Опыт работы "Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов".
опыты и эксперименты на тему
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_integratsiya_soderzhaniya_obrazovaniya.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»
Юркина Светлана Владимировна
Описание системы работы
Юркиной Светланы Владимировны,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №31 с углубленным
изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов.
1. Актуальность темы
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Интеграция в обучении дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей. Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.
Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.
Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.
2. Интеграция предметов в начальной школе
2.1. Суть интеграции
Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.
В законе "Об образовании в РФ" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
2.2. Уровни интеграции
Как показал анализ литературы, на сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия “интеграция”, хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова “интеграция”, например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и т.п. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:
- интеграция – “процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения” (Н.С. Сердюкова);
- интеграция – “ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира” (Г.А. Монахова).
Очевидно, что большинство педагогов опираются на процессуальные характеристики явления педагогической интеграции.
Более полное понятие интеграции в педагогике, на мой взгляд, дает В.С. Безрукова.
Педагогическая интеграция – это создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся.
Так как я выяснила, что интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни, По вопросу определения уровней педагогической интеграции у педагогов мнения расходятся.
Так В.П. Аберган устанавливает такие уровни интеграции в учебном процессе:
1) межпредметные связи,
2) дидактический синтез,
3) целостность.
И. Коложвари, Л. Сеченикова выделяют четыре уровня интеграции:
1) интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений на интегрированном курсе;
2) объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов;
3) сравнительно-обобщающее изучение материала;
4) самостоятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.
Эти выделенные уровни отличаются различными подходами и являются многоаспектными. Я считаю, что различное выделение уровней в педагогической интеграции происходит от смешения понятий двух терминов “содержание образования” и “содержание обучения”, которые широко используются в педагогической литературе в последние десятилетия. Разница между ними обусловлена различием самих понятий “образование” и “обучение”.
Поскольку образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступающих в нем в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированное™ мировоззрения, развитии качеств личности, то и содержание образования – это тот заданный (желанный) результат, который формулируется в Государственном образовательном стандарте в виде требований к знаниям, умениям и навыкам.
Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели. В качестве содержания обучения выступают учебная информация и комплекс задач и упражнений, обеспечивающие в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний. В свернутом виде содержание обучения представлено в виде учебного плана, более развернуто – в учебных программах, полно – в учебниках, учебных пособий, дидактических материалов, в сообщении учебной информации преподавателем.
На мой взгляд, выделение уровней в педагогической интеграции должно быть одноаспектное. В рамках данной работы рассмотрим выделяемые педагогами уровни интеграции содержания обучения.
Доктор педагогических наук В.Т. Фоменко, изучая интеграционные процессы в школе, выделяет: минимальный уровень интеграции содержания – это уровень традиционных межпредметных связей, “фрагментарного характера, так и значительного взаимопроникновения разнокачественных систем содержания”; высокий уровень интеграции определяется “органическим слиянием, глубиной взаимопроникновения разнородных и достаточно крупных массивов содержания”. Так же двухуровневую интеграцию видит Т.Г. Браже. По ее мнению, интеграция может быть внутрипредметной и межпредметной.
Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются и ее виды. В.Т. Фоменко, А. Католиков, И.В. Кошмина различают горизонтальное и вертекальное интегрирование. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.
Уровни интеграции содержания учебного материала.
Уровни | Содержательный отбор и структурирование учебного материала | Особенности построения самого процесса изучения | |
Внутрипредметная интеграция.
| (высокая степень интеграции) | Спиральная структура на основе принципа концентричности. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. | Особенность – исходная проблема, не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубления познания. |
Межпредметная интеграция. | Межпредметный связи (слабая степень интеграции) | 1. Горизонтальный тематизм. Линейная структура. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные) 2. Вертикальный тематизм. Объединение несколько школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели | Особенность – включается эпизодически материал других предметов; – сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; – в целом сохраняется программа урока; – тема может быть рассмотрена на программном учебном материале или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя: – уделяется различное количество времени: от пяти минут и более; – воплощение на уроке различно: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение |
2.3. Формы интеграции
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).
Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).
Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока
Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность (рис. 3).
Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.
Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.
Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока
Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д.
Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока
Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.
2.4. Примеры интеграции.
Одно из направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок отличается от обычного урока. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
При планировании и организации интегрированных уроков я учитываю следующие условия:
- Чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока, потому что объединяются блоки знаний различных предметов;
- При планировании необходим тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности.
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока (внутрипредметная интеграция), употребляя для этого разнообразные задания по целям воздействия и использования на различных уроках.
Пример. Математика.
Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна. Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, аренда, бизнес и т.п.
Учебные задания с экономической информацией один из возможных вариантов разнообразия трудоемкой и довольно скучной работы по совершенствованию вычислительных навыков.
Каждое задание содержит вопрос, связанный с той или иной экономической терминологией, которую ребенок неоднократно слышал в семье, в школе, на улице. Математические задания выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания.
1. Как можно назвать продукт, который изготовили не для того, чтобы потребить его самим, а для того, чтобы продать?
ДЕНЬГИ 20
ТОВАР 10
Подтвердишь правильность выбора ответа, если решишь следующую задачу: “В лесном хоре "Мисолька" поют 15 скворцов, а соловьев – на 8 птиц меньше. Из всех птиц первыми голосами поют 12 птиц, а остальные – вторыми голосами. Сколько птиц в хоре ”Мисолька” поют вторыми голосами?”
Одни люди занимаются производством продуктов питания, другие шьют одежду, третьи делают машины и т.д. Тот, кто произвел молоко, хлеб и другие продукты питания, должен обменять их на одежду, обувь, игрушки. Товар – это то, что получается в процессе производства и предлагается для продажи.
2. Помнишь мультфильм про дядю Федора и его кота Матроскина? Как называют в экономике явление, когда кот Матроскин взял корову напрокат у государства? ФЕРМЕР АРЕНДА
Свой ответ подтвердишь, если заполнишь пустые клетки буквами, заменяя каждое число суммой меньших чисел из таблицы:
7 | 10 | 4 | 5 | 9 | 7 |
2 | 5 | 7 | |
2 | Е | А | Д |
3 | Н | Е | Р |
1 | К | Ф | и |
3. “Из Москвы и Киева, расстояние между которыми 860 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость московского поезда 60 км/ч, а киевского 50 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 5 ч их движения?”
Проводится беседа по вопросам:
- Чтобы изобразить расстояние от Москвы до Киева отрезком в тетради, какой масштаб удобно выбрать? (1 см соответствует 100 км.)
– Какой длины отрезок будет в тетради при этом масштабе? (Длина отрезка будет 8 см 6 мм.)
4.При ознакомлении учащихся с вычислением площади прямоугольника и его периметра возникают условия для приобретения учащимися навыков выражать измерения на местности в определенном масштабе на плане. Я предлагаю одному из учеников измерить длину и ширину стола, размеры которого 120 и 80 см. Эти числа записываю на доске, а учащиеся в тетради. Затем спрашиваю:
- Как изобразить стол на плане? (Надо уменьшить его длину и ширину.)
– Во сколько раз надо уменьшить его размеры, чтобы можно было план начертить в тетради? (Надо уменьшить в 10 раз.)
– Сколько сантиметров на плане будут составлять длина и ширина стола? (12 и 8 см.)
– Как записать установленный нами масштаб? (Масштаб 1:10.)
Учащиеся в своих тетрадях рисуют прямоугольник длиной 12 и шириной 8 см. Он и является планом стола, т. е. изображением на бумаге вида стола сверху.
Представленные задания использую для внутрипредметной интеграции.
Приведу примеры некоторых интегрированных уроков с межпредметной интеграцией. А также остановлюсь на возможностях интеграции предметов в начальной школе в процессе формирования у учащихся познавательной компетенции.
Интеграция в преподавании русского языка с другими предметами.
Русский язык как предмет школьного образования – явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают ученые, выражается также и в том, «что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете». Таким предметом для русского языка является, например, английский язык, изобразительное искусство и информатика (из опыта работы).
3 класс. Русский язык и английский язык.
Тема урока «Разряды прилагательных в русском и английском языках».
В ходе работы на данном уроке учащиеся, на основе имеющихся знаний о разрядах прилагательных в русском языке, получают новые знания о разрядах прилагательных в английском языке. Путем сравнения и систематизации имеющихся знаний и анализируя изученный материал, учащиеся приходят к выводу, что в русском языке есть притяжательные прилагательные, а в английском- притяжательный падеж. В русском языке есть относительные прилагательные, в то время как в английском языке в роли относительных прилагательных очень часто выступают существительные.
3 класс. Русский язык и английский язык.
Тема урока «Падежи в русском и английском языках».
Изменение слов по падежам в английском языке всегда вызывает сложности у учащихся, так как очень трудно объяснить ребенку, что любое слово будет оставаться неизменным в любом падеже. В русском же языке- наоборот, существительные меняют форму слова в зависимости от падежа, однако падежные отношения между словами в английском языке существуют. Как же они выражаются? Показателем падежей в английском языке служат предлоги, а в русском языке - окончания. К такому выводу и пришли учащиеся в течение урока.
1 класс. Русский язык и изобразительное искусство.
Тема урока «Закрепление знаний о словах обозначающих и изображающих предметы и признаки».
Изучая понятия “предмет” и “признак”, учащиеся знакомились с буквицей, с художественным работам русской живописи, с историей буквопроисхождения и словообразования. На уроке учащиеся тренировались в графическом написании букв, проявляли творчество в художественном изображении букв.
3 класс. Русский язык и информатика.
Тема урока «Текст. Текстовый редактор».
Работая в текстовом редакторе, учащиеся закрепляли знания о тексте, основной мысли текста, определяли окончания имени прилагательного по вопросу, число и род прилагательного по числу и роду имени существительного и т.д.
Интеграция в преподавании математики и окружающего мира.
Экспериментальным путем пришла к выводу, что не только можно, но и нужно искать пути интеграции в преподавании таких школьных предметов как математики и окружающего мира. И можно это делать как через сходное структурирование подачи учебного материала на уроках математики и окружающий мир, так и через проникновение знаний математики в окружающий мир, окружающего мира в математику. Размышляя над этим, пришла к выводу, что математика и окружающий мир – это две универсальные науки, знание которых легко применимо в преподавании любой школьной дисциплины. Знания только фактического материала содержания предмета сейчас уже не достаточно. С другой стороны, изучение любой науки невозможно без знания основ логики, умения представлять факты в виде схем, таблиц, исследования происходящего с помощью моделей – формул. А этому, как раз, и учит математика.
4 класс. Математика и окружающий мир.
Тема: «Умножение и деление. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника. Древнерусская деревня».
Путешествуя по русской деревне, учащиеся измеряли площадь и периметр избы, площадь и периметр приусадебного участка, знакомились с «красным уголком» в избе и т.д.
Я убедилась в том, что содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
- Формируют целостную картину мира
- Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
- Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
- Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
- Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
- Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
- Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
- Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
- Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
- Формируют познавательный интерес учащихся.
- Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.
- Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
- Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
- Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
- Способствуют повышению мотивации учения.
- Урок решает не множество задач, а их совокупность.
3. Образовательное событие как эффективная форма интеграции образовательного пространства.
Решая задачи интеграции, я занялась поиском новых форм организации учебно-воспитательного пространства, основанного на единстве обучения и воспитания, содружестве, сотворчестве, а главное – деятельности.
Мне хотелось придумать что-то такое, что давало бы еще и возможность учащимся ощутить себя в новом качестве, в новой среде. Такой формой стало для меня образовательное событие.
Почему образовательное событие стало для меня педагогической идей?
Существует необходимость «оживления» школьного пространства. Предметом педагогической ответственности должен стать не контроль, а организация пространства деятельности школьника и школьного коллектива, в котором он мог бы действовать, проявлять личностную и гражданскую активность, инициативность, творчество.
Что такое образовательное событие?
Это понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.
Образовательное событие стало единицей проектирования учебно-воспитательного процесса. Используя событие как инструмент проектирования, необходимо учитывать, через какие уровни во время события проходит участник, ведь событие разворачивается как преодоление человеком определённых границ, как практических, связанных с осуществлением нового действия, так и границ в мышлении. В основу образовательных событий должны быть положены нравственные ценности.
После события что-то должно меняться (например, организация жизни, самоощущение, формы поведения), в конечном итоге это проявится в культуре человека, его поступках.
Таким образом, главное условие образовательного события – актуальность и современность, соответствие возрастным и социальным потребностям учащихся.
Образовательное событие и есть одна из форм интеграции учебно-воспитательного процесса.
Образовательное событие обеспечивает:
- расширение предметного содержания;
- формирование мотивации на учебную деятельность;
- создание условий для самореализации учащихся и презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
- развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
- развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
- воспитание уважительного отношения к традициям, все это и есть универсальные учебные действия, сформированность которых позволит ученику продолжить образование и личностное развитие.
Это база, которая позволит человеку заниматься своим индивидуальным ростом, самореализацией, вести исследовательскую работу.
Основная концепция образовательного события - создание единого образовательно - воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.
Основной принцип образовательного события: от сотрудничества – к содружеству, от содружества – к сотворчеству и соуправлению.
Основная форма реализации – деятельностная среда.
Само слово «событие» предполагает что-то исключительно важное, интересное, увлекательное, требующее напряжения эмоциональных и интеллектуальных сил, оставляющее след в душе надолго. Как сделать так, чтобы таким событием стал урок да не один, а может быть, 2-3-4?
Преимущества этого метода очевидны:
- есть гарантия в получении новых знаний учащимися, не предусмотренных программой;
- приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
- это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
- ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
- ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
- каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.
И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к природе, истории и культурным традициям страны.
Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.
Мною апробированы три образовательных события:
«Олимпийская карусель» (целью данного образовательного события было способствовать формированию у учащихся целостной картины олимпийского движения и воспитания чувства патриотизма и гордости за свою Родину в свете предстоящих олимпийских игр в Сочи. Согласно новым ФГОСам, одной из основных задач является формирование метапредметных знаний. Мною была разработана система уроков в рамках образовательного события, объединенных общей целью и темой и способствующих развитию метапредметных знаний. Для решения зада поставленных на каждом из этих уроков учащимся нужны были знания из каждого предмета: «математика», «литературное чтение», «русского языка», «окружающего мира». Образовательное событие охватило не только учебную деятельность, но и внеурочную деятельность. На параллели 3 – 4 – х классов учащимся было дано творческое задание: придумать и исполнить Флеш – моб, который мог бы стать отличительной признаком наших болельщиков во время Олимпиады в Сочи. Флеш – мобы исполнялись всеми классами во время перемен в холле первого этажа. В жюри были выбраны учащиеся старших классов и учителя хореографии.
«Югра - наш общий дом» (Жить, где бы то ни было, и ничего не знать о культуре и традициях данной местности - отличительный признак непросвещенного человека. Одной из целей современной школы является формирование образованной всесторонне развитой личности. Именно, исходя из этого в нашей было проведено образовательное событие «Югра – наш общий дом». В рамках этого мероприятия были проведены уроки и кружки, позволяющие учащимся открыть для себя с новой неизвестной стороны наш округ. Мною были разработаны и даны уроки: окружающий мир по теме «Традиции и обычаи народов севера», литературное чтение «Поэтические шедевры народов севера», математика по теме «Геометрические фигуры в постройках народов ХМАО». Знания, приобретенные учащимися на этих уроках, были использованы на интегрированном кружке английского языка и риторике «В гостях хорошо, а дома лучше». ФГОСы предусматривают получение знаний не только в рамках учебных занятий, но и через самостоятельную поисковую деятельность. Под руководством учителей декоративно – прикладного искусства, живописи и рисования учащимися было выполнено панно «Югра – наш общий дом». Ребята разместили животный и растительный мир Югры, главные города нашего округа, полезные ископаемые нашего региона).
Фестиваль «Дружбы народов» (Фестиваль является традиционным в городе и школе. Он позволяет учащимся раскрыть себя с творческой стороны. Мной было уделено достаточно внимания данной теме на уроках: окружающий мир по теме «Традиции и обычаи различных народов», русский язык «Письмо другу», математика «Не просто цифры…». Но основной упор был сделан на внеурочную деятельность. Нашему классу выпало задание представить народ Армении. В подготовке этого события были задействованы классный руководитель, учителя предметники (хореография), учащиеся и родительская общественность. На заключительном концерте в актовом зале, классом был представлен «мини – спектакль», раскрывающий во всем многообразии армянскую культуру: армянский танец, стихи на родном языке, кулинарные традиции, пано – презентация «Армения – чудесный край».)
4. Интеграция как условие формирования метапредметных результатов.
Интегрированные уроки способствуют формированию метапредеметных результатов:
Знания приобретают качества системности.
- Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
- Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
- Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
- Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Диагностика сформированности универсальных учебных действий
Класс/уровни | 1 класс | 2 класс | 3 класс | ||||||
В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. | В.у. | С.у. | Н.у. | |
Личностные УУД | 14% | 70% | 16% | 38% | 52% | 9% | 39% | 51% | 6% |
Регулятивные УУД | 8% | 56% | 36% | 23% | 58% | 19% | 19% | 58% | 4% |
Познавательные УДД | 18% | 74% | 8% | 25% | 59% | 16% | 28% | 59% | 13% |
Коммуникативные УУД | 28% | 68% | 4% | 40% | 52% | 7,5% | 42% | 56% | 2% |
Анализируя данные, полученные в ходе исследований УУД, можно сделать вывод, что уровень сформированности личностных и ругулятивных УУД в стабильно положительной динамике, а вот учащихся с недостаточным уровнем сформированности познавательных и коммуникативных действий во втором классе увеличивается, но уже к концу третьего класса уменьшается. Такую динамику могу объяснить следующими факторами: резкое усложнение учебного материала во 2 классе, увеличивается доля самостоятельной работы.
Умения, приобретенные учащимися на интегрированных уроках, позволяют ученику чувствовать себя успешным при выполнении комплексной итоговой работы.
Итоги комплексной контрольной работы за 1 – 3 классы
Результаты комплексной итоговой работы свидетельствуют о том, что все учащиеся справляются с базовым уровнем сложности и увеличивается количество учащихся, справившихся с повышенным уровнем сложности при 100% успеваемости и достаточно высоким процентом качества (76-78)
5. Обобщение
Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
- Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
- Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
- Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
- Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
- Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
- Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
Статья "Интеграция содержания образования в условиях формирования метапредметных результатов".
статья...
Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
Введение. 1.1. Запрос современного общества.Основная часть....
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов
Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...
Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА
Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...
Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
ФГОС определяют в требованиях к результатам освоения знаний помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Знания, умения и навыки...