Система психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в начальной школе.
статья на тему
В статье описан опыт работы педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога начинается ещё до поступления ребёнка в школу..В первом классе основное направление работы психолога – содействие успешной адаптации детей к условиям нашего учебного заведения.Во втором полугодии работа сводится к преодолению возрастного кризиса 7 лет так как после завершения адаптации у детей обостряются проявления именно кризисные. Во 2-3 классах в воспитательной работе реализуются такие задачи как
- воспитание готовности к участию в гражданско-патриотической, духовно–нравственной и культурной жизни через формирование нравственных убеждений, культуры поведения, ЗОЖ и эстетического вкуса,
- формирование межличностных отношений в духе толерантности,
- поддержка творческой активности,
- профилактическая работа по формированию правильных привычек и умения делать осознанный выбор,
- профилактика суицидальных проявлений в поведении, повышение жизнестойкости.
Во 2-3 классах расширяется деятельность педагога-психолога по изучению личности обучающихся. Ведется работа по формированию классных коллективов с учетом социометрических исследований.
В четвертых классах кроме всего прочего добавляется работа по профориентации и выявлении направленности личности с целью определения профиля дальнейшего обучения, профилактика стресса, работа по психопрофилактике.
При выявлении стойких проблем в развитии ученика начальной школы он направляется на ПМПк.
Серьезной проблемой современного образования считается эмоциональное выгорание учителей. Поэтому работа в этом направлении охватывает весь педагогический коллектив начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_psihologo.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Система психолого-педагогического сопровождения
воспитательной работы в начальной школе.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во времена крушения всех нравственных идеалов. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному.
ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
Работа психолога с учащимися начинается ещё до поступления их в школу. В нашем лицее ведется курс для дошкольников «Скоро в школу» где предусмотрены занятия с психологом. Здесь проводится диагностика уровня развития основных психических процессов, уделяется внимание формированию предпосылок правильной учебной мотивации. Полученные результаты обсуждаются с педагогами, с родителями будущих первоклассников, постоянно проводятся консультации, даются рекомендации в индивидуальном порядке.
В первом классе основное направление работы психолога – содействие успешной адаптации детей к условиям нашего учебного заведения. Работа ведется по программе сопровождения психолого-педагогической адаптации.
На этом же этапе отслеживается стартовый уровень готовности детей к обучению в школе.
Первые родительские собрания в первых классах предусматривают обязательное выступление психолога по вопросам адаптации детей так как, осознав серьёзность проблемы, родители становятся участниками успешности детей.
При выявлении проблем с адаптационными процессами сначала происходит обсуждение проблемы с классным руководителем, затем с такими детьми ведется работа в малых группах или индивидуально. Выявляются причины проблемы и определяются пути её преодоления. В случае необходимости ведется работа с родителями.
Во втором полугодии работа сводится к преодолению возрастного кризиса 7 лет так как после завершения адаптации у детей обостряются проявления именно кризисные. Эта работа предусматривает консультации для педагогов и родителей и психологическую помощь детям в индивидуальном порядке.
Очень хорошо все острые проблемы обсуждать с родителями участниками родительского клуба, предоставив сначала теоретические основы знаний возрастной психологии.
Вовлечение учеников первых классов в жизнь лицея начинается с линейки 1 сентября, затем они участвуют в фотоконкурсе «Школьная пора», в октябре проводится серия занятий с психологом «Сегодня модно вести ЗОЖ» итогом, которых является конкурс коллажей
Конкурс рисунков «Мир, который построим мы» в ноябре так же предваряли занятия с психологом.
В марте занятия с психологом завершаются конкурсом рисунков «Жизнь – это счастье, сотвори его сам!»
По профилактике суицидальных проявлений в поведении проводится конкурс мероприятий «Жизнь= здоровье+семья+учеба+друзья».
Кроме моих занятий и мероприятий, первоклассники участвуют в других (гражданско-патриотических, спортивных, по ПДТТ, культурных, творческих) и таким образом постепенно вовлекаются в активную жизнь лицея.
Кроме того дети имеют возможность посещать курсы дополнительного образования. Я как психолог веду курс по развитию логического мышления и ОПФ. Он ценен тем, что помогает детям с признаками одаренности, найти область применения своим способностям, предоставляет возможность дальнейшего развития и совершенствования памяти, внимания, логического мышления.
Завершается учебный год первоклассников диагностикой умственных способностей, и делается вывод об эффективности всего комплекса мероприятий.
Во 2-3 классах в воспитательной работе реализуются такие задачи как
- воспитание готовности к участию в гражданско-патриотической, духовно–нравственной и культурной жизни через формирование нравственных убеждений, культуры поведения, ЗОЖ и эстетического вкуса,
- формирование межличностных отношений в духе толерантности,
- поддержка творческой активности,
- профилактическая работа по формированию правильных привычек и умения делать осознанный выбор,
- профилактика суицидальных проявлений в поведении, повышение жизнестойкости.
Несколько раз в течение года в начальной школе проводится акция «Телефон доверия» где мы объясняем, что если ребёнку трудно и он по каким-то причинам стесняется поделиться этим с близкими, педагогами и психологом, то он может обратиться за помощью по телефону.
Во 2-3 классах расширяется деятельность педагога-психолога по изучению личности обучающихся. Ведется работа по формированию классных коллективов с учетом социометрических исследований.
В четвертых классах кроме всего прочего добавляется работа по профориентации и выявлении направленности личности с целью определения профиля дальнейшего обучения, профилактика стресса, работа по психопрофилактике.
Ученики начальной школы на протяжении учебного года имели возможность принять участи в краткосрочных программах по сохранению и укреплению физического и психического здоровья:
- программа «Островок здоровья»,
- программе гранта Президента Российской Федерации «Классная компания»,
- в реализации проекта «Внедрение сетевой программы развития жизнестойкости в образовательных учреждениях Саратовской, Волгоградской и Пензенской области», поддержанного Фондом президентских грантов.
Работа с родителями в этом учебном году, кроме традиционных выступлений на родительских собраниях включила в себя реализацию программы по образованию родителей в рамках реализации исполнения договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества «Школа успешной семьи». Основной задачей этой программы была профилактика жесткого обращения с детьми, но проводилась с учетом особенностей нашего лицея, где такие случаи крайне редки и не систематичны. Родителям очень понравилось участвовать в тренингах.
При выявлении стойких проблем в развитии ученика начальной школы он направляется на ПМПк.
Для многих родителей принятие решения об обследовании их ребенка психолого-медико-педагогической комиссией дается с большим трудом.
К сожалению, специалистам ПМПк, употреблять слово «поздно» приходится часто. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, коррекционно-развивающие занятия, и даже смена образовательной программы, школы не смогут кардинально изменить жизнь ребёнка и его учёбу к лучшему.
Конечно, первыми обращают внимание на неполадки в детском развитии учителя. Иногда родители отказываются признавать наличие проблем, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке, начинают обвинять в предвзятом отношении, в нелюбви, в профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п.
Вместе с социальным педагогом выхожу на место жительства, используя эту возможность для проведения консультаций на территории семьи, в домашнее обстановке, это бывает эффективным особенно в случае если родители настроены агрессивно по отношению к педагогам лицея.
В работе с педагогами при подготовке к ПМПк и в случае выявления проблем в развитии ученика мне важно убедить, что не стоит умалчивать о том, что у ребенка имеются проблемы. Пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают! Видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, они не испытывают беспокойства.
Для ПМПк важно привлекать родителей, педагогов, узких специалистов к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи. Важно научиться разделять ответственность с родителями неуспевающего ученика, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей.
Кроме проблем в развитии когнитивных процессов учащихся ПМПк приходится рассматривать и проблемы в поведенческой сфере.
Мной разработана и на протяжении 2-х лет успешно реализуется программа по коррекции воровства, для создания которой были реальные предпосылки. Отмечены положительные результаты и не только в поведении, но и учебной деятельности.
В этом году участились случаи обращения родителей по поводу случаев лжи – составлена программа работы, положительные результаты так же отмечены.
Очень радует, когда с такими проблемами к школьному психологу обращаются родители – значит, нам доверяют и надеются на помощь, чувствуют нашу заинтересованность в судьбе ребёнка. А так как психокоррекционная работа включает занятия с ребенком и занятия с родителями, перекладывание ответственности на плечи педагогов не происходит. Конечно, работа психолога в таких случаях ведется в условиях соблюдения конфиденциальности и даже педагоги иногда не знают об истинных целях индивидуальной работы.
Серьезной проблемой современного образования считается эмоциональное выгорание учителей. Поэтому работа в этом направлении охватывает весь педагогический коллектив начальной школы. В нашем лицее педагоги работают в условиях дефицита времени с огромным энтузиазмом и желанием всё сделать безукоризненно. Регулярно проводится тестирование педагогов начальной школы, и отслеживаются изменения по фазам напряжения, резистенции, истощения с выдачей рекомендаций. При необходимости проводится индивидуальная работа, направленная на повышение чувства собственного достоинства, снижению усталости и повышению энтузиазма, уверенности в своих силах, преодолению склонности к интроверсии. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания нацелен на повышение стрессоустойчивости и обучению приемам снятия эмоционального напряжения.
В работе по этому направлению помогают наличие сплочённого педагогического коллектива в начальной школе, который оказывает поддержку, и эффективный стиль руководства.
Педагог, особенно в начальной школе, как актер, всегда должен быть в форме, всегда должен быть в хорошем настроении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе
Методическая разработка...
Роль педагога-психолога в системе выявления и коррекции социально-психолого-педагогических рисков сопровождающих обучение в начальной школе.
Данная работа наглядно демонстрирует модель взаимодействия педагога-психолога и педагогов начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие с...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....
Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя начальной школы
В материале представлены диагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их уровня обученности и воспитанности....