Ожидаемые результаты работы с родителями:

1. Преодоление родителями неадекватных личных установок,

особенностей поведения.

2. Расширение сферы психологических знаний родителей о развитии

детей с интеллектуальной недостаточностью.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Количественный результат:

— повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак

предмета, сличать цвета на 35 % (от стартовых данных);

— повышения умения узнавать и называть основные цвета на 25 % (от стартовых данных);

— повышение уровня практической ориентации в величине предмета на 30%;

— повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ

образца на 20%.

Качественный результат:

— повышение речевой активности детей, обогащение словаря.

— повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.

— повышение уровня восприятия формы предмета.

— развитие психических процессов: памяти, мышления, восприятия, речи.

Список литературы:

1. Дупайлин М.Л. Комплексная диагностика отклоняющегося развития //Дефектология, 2008. №2.

2. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. - М., 2002.

3. Исаева Т.Н., Капланская Е.И. Коррекционная педагогика. – М., 2008.

4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2005.

5. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод пособие. – М.: Просвещение, 2008.

6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении. Самара: Изд-во СГПУ, 2009.

8.Ремезова Л.А., Галкина О.В., Логинова Н.Н. Практическое овладение школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2013.9. .Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. Творческий центр «Сфера». 2001.10. Худенко Е.Д. Современные подходы в развитии ресурсов семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», 2013г.

11. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога в системе выявления и коррекции социально-психолого-педагогических рисков сопровождающих обучение в начальной школе.

Данная работа наглядно демонстрирует модель взаимодействия педагога-психолога и педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО...

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы

В материале представлены диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их уровня обученности и воспитанности....

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Особенности организации урока рисования в начальной школе для умственно отсталых обучающихся

Особенности организации урока рисования в начальной школе для умственно отсталых обучающихся...