Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
статья (3 класс)
Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
г. Калининграда гимназия № 32
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Теоретическая часть
Автор:
учитель начальных классов
Ждахина Светлана Вадимовна
2021
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. В начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов: - по доминирующей роли учащихся: практикоориентированные, информационные, творческие, ролевые; - по комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внутришкольные, городские; - по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные. Использование метода проектов в начальной школе способствует:
- формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
- формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализует принцип связи обучения с жизнью.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов:
- Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.
- Стендовая информация о проекте.
- Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование групп.
- Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчеты учащихся.
- Консультации по содержанию и оформлению проектов.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта.
- Заключительный этап: публичная защита проекта.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности участникам.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Tребования к учебному проекту – совершенно особые: - наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической; - выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы; - каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Несет ответственность за свою деятельность | Партнер ученика |
Субъект обучения | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
- Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
- Оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
- Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
- Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
∙ Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, мы считаем, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого- физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта зависит от цели проекта. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:
- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
- Каким образом вы сможете приобрести данные умения?
- Где впоследствии вы можете применять такие умения?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.). Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:
- Правильно ли сформулировали задачу?
- Соответствовало ваше исследование поставленным целям?
- Насколько хорошо вы использовали время?
- Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте. План выступления школьника может быть таким:
- Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?
- Какие были предварительные исследования? Что они выявили?
- Какая основная идея проекта?
- Кто тебе помогал?
- Как оценили твой проект твои товарищи, родители?
- По каким этапам выполнялся проект?
- Как улучшить проект?
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности. Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.). Проектные работы детей представляют собой один из
способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику: на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос что изучать в рамках данных курсов.
Работа над проектом.
Правила выбора темы проекта.
А) Тема должна быть интересна ребёнку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Б) Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется, как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки,- сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим решением.
В) Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.
Г) Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Д) Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе можно ограничить двумя неделями. В 3-4 классе продолжительность работы над проектом можно увеличить до нескольких месяцев.
Е) Тема должна быть доступной по возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Ж) Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Это мешает развитию критического
мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.
З) С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Поэтому, выбирая тему, нужно действовать быстро, пока интерес у ученика не угас.
Критерии оценивания проектной деятельности.
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Качество изделия, его оригинальность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
-Качество и полнота в оформлении записей.
Паспорт проектной работы.
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Участники проекта.
- Тип проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая).
-Задачи проекта.
- Вопросы проекта.
- Необходимое оборудование.
- Аннотация.
- Предполагаемые продукты проекта.
Общие правила для руководителей проектов.
- Старайтесь подходить к процессу творчески, боритесь со стереотипными, банальными решениями.
- Ориентируйтесь на процесс исследования, а не только на результат.
- Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.
- В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, давайте детям возможность действовать самостоятельно.
- Не делайте скоропалительных допущений, не торопитесь с вынесением оценочных суждений, учите детей поступать также.
- Оценивая, помните, лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
- Не стоит полагаться на то, что дети уже обладают определёнными навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
- Не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
- Избегайте прямых инструкций, не сдерживайте инициативы детей.
- Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
- Учите выявлять связи между предметами, явлениями и событиями.
- Учите детей действовать независимо, искать оригинальные решения проблем, самостоятельно проводить поиск и анализ ситуации.
- Обучайте детей не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.
- Старайтесь обучать детей умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.
- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома (проблемы), как область приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
Практические рекомендации Ученику:
Проект- это твоя самостоятельная творческая работа. Выполняя её, привлекай к исследованию родителей, товарищей, других людей. Главное
для тебя- развить твои творческие задатки, открыть в себе новые способности.
Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему.
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т. д.)
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, энциклопедии, материалы музеев и выставок.
- Составь план своих действий с помощью учителя, взрослых.
- Выполни теоретическую и практическую части проекта.
- Внеси коррективы в теоретическую часть по итогам твоего исследования: добавь необходимую информацию, убери лишнее.
- Напечатай проект.
- Подготовься к защите проекта, выполни презентацию, подготовь наглядные материалы.
- Применяй в работе современную технику.
- Защити проект.
Правила работы в группе:
- Работай в группе дружно, вы - одна команда.
- Принимай активное участие в работе, будь в курсе всех действий.
- Высказывай своё мнение, уважай мнение других.
- Думай сам, отстаивай своё мнение в корректной форме.
- Отвечай у доски громко, чётко.
- В случае неправильного ответа группы не вини никого, помни: на ошибках учатся.
- Если возникли непримиримые разногласия, найдите незаинтересованное лицо, которое разрешит ваш спор объективно.
Роли в группе, работающей над проектом:
- организатор - отвечает за работу группы в целом;
- докладчик - выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь – записывает все высказанные идеи, гипотезы, решение группы;
- критик – провоцирует возражения, высказывает противоположную точку зрения;
- контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение;
Используя в работе над проектом вышеуказанные рекомендации для педагогов и учеников, Вы добьётесь понимания и сознательного отношения к работе над проектом и учеников, и родителей, сможете сделать их действия целенаправленными и эффективными, а это гарантирует достижение лучших результатов вашей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Организация научно-исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
из опыта работы начальной школы МОУ "МСОШ №2"...
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МАТЕРИАЛ РАССКАЗЫВАЕТ О РАЗНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ. А ТАКЖЕ О МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ. ПРИВОДЯТСЯ ПРИМЕРЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ. ...
«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов (экологическое воспитание).»
Педагогический проект....
1. Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Консультации для практического применения....
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности....
Помощь в организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
В последнее время очень часто в начальной школе говорят о проектной деятельности, проводятся различные конкурсы исследовательских работ, многие из них сейчас проводятся дистанционно. В дистанционном ф...