«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
методическая разработка

Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой техноло­гии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fazylova.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Социо-игровой стиль работы с детьми как

эффективная педагогическая технология»

Цель:

обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Воспитатель:

Социо-игровая технология — это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально «лучшее правило политики - не слишком управлять...», т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике мы применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно, общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

-        воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности удетей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей междусобой, со взрослым. Авторы социо-игровой педагогики предлагают следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчите, не нойте, не бурчите;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанны;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержите, помогите подняться и победить;

Помните: задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

Общение детей в рамках данной технологии я организую в три этапа: на самом первом этапе учу детей правилам, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников. Плюсы социо-игрового стиля:

Развиваются отношения «ребенок-сверстники»;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и

слушающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми по социо-игровой технологии:

  • Воспитатель — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяетснятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своихдействий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться вразных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно - то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
  • Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: Игры-задания для рабочего настроя.

  1. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнениякоторых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
  2. Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем.
    В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
  3. Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнениекоторых подразумевает художественно-исполнительский результат.

А сейчас я предлагаю вам проиграть в игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.

  1. Игра-задания для рабочего  настроя- постройтесь пожалуйста в круг. Психоэтюд.
  2. Игры для социо-игрового приобщения к делу. Я начну, вы продолжите. Тана нерн? Яһҗ бәәнәт? Я рада познакомится с вами. Следующий игрок обращается к соседу, может задать вопросы, которые интересуют вас на данный момент. И необходимо сказать приятные слова в конце для соседа.
  3. Игровая  разминка. Я ведущий. И так, на полу располагаются 4 обруча. По команде, необходимо быстро занять место в обруче. Затем, один обруч убирается, все играющие должны занять место в оставшихся обручах. Победителями становятся те, кто смог  остаться в последнем обруче.
  4. Задания для творческого самоутверждения -  Объединитесь в команды по 4 человека. Каждой команде будет дано задание (1-изобразить отрывок из любой сказки; 2- объяснить слова из газеты; 3- пропеть слова стихотворения В. Шуграевой;  4 – нарисовать части предмета, по словесным указаниям)

Вопросы для рефлексии:

  1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
  2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
  3. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных
    форм работы с детьми вами были отмечены?
  4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

                             Спасибо за активную работу.

Мастер-класс

«Добро пожаловать в страну чудес»

Задачи:

  • установить причину затруднений овладения письмом дошкольников;
  • познакомить со специальными играми по развитию мелкой моторики рук через игры с национальным компонентом;

-повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы:

репродуктивный, практический.

Оборудование: игровое поле, альчик-фишки, платок, ленты кожаные, борцики

Воспитатель:

Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер-класса: «Развитие мелкой моторики детей через игры с национальным компонентом».

В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычной стала ситуация, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры», «Система игровых упражнений».

Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по рисованию, аппликации, конструировании, лепке, ручному труду. Ведь именно продуктивная деятельностьпозволяет детям подготовить руку к письму.

В.А. Сухомлинский писал «Истоки способностей, и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Так как я работаю в группе с этнокультурным компонентом в обучения и воспитания дошкольников, приоритетным направлением является использование материала для образовательной деятельности с региональным содержанием. Мной совместно с родителями были разработаны и сделаны игры для развития мелкой моторики руки с национальным содержанием.

Практическая работа с  педагогами:

Плетение кнута

(Вначале показывают приглашенные взрослые в качестве детей).

Я взяла за основу кнут, который изготавливался из четырех ремней с металлическим ремнем у рукоятки. Детям сложно плести узор как плели наши предки, создавая узор похожий на узор на спине змеи. Заменяя плетением косичек, завязыванием различных узлов.  

Метод нанизывания:(соленое тесто).

Мы, как и все вы взяли  в качестве регионального компонента борцики. Самый  легкий способ это просто нанизывание. А уже в старшем и подготовительном возрасте можно усложнять задания. Например: какой праздничный подарок брали с собой в гости друг к другу?

- Келкә.

- Из каких видов борциков он состоял? ( подарок состоял из одного «барана», одного «верблюда», одной «птицы», одного целвека, борцика- орешка и трех баранок).

Дидактическая игра: «Җилин эргц»

Правила игры: в игре принимают участие 4 ребенка, каждому дается по одной фишке. Ребенок бросает кубик и ходит  при этом, делая ходы, он останавливается на поле с определенным цветом (красный, зеленый, синий, желтый). Воспитатель берет карточку с тем цветом, который выпал и читает задание, если ребенок справляется  с заданием  он забирает карточку. В конце игры  каждый игрок подсчитывает свои карточки (если ребенок не отвечает на вопрос то карточку он не получает), выигрывает тот у кого больше карточек.

Игра: «Боодһа»

Правила игры:  в игре участвуют 5 детей. Дети сидят на полу на ширдыках в центре, лежат альчики и платок. Воспитатель объясняет, что пока один из детей будет рассказывать (стихи, благопожелания, споет песню), остальные 4 должны взять как можно больше альчиков и завязать в свой уголок платка. Кто не успел, проигрывает, а среди оставшихся выигрывает тот, у кого больше альчиков. Затем игроки меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Социо-игровоой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология формирования метапредметных результатов

Описание использования технологии социо-игрового стиля работы в урочной и внеурочной деятельности...

« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »

Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта  http://www.o...

Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация...

Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...