Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
статья на тему
В данной статье представлены отличительные особенности традиционного типа урока повторения-обощения от современного урока обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам. Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую учителя проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Статья предназначена для учителей осуществляющих работу по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
Чивилёва Галина Фёдоровна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 145 г. Санкт-Петербурга 27.03
Важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую учителя проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с учителем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».
Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.
№ п.п. | Сравниваемые признаки | Традиционный урок повторения-обобщения | Современный урок обобщения и систематизации знаний |
1 | Учебные цели урока | 1) повторить и закрепить пройденный материал; 2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде. | 1) актуализировать знания учащихся; 2) углубить полученные знания; 3) обобщить знания; 4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания. |
2 | Развивающие цели урока | Развить умения: 1) группировать объекты; 2) выделять сходства и различия между ними; 3) приводить знания в систему. | 1) устанавливать связи внутри понятий, законов, общей картины мира; 2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий; 3) устанавливать причинно-следственные связи между ними. |
3 | В основе систематизации | Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем. | Решение вопросов и анализ полученных результатов, выраженный в виде выводов.( РАССКАЗА,.) |
4 | Способ представления знаний | Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала. | Знание представляется в соответствии с его познавательным значением. |
5 | Форма обучения | Информационно-объяснительное обучение. | Деятельностное, развивающее обучение. |
6 | Время организации урока | В конце изучения темы, раздела курса ИЛИ УРОКА. | На любом этапе изучения темы, раздела, урока |
Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных методов обучения.
Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.
Технология проведения уроков систематизации и обобщения знаний учащихся.
На этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний учителю необходимо:
1. Распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек;
2. Организовать расстановку учебной мебели в классе, таким образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;
3. Заранее подготовить карточки с разными вариантами вопросов и заданий
Данный урок состоит из трех этапов.
I. Этап решения вопросов.
Учитель читает вопросы, а ученики отвечают на них по следующему принципу: сначала отвечает ученик из первой группы, который раньше всех поднял руку. При правильном ответе балл идёт в счёт данного ученика и в копилку команды. Если же ответ неправильный, то право отвечать переходит к следующей команде, участник которой первый поднимет руку.
Итогом первого этапа является заполнение учащимися карточек основными понятиями , изученными при прохождении данной темы.
II. Этап решения теоретических заданий.
Каждая из команд получает по заданию и выполняет его в течение некоторого времени. Затем каждая группа по очереди у доски представляет ответ своего всему классу, причём каждый член группы должен отвечать за какой-то конкретный этап решения задания. Например, если в группе 4 человека, то первый ученик анализирует условие задания, второй – представляет рисунок, иллюстрацию или текст к заданию, третий – решение задания, четвёртый – анализирует полученный ответ. После того, как группа представила выполненное задание, группы-соперники задают вопросы.
В конце второго этапа ученики перечисляют методы (способы) выполнения задания ( работа с текстами различного вида- поиск информации, анализ информации, применение информации в выполнении задания, дискуссия по применению полученных данных и т. д.)
III. Этап выполнения экспериментальных заданий.
Каждая команда получает по экспериментальному заданию и карточку с элементом кроссворда для вписывания результата. Через некоторое время группы вновь представляют выполнение заданий всему классу. Так же, как и на этапе II каждый несёт личную ответственность за успех своей группы. Например, первый ученик представляет решение задания, второй – выполняет подборку текстов, иллюстраций, третий – отмечает неточности или несовпадения, а четвёртый – анализ результатов. Затем группы-соперники задают вопросы.
В конце третьего этапа ученики делают выводы, обобщая полученные в ходе работы результаты..
Итог урока: учитель и ученики выводят итоговые оценки по результатам деятельности на уроке. Отметим, что ученики после каждого этапа урока на специальных бланках должны оценить свою деятельность, деятельность членов своей группы, а также поставить отметки за работу другим группам.
Особенности разработанной технологии.
1. Использование на уроках систематизации и обобщения знаний решения экспериментальных заданий. Решение данного типа заданий позволяет не только актуализировать знания учеников и развивать у них исследовательские навыки, но и организовать своеобразный поиск, добычу новых знаний самими учащимися, что вызывает у них огромный познавательный интерес и положительные эмоции.
2. Второй отличительной особенностью является то, что данный метод даёт возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого из них.
3. Работа в группах. Отметим принципы, отличающие работу в группах в рамках разработанной технологии от традиционной организации взаимодействия учащихся в группах:
- положительная взаимозависимость обучаемых;
- развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу»;
- индивидуальная отчётность;
- личная ответственность;
- социальные навыки (навыки работы в команде);
- рефлексия или обсуждение работы (внутригрупповая оценка и самооценка деятельности школьников).
Следует отметить, что выполнение такого типа заданий является удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний и что самое главное – положительных эмоций после урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок систематизации и обобщения знаний. 2 класс. Английский язык
конспект урока по обобщению и систематизации знаний за первое полугодие. прилагается презентация...
Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»
Урок по русскому языку 2 классТема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...
Открытый урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Части речи" (3 класс, «Перспектива»)
Курс: Русский язык (3класс Перспектива)Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова «Русский язык» учебник 3 класс, Просвещение, 2013 г...
Доклад на тему: структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (тип урока- совершенствование).
Адаптированные наукоёмкие понятия структуры урока систематизации и обобщения знаний и умений (т.е. совершенствование) по ФГОС....
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи"....
Урок систематизации и обобщения знаний и умений (Многозначные числа. Математика, 4 класс)
Технологическая карта урока...
Урок систематизации и обобщения знаний по математике в 3 классе для глухих обучающихся.
Урок систематизации и обобщения знаний по математике в 3 классе для глухих обучающихся. Углубление, обобщение и систематизация знаний табличного умножения и деления чисел за счёт реализации...