Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: « Части речи» (Урок систематизации и обобщения знаний).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Джиоева Светлана Вячеславовна

Урок систематизации и обобщения знаний по разделу "Части речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_4.docx184.79 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с.Суадаг в с. Хаталдон

Урок по русскому языку в 4-м классе по теме:

« Части речи»

(Урок систематизации и обобщения знаний)

                                           Подготовила:

                                  учитель начальных классов

 Джиоева Светлана Вячеславовна

Хаталдон 2018

Урок по русскому языку в 4-м классе

 по теме: « Части речи»  согласно требованиям ФГОС.

(Урок систематизации и обобщения знаний)

Тема: Части речи

Цель: Обобщать и систематизировать  знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их  по  существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.
  • Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей
  • Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

  • Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Развивать  умение высказывать своё предположение;;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Общеучебные:

  • формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Логические: Развивать  умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь  работать в паре.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.

Оборудование:  интерактивная презентация; карточки; документ-камера; интерактивная доска, приставка, перо;

Планируемые результаты:

  • Совершенствование навыка классификации  частей речи, навыка определять грамматические признаки, находить и различать части речи в предложениях и тексте. 

Ход  урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок .

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие  захотели вновь прийти.

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?( ………   )

- А я жду от вас грамотных ответов и  активности на уроке.

А девизом нашего урока  станут слова:

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи»

- Почему эти слова важны для нас на уроке?(………)

Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.

  1. Определение темы урока, постановка учебных задач.

- Прочитайте эпиграф на доске.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... 
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. 

Александр Иванович Куприн

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?(………………..….)

- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)(………………..)

– Что для вас понятие Родина? (……………….)

--Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно.

--- Заглянем в толковый словарь:( ……………………………………………….)

-- Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.(………….)

-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему  Родина.

(устно, фронтальная работа)

- Я составила вот такой синквейн.

1. Родина.
2. Малая, большая.
3. Родиться, жить, помнить.
4 .Место, где родился человек.
5.Отечество.

- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?(…………)

- Давайте вспомним  в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.

- Скажите, а чем отличаются данные слова?(…………………)

- Определите тему урока. А эта тема для вас новая?(………………)

- Поставьте учебные задачи:

(распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним).

-- В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.

3.

C:\Users\User\Pictures\img36.jpg

4.На доске написаны слова:

прив…ла, ел…ник, л…сной, тр…пинка, Кузьма, ненас…ный, тр…щали, мес…ц, быстр… .

- Прочитайте написанные на доске слова. Постарайтесь их запомнить.

- Сгруппируйте данные слова по частям речи.

– По каким  признакам  вы  различали  части  речи? (По значению, вопросу.)

- Найдите среди написанных слов «лишнее».

- Составьте предложение, используя данные слова.

-Разберите его по членам.

 (……………………………………………………………………………………….)

Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.

- Что вы знаете о частях речи?

- Как определить какой частью речи является слово?

- Давайте попробуем это сделать.

5. Применение знаний и умений.

Работа в парах.  (Дети по абзацам читают вслух текст)

-Как вы думаете почему я приготовила  текст про РСО-Аланию и Владикавказ?(…………………………………………………)

- Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.

РСО-Алания

Ты наверняка знаешь, что Республика Северная Осетия – Алания является одной из республик, входящих в состав Российской Федерации или  России.

РСО – Алания – твой родной край, знакомый тебе с детства. Здесь ты учился ходить, говорить, познавать мир. И сейчас, окружённый его заботой, растёшь, постигаешь науки, учишься быть достойным гражданином своей Родины.

Тебе повезло, что ты живёшь в Северной Осетии. Это один из самых замечательных уголков Земли с неповторимой природой и добрыми людьми. Не могут не волновать душу величавые горы, живописные ущелья, бурные реки…Красота родного края вдохновляет нас на творчество, воспитывает добрые чувства.

Столица Северной Осетии – город Владикавказ – один из самых красивейших городов не только Северного Кавказа, но и России.

История повествует о том, что город Владикавказ возник на месте военной крепости, построенная более двухсот лет тому назад для укрепления южных рубежей России.

Жители Северной Осетии – трудолюбивые и талантливые люди. Благодаря их стараниям, наша республика известна в России и за её пределами как центр науки, образования и культуры.

Существ

Прилаг.

Глагол

Местоим.

Числит.

Предлог

Союз

Проверка 1 ученика на документ – камере.

- (Дети зачитывают другие варианты.)

- Оцените свою работу.

6.

- Некоторые части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)

1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

Оцените свою работу.

- А теперь отдохнём

7.    Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

8.- Предлагаю повторить падежи.

1чел- расставляет правильный порядок падежей.

2 чел- порядок вопросов.

3 чел – склоняет словосочетание «русский язык»

(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)

И.п  -   (кто? что?)       русский язык

Р.п  -  (кого? чего?)     русского языка

Д.п –   (кому? чему?)  русскому языку

В.п –   (кого? что? )     русский язык

Т.п –   (кем? чем? )     русским языком

П.п –   (о ком? о чём?)    о русском языке

Оцените работу

8.

1.Работа в группах.

Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. Определите род, число, падеж, склонение у имен существительных.

- На чужбине родная землица во сне снится.

-Любящая мать- душа семьи и украшение жизни.

- Дерево держится корнями, а человек- семьёй.

- Ребята, и зарубите себе на носу, что семья- это самое дорогое, что есть у человека.

- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему? Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы.

)

9.     - Прочитайте некоторые из них (фразы записаны на доске столбиком) и запишите в тетрадь столбиком:

Чешут языком –

Витаете в облаках –

Прикусим язык –

- Определите и подпишите лицо и число глаголов. А теперь давайте запишем снизу вверх во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе (один ученик у доски)    болтают, мечтаете, замолчим

- Как называются противоположные по смыслу слова? – (Антонимы).

- Правильно. Никто не догадался, почему я задала вам такой вопрос?

- Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»

Оцените свою работу.

10.     Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция

--  Назовите мне  учебную задачу нашего урока.

  • А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
  • Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей?  (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)

11.  Рефлексия учебной деятельности.

-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)

«Дело мастера боится»

«Добрый разум не наживают сразу»

- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

- Открытия, хорошее настроение нам сегодня подарил русский язык. Нашу речь, наш  язык поэтому и называют великим, могучим нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу.

- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.

- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ирины Некрасовой:

Любовь, надежда, истина, здоровье,
Труд, мир, культура, творчество, семья —                                                                                                   Вот жизни человеческой основа
И связь простая между МЫ и Я.
Познай слов этих глубину и мудрость,
Открой извечных истин суть.
Попробуй дел не совершать впустую,
Свои объятья миру распахнуть.

13.  Домашнее задание.

Написать мини сочинение о своей семье.

Понаблюдайте: какие части речи чаще использовались в своем сочинении.

14. Клип «Гимн семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку в 4 классе "Грамматический турнир. Повторение. Части речи"

В данной разработке представлены задания по повторению темы "части речи" и презентация учителя о деревьях...

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Повторение. Части речи"

Данный материал пригодится для уроков русского языка при повторении знаний о частях речи....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе по теме «Имя существительное. Обобщение».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "имя существительное. Обобщение"...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....

Конспект урока по русскому языку в 2-м классе на тему: «Части речи».

Обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте)...