Доклад по теме «Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

       Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Доклад по теме

«Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

         

                               

                              Подготовила

Алферова Людмила Владимировна

                                                                          учитель начальных классов

                                                              I квалификационной категории

                                                       Смоленск

2020

       Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

  При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей , школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.

Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях широко применять технологии Арт-терапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. В Российской энциклопедии указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

· освобождает от негативных состояний;

· снимает нервно – психическое напряжение;

· формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.

В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:

  • Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
  • Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.
  • Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
  • Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
  • Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
  • Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)
  • Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Техники арт-терапии:

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;

образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;

переноса сказочных смыслов в реальность;

активизации ресурсов, потенциала личности;

экологического образования и воспитания ребенка;

улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Для прослушивания и обсуждения используются сказки:

- народные; -литературные; - авторские сказки; - придуманные сказки (на свободную, на заданную тему). 

Посредством сказочных образов, их действий, дети могут:

  • найти выход из различных сложных ситуаций;
  • увидеть пути решения возникших конфликтов;
  • усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.

Сказочная куклотерапия

В рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В сказкотерапии важен и процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами - вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Работа с куклой позволяет:

  1. Совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений;
  2. Нести ответственность за управление куклой;
  3. Проявлять через куклу те эмоции и чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.
  4. Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
  5. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  6. Развивать произвольное внимание;
  7. Совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе учителя начальной школы. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Песочная терапия

К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Какие дети особенно нуждаются в этом виде терапии? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе».

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Игротерапия

Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного "я", успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать игры с пуговицами.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, является условием успешного взаимодействия с окружающим миром.

Перед началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребёнком возникают различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. Рекомендуется детям поочерёдно меняться ролями.

Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. Д. Леви предлагает для освобождения от склонности к агрессивному поведению вводить в игру такие действия как бросание предметов, прокалывание воздушных шариков и т.п.

В психокоррекции детей с агрессивным поведением широко используется музыкотерапия.

Опыт показывает, что наиболее приемлемой для работы в коррекционной школе является классическая и народная музыка, так как она особенно благотворно воздействует на детей с интеллектуальными нарушениями, «упорядочивает» их психику.

Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства.

Рисование под музыку даёт хороший диагностический материал; с изменением состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных ахроматических цветов к светлым, ярким.

Музыка регулирует психоэмоциональное состояние детей:

  • уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
  • уменьшает раздражительность, разочарование;
  • снимает напряженность в отношениях с другими людьми ;
  • улучшает самочувствие, активность, настроение ;
  • уменьшает злобность, агрессию.

Можно предложить учителям и воспитателям старшей школы следующие игры-упражнения.

Игра «Шкала гнева».

Предлагаемая методика проста и безопасна; взрослый участвует в игре наравне с детьми, демонстрируя разные формы проявления гнева.

Описание техники. На доске изображается мишень ( ею может являться и любая плотная поверхность – стена, шкаф и т.п.). Потребуются бумажные шарики. Ребёнку предлагается бросать в мишень свой бумажный шарик и высказать, что его сильно раздражает или злит (например, он говорит: «Я разозлился, когда…» и бросает свой шарик в мишень с той силой, насколько сильно он разозлился). Данная техника полезна в работе с агрессивными, импульсивными, возбудимыми детьми. Она позволяет детям лучше контролировать проявления собственных чувств.

Упражнение «Ноги топают». Эта техника предназначена для работы с детьми школьного возраста, склонными к проявлению агрессии в отношении сверстников. Упражнение позволяет ребёнку убедиться в том, что обида и злость – вполне нормальные явления. Игра позволяет ребёнку приемлемым образом выразить сильные негативные эмоции и тем самым снять психическое напряжение. Вместо призывов «держать себя в руках» ребёнку предлагают определённые способы эмоциональной разрядки. Благодаря их освоению он может, не травмируя окружающих, справиться с состоянием эмоционального напряжения.

Описание техники. Для упражнения необходимо нарисовать на картоне контуры детских ступней, слегка раздвинутыми носками наружу. Ребёнку предлагается раскрасить эти следы любым, понравившимся ему образом. Педагог объясняет детям, насколько важно научиться давать выход своим чувствам раздражения или злости, чтобы они не мешали продолжать заниматься. Лучший способ дать выход этим чувствам – это топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Если дети ощущают, что стопы стали горячими – верный знак того, что им удалось избавиться от злости. Далее они начинают топать до тех пор, пока стопам не станет тепло. Педагог спрашивает ребёнка, чувствует ли он, что его злость «вышла» через ступни наружу? Детям предлагается ещё больше успокоиться, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем ребёнка просят нарисовать рассерженное лицо наверху следа и счастливое лицо – у его основания.

Показания и рекомендации к применению. Упражнение используется в работе с детьми, склонными к бурным проявлениям чувств гнева и агрессии.

Упражнение «Возьми себя в руки». Цель – обучение преодолению негативных эмоций. Если вы чувствуете, что хотите кого-то ударить, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхватите руками свои локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека.

Упражнение «Прояви сочувствие». Цель – развивать способность к сопереживанию. Педагог говорит детям, что все люди время от времени переживают мелкие и крупные неприятности, а окружающие на это как-то реагируют. Детям предлагается представить. Что в неприятную ситуацию попал их друг (одноклассник, приятель). Каждый должен выбрать наиболее подходящий для него вариант проявления сочувствия, отвечая на вопрос: Что бы ты сказал, если бы в твоем присутствии с твоим другом произошла та или иная неприятность? Поочередно работают с каждой ситуацией.

Ситуации:1. Упал в лужу: 

Упражнение «Три ответа». Цель – определение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений. Педагог предлагает для обсуждения в группе проблемные ситуации, которые предъявляются поочередно. Каждый ученик должен ответить на три вопроса: - Как ты думаешь, что сделает мальчик?; - Как надо поступать в таких случаях?; - А что бы в такой ситуации сделал бы ты сам?

Проблемные ситуации: 1.Впереди Миши неторопливо шел полный мужчина. Вдруг Миша увидел, что у него из кармана выпал кошелек. Миша быстро подошёл, поднял кошелек и …

Таким образом, использование различных техник на уроке даёт эффект, может быть не столь большой, но, тем не менее, они также несут свой положительный исцеляющий заряд.

Учитывая возраст и особенности своих учеников, в коррекционной работе я использую следующие направления педагогической арттерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия. Всё это позволяет формировать и развивать способности учеников, развивать их эмоциональную сферу.

Музыкотерапия доступна любому педагогу. На занятиях  используются различные виды музыкальной деятельности: слушание, музыкально-ритмические движения, элементы театрализации. Музыкальные произведения классиков П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, И. С. Баха, Ф. Шопена и др. помогают нам учить детей понимать чувства, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Музыкотерапию как метод коррекции мы используем не только на занятиях, но и в перед уроками на утренней гимнастике, во время перемен, самостоятельных играх т. д. На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью я использую физкультминутки под музыку.

Эффективным в работе с младшими школьниками является изотерапия. В его основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не могут хорошо рисовать. Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением.

Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Можно понаблюдать за учеником: какие цвета он выбирает для своего рисунка.

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя.

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Библиотерапию используют многие педагоги. В календарный план ежедневно включаем чтение художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, стихи, небылицы и др., сопереживают героям, живо эмоционально откликаются на сюжетные события. Они принимают активное участие в обсуждениях, драматизациях, театральных постановках. При этом проявляют находчивость, используют средства выразительности (интонацию, мимику, жесты). В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.  
Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.

С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).

Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств иреживаний.

Широко применяема в работе фототерапия. Все фотографии, которые снимаются в школе, хранятся в классе. Дети очень любят смотреть фотографии. Когда они узнают на них себя, своих родственников, педагогов, сколько бывает восторгов, как блестят радостью их глаза. Фотографии помогают заново пережить счастливые моменты их детства: вот они на празднике, к ним пришли гости; тут они лепят с воспитателем снеговика, а здесь они отвечают у доски или работают в тетради. Как приятно всем вместе смотреть фотографии. В эти минуты мне кажется, что все мы одна большая семья, которая смотрит свой семейный альбом.

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Учебные занятия в основном строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет нам включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта, создать ситуацию успеха для вех детей группы.

Рекомендую использовать на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья арттерапевтические методики в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ развития детей и исключения причин эмоционального дискомфорта и психического нездоровья.

В заключение хочется привести слова В. А.Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы...

Социо-игровоой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология формирования метапредметных результатов

Описание использования технологии социо-игрового стиля работы в урочной и внеурочной деятельности...

Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции...

Презентация "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

Презентация к мастер-классу по теме: "Изо-терапия, как одна из эффективных форм  коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой техноло­гии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....