Социо-игровоой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология формирования метапредметных результатов
учебно-методический материал по теме
Описание использования технологии социо-игрового стиля работы в урочной и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_min.prezentatsiya_opyta_yurkova_g.a.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология формирования метапредметных результатов
(Все в твоих руках или бабочка социо – игрового стиля)
1.Актуальность опыта (проблемы)
«Все в твоих руках», - сказал мудрец человеку, сжимавшему в ладонях бабочку. Вы все хорошо знаете эту притчу о бабочке. Несколько лет назад она произвела на меня неизгладимое впечатление.
Три года назад, перейдя на Новые стандарты, и всматриваясь в 28 пар детских глаз первоклассников, я понимала, что все в моих учительских руках.
Дети – они как бабочки. Все разные, и совсем не похожи друг на друга.
И к каждому необходимо найти свой индивидуальный подход. Какие условия создать на уроке для личностного развития каждого – «здесь-и-сейчас» – присутствующего ребёнка?
Современные дети не могут похвастаться богатырским здоровьем. Они такие же хрупкие, ранимые и беззащитные, как бабочки.
Бабочки любят порхать, резвиться. Дети любят бегать, прыгать, двигаться. А в школе – по 5 уроков сидят. Как сохранить их здоровье?
При современном разнообразии телевизионных и компьютерных обучающих программ скучная жизнь на уроке, безэмоциональное образование оказываются в глазах учеников неконкурентоспособными. Передо мной встал вопрос, какие технологии использовать, чтобы ученики были субъектами деятельности и самостоятельно открывали для себя окружающий мир.
Наши ученики – это люди нового поколения, современники информационного общества. Современные дети любят играть, но играют в телефонах, в гаджетах. И почти не умеют играть в коллективные игры и взаимодействовать. И общаются, в основном, с компьютером и телевизором.
Вот и должны мы на своих уроках давать детям возможность нормальной жизни. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).
Жизнь бабочек не назовешь скучной. Мне очень хотелось, чтобы каждый урок приносил и пользу, и радость всем: и самому учителю, и его ученикам, чтоб нескучным труд ученья был.
Как это сделать?
Когда я познакомилась с технологией социо-игрового стиля, я поняла что нашла ответы на свои вопросы.
Использование этого стиля в учебном процессе стало ключевой идеей моей педагогической деятельности и опыта работы.
А бабочка – моим учительским талисманом.
Я поставила перед собой цель: формирование метапредметных результатов обучающимися через технологию социо – игрового стиля.
Определила следующие задачи: они на слайде перед вами.
- Освоить и реализовать технологию социо-игрового стиля в образовательном процессе.
- Формировать положительную учебную мотивацию.
- Формировать универсальные учебные действия.
- Обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья через двигательную активность на уроке.
Теоретическая интерпретация опыта:
Социо –игровая технология описана в трудах Евгения Евгеньевича Шулешко, Александры Петровны Ершовой, Вячеслава Михайловича Букатова.
- Почему социо-игровая?
Социо – означает малый социум, на занятии организуются микро-группы.
Занятия организуются как игра-жизнь между микрогруппами учащихся и одновременно в каждой из них.
В социо-игровой «режиссуре урока» есть свои «три кита»: движение, вариативность и работа малых групп.
В социо-игровой педагогике существует БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.
Бабочка авторами придумана для того, чтобы подсказывать, что учителю на уроке нужно делать, чтобы избежать заорганизованности и уберечь детей от скуки. Другими словами, бабочка выполняет роль наглядного руководства.
На первый взгляд, бабочка производит впечатление необычной таблицы с обилием странных терминов. Но именно она помогла мне разобраться в технологии социо-игрового стиля.
В верхней части левого и правого крыла бабочки прописаны этапы урока:
1. Блуждание по тексту
2. Поиск странностей.
3. Вариативность смыслов.
4. Выражение замысла.
Несмотря на то, что названия этапов непривычны педагогам, но они полностью соответствуют логике системно – деятельностного подхода.
В нижней части крыльев бабочки прописан конечный результат каждого этапа урока.
У бабочки два крыла, на каждом из которых по 12 ячеек. В свою очередь каждая ячейка состоит из двух треугольных полусекторов. Ученическое продвижение по треугольничкам обычно происходит и скачкообразно, и непоследовательно. Для каждого ребёнка траектория оказывается своей. И «групповая работа» обеспечивает каждого ребёнка возможностью находиться в том самом треугольничке, в котором ему «здесь и сейчас» быть лучше всего.
Левый край таблицы подсказывает нам о том, что сначала на занятии необходимо дать выход непроизвольным детским движениям (всматриваться, говорить, двигаться), затем обеспечить возможность восприятия ими «работы других» (двигать других, видеть других, слышать других), - вот тогда, «как по маслу», даже самые слабые ученики начнут двигать себя, видеть себя, слышать себя.
Сущность социо-игрового стиля работы основатели его определили такой формулировкой: «Мы не учим, а создаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Практический опыт использования:
В моей профессиональной практике можно выделить несколько направлений, в которых я активно использую технологию социо –игрового стиля:
- Построение урока
- Реализация внеурочной деятельности («Я-исследователь», «Всезнайка», «Умники и умницы»)
- Организация внеклассной работы
- Проведение родительских собраний
При проектировании урока, внеурочных занятий, родительского собрания, я придерживаюсь золотых правил социо – игровой технологии.
1 правило: работа малыми группами
Деятельность младших школьников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в пары, тройки, по 4-5 детей.
На своих уроках я применяю разные приемы деления:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
- четный - нечетный, однозначный – двузначный, номер квартиры.
2 правило: «Смена лидерства» (проявление активности).
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он постоянно меняется. На развитие активной позиции, самостоятельности, умения взять ответственность направлен и мой педагогический проект «Лидер во мне», построенный на идее смены лидерства.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.
На моих уроках обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках класса: в центре, за столами.
4 правило: Смена темпа и ритма.
Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Использование театральных и игровых приемов.
Социо - игровая технология предполагает использование разных игровых приемов. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
В своей практической деятельности я использую разные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя (перечислить).
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
6 правило: ориентация на принцип полифони:
Для себя я это правило называю образно «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ну а если только за одним зайцем гоняться, то КПД будет малым.
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
7 правило: искусство понимания
Социо – игровой стиль ориентирован на работу с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Продукты детского творчества (детские стихи, инсценировки, сценки) не анализируются и не оцениваются, а признаются как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Социо – игровая технология ориентирована на понимание разных текстов, как литературных, так и живописных, музыкальных, математических, справочных. Поэтому на своих уроках я часто работаю с классическими образцами в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.
Результативность:
Используя технологию социо – игрового стиля, наблюдая за детьми и анализируя результаты, я пришла к следующим выводам:
1. Применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического и физического здоровья. В моем классе значительно сократились пропуски уроков по болезни.
Пропуски уроков по болезни
2012-2013 уч.год 1 класс | 2013-2014 уч.год 2 класс | 2014-2015 уч.год I полугодие 3 класса |
872 | 656 | 239 |
2. В результате использования социо – игровой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, сохраняется устойчивая положительная мотивация к обучению. На данный момент в моем классе нет учащихся с низким уровнем школьной мотивации. Все учащиеся демонстрируют положительную мотивацию к школе.(диагностика Н.Г.Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»)
3. Я уверена, что именно данная технология помогает мне формировать метапредметные результаты. На данных диаграммах видна положительная динамика сформированности коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.
Уровень сформированности коммуникативных УУД
Уровень сформированности регулятивных УУД
Уровень сформированности познавательных УУД
Уровень сформированности личностных УУД
4. Диагностика, проводимая в рамках реализации проекта «Лидер во мне», также подтверждает положительную динамику сформированности таких качеств, как умение решать проблемы, влияние на окружающих, наличие творческого подхода, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой.
А – Умение определять свои лидерские качества Б – Коммуникативные качества В – Умение решать проблемы Г – Влияние на окружающих Д – Наличие творческого подхода Е – Знание правил организаторской работы Ж – Организаторские способности З – Умение работать с группой |
Показатель 10 – средний уровень развитости качества
Показатель меньше 10 – слабый уровень развитости качества
Показатель больше 10 – высокий уровень развитости качества.
Также показателем результативности реализации данной технологии подтверждает и тот факт, что наш класс стал победителем конкурса «Класс года», что может говорить об активной жизненной позиции учащихся, о высоком результате участия в коллективных творческих делах.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и совершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е.чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Есть еще одна поучительная притча:
Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка и казалось, что у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья.
Она так и не смогла летать.
Усилия, которые прилагают мои дети в самостоятельном приобретении знаний, в освоении способов деятельности, позволяют им окрепнуть и реализовать себя в жизни. Я хочу, чтобы мои ученики летали!
Шулешко Евгений Евгеньевич (1930-1996) -
философ, психолог, педагог-исследователь; создатель педагогической системы дошкольного и начального образования, решающей проблемы успешности в обучения для всех детей.
Александра Петровна ЕРШОВА - кандидат педагогических наук, специалист в вопросах педагогики искусства и театральной педагогики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».
Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....
Опыт работы "Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов".
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...
«Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий обучающихся на уроках посредством использования эффективных педагогических технологий».
Выступление на МО....
«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
Мастер-класс «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, способствующими формированию метапредметных результатов.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса п...
Доклад по теме «Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внут...