Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_4.docx | 184.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ СОШ с.Суадаг в с. Хаталдон
Урок по русскому языку в 4-м классе по теме:
« Части речи»
(Урок систематизации и обобщения знаний)
Подготовила:
учитель начальных классов
Джиоева Светлана Вячеславовна
Хаталдон 2018
Урок по русскому языку в 4-м классе
по теме: « Части речи» согласно требованиям ФГОС.
(Урок систематизации и обобщения знаний)
Тема: Части речи
Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.
- Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей
- Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Развивать умение высказывать своё предположение;;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Общеучебные:
- формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Логические: Развивать умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь работать в паре.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.
Оборудование: интерактивная презентация; карточки; документ-камера; интерактивная доска, приставка, перо;
Планируемые результаты:
- Совершенствование навыка классификации частей речи, навыка определять грамматические признаки, находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок .
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?( ……… )
- А я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.
А девизом нашего урока станут слова:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи»
- Почему эти слова важны для нас на уроке?(………)
Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.
- Определение темы урока, постановка учебных задач.
- Прочитайте эпиграф на доске.
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?(………………..….)
- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)(………………..)
– Что для вас понятие Родина? (……………….)
--Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.
--- Заглянем в толковый словарь:( ……………………………………………….)
-- Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.(………….)
-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему Родина.
(устно, фронтальная работа)
- Я составила вот такой синквейн.
1. Родина.
2. Малая, большая.
3. Родиться, жить, помнить.
4 .Место, где родился человек.
5.Отечество.
- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?(…………)
- Давайте вспомним в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.
- Скажите, а чем отличаются данные слова?(…………………)
- Определите тему урока. А эта тема для вас новая?(………………)
- Поставьте учебные задачи:
(распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним).
-- В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.
3.
4.На доске написаны слова:
прив…ла, ел…ник, л…сной, тр…пинка, Кузьма, ненас…ный, тр…щали, мес…ц, быстр… .
- Прочитайте написанные на доске слова. Постарайтесь их запомнить.
- Сгруппируйте данные слова по частям речи.
– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
- Найдите среди написанных слов «лишнее».
- Составьте предложение, используя данные слова.
-Разберите его по членам.
(……………………………………………………………………………………….)
Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.
- Что вы знаете о частях речи?
- Как определить какой частью речи является слово?
- Давайте попробуем это сделать.
5. Применение знаний и умений.
Работа в парах. (Дети по абзацам читают вслух текст)
-Как вы думаете почему я приготовила текст про РСО-Аланию и Владикавказ?(…………………………………………………)
- Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.
РСО-Алания
Ты наверняка знаешь, что Республика Северная Осетия – Алания является одной из республик, входящих в состав Российской Федерации или России.
РСО – Алания – твой родной край, знакомый тебе с детства. Здесь ты учился ходить, говорить, познавать мир. И сейчас, окружённый его заботой, растёшь, постигаешь науки, учишься быть достойным гражданином своей Родины.
Тебе повезло, что ты живёшь в Северной Осетии. Это один из самых замечательных уголков Земли с неповторимой природой и добрыми людьми. Не могут не волновать душу величавые горы, живописные ущелья, бурные реки…Красота родного края вдохновляет нас на творчество, воспитывает добрые чувства.
Столица Северной Осетии – город Владикавказ – один из самых красивейших городов не только Северного Кавказа, но и России.
История повествует о том, что город Владикавказ возник на месте военной крепости, построенная более двухсот лет тому назад для укрепления южных рубежей России.
Жители Северной Осетии – трудолюбивые и талантливые люди. Благодаря их стараниям, наша республика известна в России и за её пределами как центр науки, образования и культуры.
Существ | Прилаг. | Глагол | Местоим. | Числит. | Предлог | Союз |
Проверка 1 ученика на документ – камере.
- (Дети зачитывают другие варианты.)
- Оцените свою работу.
6.
- Некоторые части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
Оцените свою работу.
- А теперь отдохнём
7. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8.- Предлагаю повторить падежи.
1чел- расставляет правильный порядок падежей.
2 чел- порядок вопросов.
3 чел – склоняет словосочетание «русский язык»
(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)
И.п - (кто? что?) русский язык
Р.п - (кого? чего?) русского языка
Д.п – (кому? чему?) русскому языку
В.п – (кого? что? ) русский язык
Т.п – (кем? чем? ) русским языком
П.п – (о ком? о чём?) о русском языке
Оцените работу
8.
1.Работа в группах.
Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. Определите род, число, падеж, склонение у имен существительных.
- На чужбине родная землица во сне снится.
-Любящая мать- душа семьи и украшение жизни.
- Дерево держится корнями, а человек- семьёй.
- Ребята, и зарубите себе на носу, что семья- это самое дорогое, что есть у человека.
- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы.
)
9. - Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) и запишите в тетрадь столбиком:
Чешут языком –
Витаете в облаках –
Прикусим язык –
- Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски) болтают, мечтаете, замолчим
- Как называются противоположные по смыслу слова? – (Антонимы).
- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?
- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»
Оцените свою работу.
10. Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция
-- Назовите мне учебную задачу нашего урока.
- А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
- Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)
11. Рефлексия учебной деятельности.
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)
«Дело мастера боится»
«Добрый разум не наживают сразу»
- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
- Открытия, хорошее настроение нам сегодня подарил русский язык. Нашу речь, наш язык поэтому и называют великим, могучим нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу.
- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ирины Некрасовой:
Любовь, надежда, истина, здоровье,
Труд, мир, культура, творчество, семья — Вот жизни человеческой основа
И связь простая между МЫ и Я.
Познай слов этих глубину и мудрость,
Открой извечных истин суть.
Попробуй дел не совершать впустую,
Свои объятья миру распахнуть.
13. Домашнее задание.
Написать мини сочинение о своей семье.
Понаблюдайте: какие части речи чаще использовались в своем сочинении.
14. Клип «Гимн семье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку в 4 классе "Грамматический турнир. Повторение. Части речи"
В данной разработке представлены задания по повторению темы "части речи" и презентация учителя о деревьях...
Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"
17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Повторение. Части речи"
Данный материал пригодится для уроков русского языка при повторении знаний о частях речи....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе по теме «Имя существительное. Обобщение».
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "имя существительное. Обобщение"...
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....
Конспект урока по русскому языку в 2-м классе на тему: «Части речи».
Обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте)...