Мастер-класс «Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»
статья по чтению

Костина Оксана Юрьевна

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, способствующими формированию метапредметных результатов.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с некоторыми видами работы с текстом в начальной школе.
  • показать практическую значимость использования данных видов  работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_mk.docx61.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №15 Советского района Волгограда»

МАСТЕР-КЛАСС

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Костина О.Ю.

Волгоград, 2019

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе, способствующими формированию метапредметных результатов.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с некоторыми видами работы с текстом в начальной школе.
  • показать практическую значимость использования данных видов  работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент, положительная мотивация

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался здесь.

Свое выступление хочу начать  словами академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

2. Постановка проблемы

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность  – это   способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. С какими проблемами мы сталкиваемся в своей практике в процессе работы учащихся с текстом? (беседа)

- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на выполнение заданий,

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

3. Теоретическая часть

 Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программой в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

В начальной школе литературное чтение проходит красной строкой. Работая с разными текстами, читая их, пересказывая, анализируя, мы учим детей работать с информацией. А в среднем и старшем звене мы совершенствуем читательскую компетентность на разных предметных областях. Поскольку понимаем, что это является залогом успешного обучения.

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное.

Именно это и является целью смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Существует 4 вида чтения:

Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Существуют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.

На разных этапах урока используются разные приемы.

Все эти приемы универсальные, их можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других.
4. Практическая часть мастер-класса 

Предлагаю вам рассмотреть некоторые приемы на примере работы с художественным текстом Михаила Пришвина «Ребята и утята».

1. Прогнозирование.

– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)

Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь? 

– Кто видел маленьких утят? Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. 

2. Первичное чтение рассказа.

Прослушайте аудиозапись рассказа Пришвина «Ребята и утята», подчеркните карандашом непонятные по значению слова и слова, которые мы не используем в современной речи или используем редко.

(Звучит аудиозапись).

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

– Пустим.

– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

– А вон сидит! – хором ответили ребята.

И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

– Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

– До свиданья, утята!

3. Словарная работа. Работа со словарём.

- Какие  слова вы подчеркнули? Где можем выяснить значение слов?

(Далее проводится словарная работа с опорой на толковый словарь, контекст и Интернет)

1 группа ТОЛКОВЫЙ словарь:

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. ПАР!

2 группа ОПОРА НА КОНТЕКСТ и СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ:

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 

3 группа ИНТЕРНЕТ и учитель.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

4. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума. Ромашка вопросов.

 

На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному педагоги выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Остальные отвечают на получившиеся вопросы.

Куда? (Куда утка повела своих утят?)

Зачем? (Зачем дети ловили утят?)

Что? (Что сказал ребятам взрослый?)

Как? (Как Пришвин простился с утятами?)

Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).

Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)

5. Эвристическая беседа. Приём «фишбоун».

 - Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?  

Предлагаю почитать рассказ с остановками по отрывкам и найти в нём примеры добрых или злых поступков героев.

Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.

hello_html_5de3a949.png

- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?

- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?

Утка - добрая, защищает своих утят.

Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.

Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.

Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.

- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).

6. Анализ названия рассказа

- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).

– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.

- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).

7. Составление синквейна. Работа в группах.

-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах.  (Педагоги составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).

Ребята.

Глупые, легкомысленные.

Бегут, ловят, раскаиваются.

Дети пожалели о своём плохом поступке.

Глупыши.

Утята.

Маленькие, беспомощные.

Идут, боятся, путешествуют.

Утята – маленькие живые существа.

Дети.

-Теперь давайте подведем итоги.Расскажите, пожалуйста, на каких этапах работы с текстом и какие приёмы вы увидели сейчас.

 ДО ЧТЕНИЯ – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (предвидеть развитие событий)

ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ЧТЕНИЯ – СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

                                                              РОМАШКА БЛУМА

 (вопросы и ответы на знание фактов и рассуждение)

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ – ЧТЕНИЕ с ОСТАНОВКАМИ

                                         -ФИШБОУН (работа с информацией, сравнение, обобщение, выводы)

                                         -ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

                                         -СИНКВЕЙН ( синтез информации, обобщение характеристики героев, эмоциональный отклик)

ВСЕ ЭТИ ПРИЕМЫ работы с текстом, отражающие НАШИ ЗНАНИЯ, НАШИ МЫСЛИ И НАШИ ЧУВСТВА, позволили прийти к выводу.

ПОДЕЛИТЕСЬ  СВОИМ опытом, какие приёмы работы с текстом используете  вы на своих уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "4. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и орфографической зоркости"

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, котор...

Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

"Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

Данная технология обеспечивает широкие возможности  учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеств...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"

Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности...

Межпредметные связи как средство формирования метапредметных результатов

Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение различных наук друг в друга. При анализе происходящего сегодня мы наблюдаем пересечение областей географии, физики, химии, математики, ...