Особенности подготовки школьников к проектной деятельности
статья на тему
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oyun_n.d.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки школьников к проектной деятельности
Оюн Нина Донгаковна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №9 г. Кызыла
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта.
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра - дебаты «Атомная энергетика: за и против»).
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен полностью соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта (напомню, что проектный продукт – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта).
При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект. Например, продуктом проекта, посвященного проблеме взаимоотношения между подростками и их родителями, стала инструкция «Давайте жить дружно: как решать конфликты с родителями»
Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:
1.Обучить учащихся:
- выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2.Развивать у школьников исследовательские умения.
3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4.Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
5.Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
6.Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Защита проекта
О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Эти сведения доводятся на первом занятии выполнения творческого проекта.
Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут.
В своем выступлении ученик должен:
рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);
рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
рассказать об экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
рассказать о решении экологических задач;
сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия).
Оценка проекта
Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.
При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.
При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).
Критерии оценок
Критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:
оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.
оценка "хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
оценка "удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или
Критериальное оценивание и оценка эффективности проектной деятельности как технологии обучения.
Стратегической целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических проектных умений, обще учебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей.
Общеучебные умения: интеллектуальные, организационные, коммуникативные;
Проектные умения – проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, самоанализ и рефлексия.
Универсальные компетентности – мыслительные, деятельностные, коммуникативные, информационные
Оценивание проектов в начальной школе осуществляются при помощи критериев. Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности, которую он осуществляет в ходе и осваивает в результате работы.
Перечень критериев оценивания проектов
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
2. Планирование путей ее достижения.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
Сами названия этих критериев показывают ученику, чему он должен и
может научиться, в ходе и в результате работы над проектом.
С помощью критериев можно описать и эталон работы, учитывая при этом возрастные возможности детей.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Оценочный лист проект
№ п/п | Параметры оценивания | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося |
1. | Актуальность выбранной темы |
|
|
|
2. | Глубина раскрытия темы |
|
|
|
3. | Практическая ценность проекта |
|
|
|
4. | Композиционная стройность |
|
|
|
5. | Логика изложения |
|
|
|
6. | Соответствие плану |
|
|
|
7. | Обоснованность выводов |
|
|
|
8. | Правильность и грамотность оформления |
|
|
|
9. | Аккуратность и дизайн оформления |
|
|
|
10. | Самостоятельность при выполнении работы |
|
|
|
11. | Использование собственных (авторских) материалов |
|
|
|
12. | Содержательность приложения |
|
|
|
13. | Источники и полнота их использования |
|
|
|
14. | Сценарий защиты (логика изложения) |
|
|
|
15. | Грамотное построение доклада |
|
|
|
16. | Умение изложить самое интересное и ценное |
|
|
|
17. | Владение материалом |
|
|
|
18. | Умение отвечать на вопросы |
|
|
|
19. | Умение защищать свою точку зрения |
|
|
|
20. | Владение аудиторией при защите |
|
|
|
21. | Итоговая оценка |
|
|
|
Оценочный лист члена жюри школьного этапа НПК учащегося начальных классов
Ф.И.О. члена жюри
| Критерии оценки | Показатели выполнения |
| |||||||||
| Соответствие темы работы её содержанию |
| ||||||||||
|
| Обоснование необходимости изучения данной проблемы на основе сложившихся противоречий |
| |||||||||
|
| Владение специальной терминологией, глубина раскрытия темы и эрудиция автора |
| |||||||||
| Последовательность и ясность изложения на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы | Соблюдение логики изложения материала, ясность языка, доступность для восприятия |
| |||||||||
|
| Титульный лист
|
| |||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным услов...
Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования
Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования...
Статья: «Возрастные особенности младших школьников в познавательной деятельности»
Природа одарила каждого человека способностью познания того мира, в котором он родился. Однако способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательно деятельности челов...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Подготовка учащихся к проектной деятельности
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике...