«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология
методическая разработка
Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fazylova.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Социо-игровой стиль работы с детьми как
эффективная педагогическая технология»
Цель:
обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Воспитатель:
Социо-игровая технология — это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально «лучшее правило политики - не слишком управлять...», т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике мы применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:
- помочь детям научиться эффективно, общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности удетей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей междусобой, со взрослым. Авторы социо-игровой педагогики предлагают следующие законы общения:
Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
Не ворчите, не нойте, не бурчите;
Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанны;
Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
Поддержите, помогите подняться и победить;
Помните: задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Общение детей в рамках данной технологии я организую в три этапа: на самом первом этапе учу детей правилам, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников. Плюсы социо-игрового стиля:
Развиваются отношения «ребенок-сверстники»;
Педагог является равноправным партнером;
Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
Дети самостоятельны и инициативны;
Дети сами устанавливают правила игры;
Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и
слушающих);
Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Принципы, которыми мы руководствуемся в работе с детьми по социо-игровой технологии:
- Воспитатель — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяетснятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своихдействий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться вразных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно - то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
- Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп: Игры-задания для рабочего настроя.
- Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнениякоторых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
- Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем.
В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. - Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнениекоторых подразумевает художественно-исполнительский результат.
А сейчас я предлагаю вам проиграть в игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп.
- Игра-задания для рабочего настроя- постройтесь пожалуйста в круг. Психоэтюд.
- Игры для социо-игрового приобщения к делу. Я начну, вы продолжите. Тана нерн? Яһҗ бәәнәт? Я рада познакомится с вами. Следующий игрок обращается к соседу, может задать вопросы, которые интересуют вас на данный момент. И необходимо сказать приятные слова в конце для соседа.
- Игровая разминка. Я ведущий. И так, на полу располагаются 4 обруча. По команде, необходимо быстро занять место в обруче. Затем, один обруч убирается, все играющие должны занять место в оставшихся обручах. Победителями становятся те, кто смог остаться в последнем обруче.
- Задания для творческого самоутверждения - Объединитесь в команды по 4 человека. Каждой команде будет дано задание (1-изобразить отрывок из любой сказки; 2- объяснить слова из газеты; 3- пропеть слова стихотворения В. Шуграевой; 4 – нарисовать части предмета, по словесным указаниям)
Вопросы для рефлексии:
- Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
- Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных
форм работы с детьми вами были отмечены? - Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Спасибо за активную работу.
Мастер-класс
«Добро пожаловать в страну чудес»
Задачи:
- установить причину затруднений овладения письмом дошкольников;
- познакомить со специальными играми по развитию мелкой моторики рук через игры с национальным компонентом;
-повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы:
репродуктивный, практический.
Оборудование: игровое поле, альчик-фишки, платок, ленты кожаные, борцики
Воспитатель:
Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер-класса: «Развитие мелкой моторики детей через игры с национальным компонентом».
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычной стала ситуация, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры», «Система игровых упражнений».
Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по рисованию, аппликации, конструировании, лепке, ручному труду. Ведь именно продуктивная деятельностьпозволяет детям подготовить руку к письму.
В.А. Сухомлинский писал «Истоки способностей, и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Так как я работаю в группе с этнокультурным компонентом в обучения и воспитания дошкольников, приоритетным направлением является использование материала для образовательной деятельности с региональным содержанием. Мной совместно с родителями были разработаны и сделаны игры для развития мелкой моторики руки с национальным содержанием.
Практическая работа с педагогами:
Плетение кнута
(Вначале показывают приглашенные взрослые в качестве детей).
Я взяла за основу кнут, который изготавливался из четырех ремней с металлическим ремнем у рукоятки. Детям сложно плести узор как плели наши предки, создавая узор похожий на узор на спине змеи. Заменяя плетением косичек, завязыванием различных узлов.
Метод нанизывания:(соленое тесто).
Мы, как и все вы взяли в качестве регионального компонента борцики. Самый легкий способ это просто нанизывание. А уже в старшем и подготовительном возрасте можно усложнять задания. Например: какой праздничный подарок брали с собой в гости друг к другу?
- Келкә.
- Из каких видов борциков он состоял? ( подарок состоял из одного «барана», одного «верблюда», одной «птицы», одного целвека, борцика- орешка и трех баранок).
Дидактическая игра: «Җилин эргц»
Правила игры: в игре принимают участие 4 ребенка, каждому дается по одной фишке. Ребенок бросает кубик и ходит при этом, делая ходы, он останавливается на поле с определенным цветом (красный, зеленый, синий, желтый). Воспитатель берет карточку с тем цветом, который выпал и читает задание, если ребенок справляется с заданием он забирает карточку. В конце игры каждый игрок подсчитывает свои карточки (если ребенок не отвечает на вопрос то карточку он не получает), выигрывает тот у кого больше карточек.
Игра: «Боодһа»
Правила игры: в игре участвуют 5 детей. Дети сидят на полу на ширдыках в центре, лежат альчики и платок. Воспитатель объясняет, что пока один из детей будет рассказывать (стихи, благопожелания, споет песню), остальные 4 должны взять как можно больше альчиков и завязать в свой уголок платка. Кто не успел, проигрывает, а среди оставшихся выигрывает тот, у кого больше альчиков. Затем игроки меняются местами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".
В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....
Социо-игровоой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология формирования метапредметных результатов
Описание использования технологии социо-игрового стиля работы в урочной и внеурочной деятельности...
« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »
Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта http://www.o...
Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...
Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии». Конспект и презентация...
Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...