Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования
статья

Соколова Анастасия Алексеевна

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования

В статье рассмотрена сущность понятий «проект», «деятельность», «проектная деятельность», «проектная деятельность младших школьников», «управление», «педагогическое управление», «педагогическое управление проектной деятельностью», а также кратко раскрыты основные особенности управления проектной деятельностью младших школьников.

В педагогической науке существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников: проблемное обучение, поисковые методы, частично поисковые методы, проектная деятельность. В нашей исследовательской работе мы остановимся подробнее на проектной деятельности.

Проанализируем основные элементы понятия «проектная деятельность младших школьников». Существует множество трактовок определения слова «проект». В «Толковом словаре русского языка» даются следующие определения:

  1. Проект – это разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма.
  2. Проект – это предварительный текст какого-нибудь документа.
  3. Проект – это замысел, план [7].

В словаре В. И. Даля проект определяется как план, предположение, предначертание, задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже [5].

В нашем исследовании нас интересует определение данного понятия с точки зрения педагогики.

Метод проекта был создан американским ученым Дж. Дьюи в начале 20 века с целью учить детей ориентироваться на целесообразную деятельность, учитывая их личные интересы. В этом методе ученики сами выбирают виды деятельности, которые помогут им приобрести новые знания, а учитель лишь оказывает им помощь в исполнении запланированного. Главная идея метода проекта заключается в стимулировании интереса учеников к определенным проблемам, которые предполагают владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, которая показывает практическое применение полученных знаний. Идеи Дж. Дьюи были использованы в теории и деятельности его ученика и последователя В. Х. Килпатрика. Он также считал, что очень важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых ими знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. По мнению Килпатрика, проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Метод проекта позволяет ученикам более глубоко погрузиться в тему, которая их интересует, и применить полученные знания на практике. Этот метод также помогает развить навыки сотрудничества и коммуникации, так как ученики работают в группах, обмениваясь идеями и решая проблемы вместе [4]. Сегодня метод проекта широко используется в образовательных учреждениях по всему миру. Он может быть использован в различных предметных областях, таких как математика, наука, искусство и технологии. В некоторых школах метод проекта используется как основной метод обучения, а в других – как дополнение к традиционным методам обучения. В целом, метод проекта является эффективным инструментом для обучения, который помогает ученикам развивать навыки, которые будут полезны им в жизни, а также помогает им лучше понимать и запоминать учебный материал.

В педагогической литературе понятие «проект» первоначально имело три важных признака. Это ориентация учащихся на:

  • получение знаний в процессе осуществления деятельности;
  • действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;
  • конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата [6].

Таким образом, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, в процессе которых приобретаются новые знания с целью решения какой-то практической проблемы, завершающийся созданием продукта.

Далее рассмотрим, что представляет собой понятие «деятельность». В педагогическом словаре «Деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека» [7]. Кандидат педагогических наук Т. С. Фещенко данное понятие трактует следующим образом: «Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и себя самого» [11, с. 24]. Другое значение термина приводит Е. А. Аксёнова. «Деятельность – это всегда целеустремлённая система, нацеленная на результат» [1]. Рассмотрев некоторые определения понятия «деятельность», обобщив все высказывания, мы приходим к выводу о том, что деятельность – это своего рода преобразование, ведущее к намеченной цели, к результату. Однако необходимо, чтобы полученный результат находил отражение не только в окружающем мире, но и в самом ребёнке.

Проблемой разработки и внедрения проектной деятельности на разных этапах образования занимались многие отечественные исследователи. Однако до сих пор не удалось достигнуть единства в определении понятия «проектная деятельность». В исследованиях Н. В. Матяш проектная деятельность рассматривается как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [8, с. 42]. П. А. Маслов понимает проектную деятельность как совместную познавательную, творческую деятельность, направленную на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта. В то же время термин «проектная деятельность» можно рассматривать не только с точки зрения целей, содержания и характеристик (особенностей) деятельности, но и с точки зрения субъекта в ней участвующего. Так, для педагога это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Если же рассматривать проектную деятельность со стороны обучающегося, то это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Основным условием эффективной проектной деятельности младших школьников является педагогическое управление. Педагогическое управление проектной деятельностью учащихся в образовательной организации является сложным процессом. Для определения его сущности необходим теоретический анализ понятий «управление», «педагогическое управление» и рассмотрение основных их закономерностей. В энциклопедическом словаре приводится следующее определение понятия «управление», это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». В работах по внутришкольному управлению нет единого подхода к определению данного понятия. М. М. Поташник под управлением понимает целеустремленную деятельность всех субъектов, направленную на обеспечение становления, стабилизацию, оптимального функционирования и обязательного развития субъекта [9, с. 22]. В. А. Сластенин отмечает, что управление педагогическими системами представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе его объективных закономерностей [10, с. 86]. В. П. Беспалько в своих исследованиях определяет управление, как «механизм, обеспечивающий такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижений, заранее поставленных диагностичных функций» [2, с. 35]. Таким образом, учеными выделяются три основные позиции, с которых трактуется термин «управление»: Первая позиция – это рассмотрение управления, как определенного вида деятельности, которое характеризует целенаправленное выделение субъектов. Вторая позиция – определение управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, приводящего к изменению последнего. Третья позиция – это понимание под управлением процесса взаимодействия элементов, субъектов, в результате которого происходит их взаимообусловленное изменение. В своем исследовании мы будем рассматривать педагогическое управление формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в образовательной организации как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления.

Рассматривая управленческую деятельность в образовательном процессе, многие ученые называют её менеджерской. В некоторых психолого-педагогических исследованиях понятия «педагогический менеджмент» и «педагогическое управление» имеют близкое смысловое значение. Так, например, В. П. Симонов придает этим понятиям одинаковый смысл. Под педагогическим менеджментом он понимает комплекс методов, принципов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение его эффективности. Ученым выделены закономерности и специфика педагогического менеджмента, которая состоит в том, что предметом труда менеджмента образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом - информация, орудием труда - слово, язык, речь, результатом - степень обученности, воспитанности, развития учащихся. Ю. В. Васильев, рассматривая педагогическое управление, отмечает, что оно осуществляется с учетом требований и задач общества и отличается от социального своими объектами, а также характером процессов и закономерностей, определяемых педагогической наукой [3, с. 18]. Как практическая деятельность педагогическое управление – это управление целостным учебно-воспитательным процессом.

Руководящий проектной деятельностью обучающихся педагог должен определять какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются обучающимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки, образовательные компетенции должны они приобрести в ходе работы над проектом; что конкретно им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в интернете). Педагог должен продумать весь ход работы над проектом. Ни саму проблему, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать ученикам в готовом виде. Педагог лишь создает условия, ненавязчиво направляет мысль обучающихся в нужное русло. Но если обучающиеся высказывают собственные суждения, отличные от мнения педагога и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, он ни в коем случае не навязывает им своего мнения. В этом суть проектной деятельности. Обучающиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутой проблемы исследования или её ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами. Учитель должен умело направлять активность обучающихся в нужное русло, используя интерактивные методы и технологии, такие, как «мозговой штурм», организационно-деятельностная игра, различные виды дискуссии, коллективная творческая деятельность, различные виды тимбилдинга, квесты и т.д. Степень участия педагога в проектной работе варьируется в зависимости от особенностей обучающегося. Одним он оказывает организующую и мотивирующую помощь на всех этапах проекта; стараясь поддержать самостоятельную работу, стимулирует создание ситуаций успеха. Для других обучающихся помощь необходима в отдельных, критических ситуациях. Таким образом, педагогическое мастерство учителя будет заключаться в том, чтобы поддерживать самостоятельность обучающихся и в то же время ненавязчиво контролировать их работу.

Весь процесс включения обучающихся в проектную деятельность можно разделить на ряд этапов, стадий, определяемых во времени и в конкретных результатах. Алгоритм управления проектной деятельностью обучающихся весьма напоминает традиционную структуру управленческой деятельности: диагностика, целеполагание, планирование, проектирование, прогнозирование, организация, руководство, контроль, коррекция при необходимости, плюс стимулирование собственной активности обучающихся на каждом этапе. Важным становится обучение школьников эффективному тайм-менеджменту, что позволит рационально распределять усилия на всех этапах работы и следовать намеченному плану.

Рассмотрим содержание деятельности педагога-куратора более подробно. Организация работы с обучающимися начинается в соответствии с выявленными потребностями и интересами. В период определения направления работы и выбора темы идет большая работа. Педагог создает условия для:

  • формирования положительной мотивации к проектной деятельности;
  • осмысления обучающимися проблемности той или иной ситуации;
  • выбора аргументов обоснования актуальности и значимости решения проблемы;
  • самоанализа обучающимися необходимых ресурсов для решения проблемы.

На данном этапе идет процесс целеполагания. Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач предстоящей деятельности. Компонентами целеполагания являются:

  • обоснование актуальности проблемы и выдвижение целей;
  • конкретизация целей до задач;
  • проектирование ожидаемого результата;
  • определение путей решения задач и достижения целей.

Формулирование проблемы, объекта и предмета, цели и задач, гипотезы – один из самых сложных этапов исследования, поэтому практически все обучающиеся без исключения должны в этом получить подробные консультации и значительную помощь педагога. Уяснив и сформулировав основные методологические позиции исследования, обучающийся оценивает имеющийся у него образовательный ресурс: «Что я знаю по выбранной теме? Что нужно изучить, выяснить, понять, чтобы начать исследование, а потом получить результаты?». Далее он разрабатывает (выполняет предложенную педагогом) систему заданий, стимулирующую к выполнению исследования. Прежде всего, обучающийся изучает предложенную литературу, иные источники информации, отбирает и обобщает необходимые материалы по теме и проблеме. Педагог создает условия для планирования индивидуальной или совместной проектной деятельности. Для этого учитель проводит консультации (беседы), на которых обсуждаются общие социально-значимые проблемы или важные для конкретных обучающихся вопросы, что обеспечивает адресность оказываемой помощи. Поэтому консультации могут быть как индивидуальные, по личному запросу, так и групповые. В центре консультации – рассмотрение ситуации текущего момента, разъяснение материала, сущности методов, результатов, достигнутых на том или ином этапе работы. Консультация предполагает тесное взаимодействие педагога и ученика, группы, класса. Обучающиеся должны понять, что педагог уважает их точку зрения, даже если она не совпадает с его собственной. Как куратору проектной деятельности, педагогу необходимо, не давая верного ответа на вопрос, побуждать школьников к деятельности в поисках ответа.

Важно установить тесный контакт с родителями обучающихся и мотивировать их к сотрудничеству. Между родителями и их ребенком-учеником в ходе проектной деятельности устанавливаются более доверительные, тесные отношения. Родители подключаются не только к работе своего ребенка, но погружаются в мир его интересов; с удовольствием не только идут рядом с детьми, но и увлекаются исследованием. При этом следует разъяснить, что основная задача родителей – мотивация и стимулирование активной деятельности самих учеников: не следует выполнять задания за своих детей, дабы добиться поощрения со стороны педагога, школы, создавать для детей ложную успешность.

Организационный этап. Цель данного этапа: организация деятельности обучающихся в соответствии с намеченной стратегией действий по достижению планируемого результата. Педагог включает обучающихся в деятельность, результатом которой будет составление плана и программы будущей работы. Обучающихся знакомят с методами получения и обработки информации, алгоритмом проектной деятельности, обучают анализировать полученные результаты и делать выводы.

Координирующий этап. Цель: разработка и внедрение координирующих мер в связи с выявленными затруднениями. Задачами данного этапа являются:

  • анализ и оценка достижения промежуточных результатов;
  • выявление затруднений в достижении планируемого;
  • внесение необходимых корректив в деятельность обучающихся;
  • создание ситуаций успеха;
  • стимулирование собственной активности обучающихся к анализу промежуточных результатов их деятельности по выполнению проекта и поиску ресурсов устранения возможных недочетов, недоработок.

Оценочно-результативный этап. Цель: определение эффективности проектной деятельности в соответствии с планируемым результатом. Задачи:

  • мониторинг итоговых результатов на всех уровнях;
  • выявление причин затруднений;
  • оценка эффективности выбранных методов организации и стимулирования проектной деятельности обучающихся;
  • разработка дальнейшего направления деятельности по созданию условий, обеспечивающих успешность проектной деятельности обучающихся;
  • развитие рефлексивных умений обучающихся;
  • мотивирование обучающихся к дальнейшим действиям;
  • стимулирование познавательной активности обучающихся.

Педагог оказывает консультативную помощь в подготовке презентационных материалов, организует предзащиту проекта (репетиционные испытания), создает условия для развития рефлексивных умений обучающихся. Проведенная обучающимися работа, процесс ее выполнения, преодоленные проблемы и трудности, ожидаемые или неожиданные успехи нуждаются в осмыслении. На этом этапе можно предложить учащимся заполнить таблицу на сравнение того, что он знал и умел до проекта и после.

Таким образом, проанализировав понятия «проект», «деятельность», «проектная деятельность», под проектной деятельностью младших школьников мы понимаем специально организованную учителем форму учебно-познавательной активности, заключающуюся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели, направленной на практическое решение определённой проблемы с целью развития личности младших школьников. Также, произведя анализ понятий «управление», «педагогическое управление», изучив основные особенности организации проектной деятельности младших школьников, мы пришли к выводу, что педагогическое управление проектной деятельностью – это воздействие педагога на учащегося или группу учащихся, с целью развития и создания условий для достижения поставленных целей проекта.

Список использованной литературы

  1. Аксёнова, Е. А. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Е. А. Аксёнова. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. – 2012. – С. 140-142.
  2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. – Москва : Высшая школа, 1998. – 144 с. – ISBN 5-06-000170-9144. – Текст : непосредственный.
  3. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе / Ю. В. Васильев. – Москва : Педагогика, 2002. – 139 с. – ISBN 5-7155-0443-0. – Текст : непосредственный.
  4. Гелясин, А. Е. Становление теории исследовательского обучения в отечественной школе (в период XIX начало ХХ века) / А. Е. Гелясин, Е. В. Гелясина. – Текст : электронный // Педагогика : история, перспективы. – 2020. – Т. 3. – № 3. – С. 9-18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-teorii-issledovatelskogo-obucheniya-v-otechestvennoy-shkole-v-period-hih-nachalo-hh-veka/viewer (дата обращения: 25.04.2023).
  5. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. И-О / В. Даль. – Москва : Русский язык., 1989. – 779 с. – ISBN 5-9576-0054-7. – Текст : непосредственный.
  6. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Н. В. Иванова. – Текст : электронный // Начальная школа. –2004. – № 2. – (Новые образовательные технологии). – URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1407239149-1464935062.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
  7. Толковый словарь русского языка. URL: https://ozhegov.slovaronline.com (дата обращения: 12.04.2023). – Текст : электронный.
  8. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие / Н. В. Матяш. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с. – ISBN 978-5-4468-0645-4. – Текст : непосредственный.
  9. Поташник, М. М. Управление развитием общеобразовательного учреждения / М. М. Поташник. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 1995. - № 2. – С. 20-26.
  10. Сластёнин, В. А. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений : учеб. пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва : Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с. – ISBN 978-5-7695-4762-1. – Текст : непосредственный.
  11. Фещенко, Т. С. Новые стандарты – новое качество работы учителя : учебно-методичекое пособие / Т. С. Фещенко. – Москва : «Перспектива», 2013. – 224 с. – ISBN 978-5-98594-410-5. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов.

В данной статье раскрываются приемы формирования исследовательских умений младших школьников, которыми может пользоваться учитель начальной школы на своих уроках. Опубликована в журнале "Известия...

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"

Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастни...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности

В работе представлены основные  образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....