Статья: «Возрастные особенности младших школьников в познавательной деятельности»
статья

Титова Татьяна Евгеньевна

Природа одарила каждого человека способностью познания того мира, в котором он родился. Однако способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательно деятельности человека.

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_23g.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и принципы формирования функциональной грамотности обучающихся

Педагогические инструменты (методы, приемы, способы, технологии и т.п.), направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся, прежде всего должны быть направлены на развитие учебной познавательной деятельности, на развитие мыследеятельности, а также учебной самостоятельности школьников. Назначение названных позиций состоит, прежде всего, в пополнении базы предметных знаний, отработке практических навыков.

В научной педагогической литературе встречаются различные взгляды на термин «метод обучения».

Во-первых, метод обучения рассматривается как совокупность различных приемов и способов организации образовательного процесса, которые направлены на:

стимулирование познавательной деятельности обучающихся; развитие интеллектуального уровня обучающихся; формирование учебных компетенций.

Во-вторых, метод обучения рассматривается как способ взаимодействия учителя и обучающихся для достижения образовательных задач.

В-третьих, метод обучения представляет собой систему действий участников образовательного процесса, в ходе которой обеспечивается усвоение предметных знаний.

Характеристическими аспектами метода обучения являются такие аспекты как: цель обучения, способ усвоения учебного материала, характер взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В определении понятия «метод обучения» существуют различные точки зрения.

Тихомиров Д.Н. определяет метод обучения как способ передачи учебной информации.

Ельницкий К.В. под к методам обучения относит все используемые учителем способы, приемы, виды деятельности.

Ананьев С.А. рассматривает методы обучения        как совокупность взаимосвязанных между собой приемов, которые использует учитель на уроке. В ходе развития педагогики подходы к определению методов обучения менялись в зависимости от целей и задач, стоящих перед образованием.

Соответственно менялось и содержание образования.

Что же касается классификации методов обучения, то в современной педагогике нет единого, признанного всеми подхода.

В научной методической литературе встречаются, например, следующие.

По дидактическим задачам. Это: методы приобретения предметных знаний, методы формирования компетенций, методы анализа и практического применения теоретических знаний, методы синтеза предметных знаний и творческого подхода к учебной деятельности, методы коррекции и контроля.

Бабанский Ю.К. выделяет три группы методов, классифицируя их по широте дидактического действия и степени самостоятельности.

Первая группа методов – это методы, направленные на организацию и самоорганизацию учебной познавательной деятельности обучающихся.

Вторая группа методов – это методы, направленные на стимулирование и учебную мотивацию обучающихся.

Третья группа методов – это методы, направленные на организацию контроля учебной деятельности обучающихся.

Применительно методов обучения, направленных на формирование функциональной грамотности, то в научных методических источниках встречается следующая позиция.

Методы обучения и формирования функциональной грамотности – это способы организованного взаимодействия учителя и обучающихся направленного на достижение образовательных целей и задач.

Предлагается подход к классификации методов обучения и формирования функциональной грамотности, который представляет собой компиляцию различных методов и подходов.

Во-первых, группа методов, объединенных по такому признаку, как источник передачи информации и характер восприятия информации. Сюда относятся такие традиционные методы, как:

словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение; наглядные – наблюдение, экскурсия, демонстрационный показ; практические – лабораторная работа, практическая работа.

Описание названных методов приведено в работах Огородникова И.Т., Перовского С.И., Голанта Е.Я.

Во-вторых, группа методов, объединенных по характеру взаимодействия в процессе организации познавательной деятельности. Сюда относятся такие методы, как:

объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;

проблемного изложения учебного материала; частично-поисковый;

исследовательский.

В научной методической литературе эти методы представлены в системе методов Лернера И.Я. – Скаткина М.Н.

Во-третьих, группа методов, объединенных по основным компонентам деятельности педагога. Сюда относятся методы, объединенные в следующие группы: методов организации и реализации учебной деятельности. В эту группу входят словесные, наглядные, репродуктивные, проблемные методы. Кроме того, сюда относят и методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся и методы организации управляемой учителем учебной деятельности обучающихся;

методов стимулирования и мотивации учебной деятельности обучающихся. В эту группу входят методы, направленные на формирование, развитие и повышения интереса обучающихся к процессу обучения. Это различные обучающие игры, конструирование, моделирование и другие. Кроме того, в названную группу входят методы, направленные на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда;

методов контроля и самоконтроля за результатами учебной деятельности. Это различные виды и формы контроля.

В научной методической литературе описание этих методов можно увидеть в работах Бабанского Ю.К.

Во-четвертых, группа методов, объединенных по сочетанию внешнего и внутреннего в организованной учебной деятельности педагога и обучающегося. Сюда относятся методы проблемно-развивающего обучения. Это такие методы, как: монологический, диалогический, алгоритмический и другие.

В научной методической литературе названная группа методов носит название – система методов Махмутова М.И.

В-пятых, группа методов, объединенных по степени активного участия обучающихся в процессе обучения. Именно эти методы, методы активного и интерактивного обучения в современной педагогике приобретают особое значение. Использование этих методов позволяет не только создать условия для  активной  познавательной  деятельности  учащихся  на  уроке,  но  и способствует динамичному взаимодействию в процессе обучения, формированию положительного отношения к обучению.

На основании сказанного выше, можно говорить, что методы обучения и формирования функциональной грамотности представляют собой многомерное явление. Они выполняют функцию механизма достижения целей и задач, стоящих перед современной системой образования.

Каждый учитель, исходя из своего педагогического опыта, определяет оптимальный набор методов обучения, применение которых целесообразно в конкретной ситуации. При этом, существуют определенные требования, предъявляемые к методам обучения:

методы обучения должны соответствовать целям учебного занятия; методы  обучения  должны  стимулировать  активную  учебную

деятельность обучающихся;

методы обучения должны обеспечивать прочное усвоение предметных знаний;

методы обучения должны быть направлены на повышение познавательной учебной активности обучающихся;

методы обучения должны быть направлены на формирование умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Рассмотрим некоторые принципы обучения, направленные на формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся.

Принципы педагогики формулируют закономерности процесса обучения. Под принципами, мы понимаем систему правил, положений, которыми руководствуется учитель в ходе организации процесса обучения и, которые являются необходимыми условиями для построения успешного образовательного процесса. Существуют классические формулировки педагогических принципов, описанные в учебниках по педагогике. Однако, изменения в обществе, экономике обусловленные стремительным развитием техники, технологий оказывают влияние на современное образование и, соответственно на подходы к характеристике принципов обучения в современной педагогике. Вместе с тем, исторически сложившиеся принципы научности, системности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, самостоятельности, системности, преемственности не теряют актуальности и сейчас. Среди новых формулировок педагогических принципов встречается принцип интенсивности, который относится в том числе ко всем описанным выше.

В свете применения принципа интенсивности в процессе формированию функциональной грамотности обучающихся, описанные выше педагогические принципы приобретают деятельностный характер и направлены на формирование функциональной грамотности. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Принцип                        научности.                Этот                        принцип                педагогики                        предписывает использование                        и                отображение        в        процессе                обучения                научных        фактов, достижений в области науки. Ознакомление с достижениями в области науки целесообразно                организовать        через                работу                обучающихся        с                источниками информации.                Что                будет                способствовать        развитию        умений                работать        с научными                текстами,        результатами                исследований                и                        экспериментов, стимулировать познавательную и функциональную активность обучающихся. Принцип        системности                как  принцип  педагогики  обеспечивает последовательное и систематичное формирование системы предметных знаний.  Следует  обратить  внимание  на  обеспечение  логической последовательности  в  подаче  учебного  материала.  Это  обеспечит

необходимую технологичность обучения.

Принцип связи теории с практикой. Этот принцип педагогики требует обязательного обучения применению теоретических знаний в решении практико-ориентированных задач. Необходимо учить школьников применять предметные знания в решении задач повседневной жизни. Что является одним из критериев функциональной грамотности обучающихся.

Принцип доступности. Этот принцип педагогики направлен на такое построение процесса обучения, на такую подачу и содержание учебного материала, которая будет соответствовать интеллектуальным, возрастным, физиологическим особенностям обучающихся, их уровню развития. С точки зрения интенсивности, этот принцип призван обеспечить повышение результативности обучения через увеличение объема информации, которую обучающиеся получают для изучения (ознакомления, обработки и т.д.) на уроке.

Принцип наглядности. Как принцип педагогики основан на том, что наглядность, стимулируя активную мыслительную деятельность, позволяет сформировать у обучающихся представления о реальных явлениях и процессах. С помощью средств наглядности моделируются конкретные учебные ситуации, работа в условиях которых способствует речевой активности, возникновению эмоций, помогает обучающемуся представить себя в реальной жизненной ситуации.

Принцип сознательности, самостоятельности. Этот принцип педагогики основан на формировании у обучающихся самодисциплины, самоорганизации, интеллектуальной собранности. Эти качества личности обеспечат активность и самостоятельность, проявление интереса к изучаемому материалу, инициативы к поиску решения проблемных вопросов. В процессе формирования функциональной грамотности эти позиции играют важную роль, поскольку обеспечивают осознанное, прочное усвоение определений, научных фактов, законов.

Принцип активности. Этот принцип педагогики предполагает способность обучающегося к активной самостоятельной учебной деятельности, проявлению творческой инициативы. Для реализации принципа необходимо наличие следующих аспектов. Во-первых, обучающиеся на уроке должны говорить – речевая активность способствует проявлению активной мыследеятельности. Во-вторых, наличие учебной мотивации и интереса к изучению нового повышает качество усвоения информации. В-третьих, у обучающихся необходимо наличие умений и навыков самостоятельной работы.

Принцип преемственности, как принцип педагогики обеспечивает связь между этапами обучения, обеспечивает связь между новым учебным материалом и ранее изученным. Этим обеспечивается целостность предметных знаний. У обучающегося формируется четкое представление о системе знаний в рамках определенной темы, предмета.

Принцип проблемности. Этот принцип педагогики направлен на создание такой учебной ситуации, при решении которой обучающиеся сталкиваются с тем, что имеющихся знаний недостаточно, что необходимо новое знание. Это стимулирует стремление к творческому поиску необходимой информации.

Принцип профессиональной направленности предполагает осознанное приобретение нового знания, компетенций, которые будут необходимы в процессе дальнейшего обучения.

Принцип функциональной прочности знаний, умений и навыков. Реализация этого принципа педагогики требует такого построения процесса обучения, при котором четко расставляются акценты, внимание обучающихся фокусируется на тех позициях, которые должны быть твердо усвоены, которые должны прочно войти в систему знаний обучающегося, стать опорой в решении повседневных задач.

Как было сказано выше, классические принципы педагогики под влиянием изменяющихся требований к образованию приобретают дополнительный смысл, пределяют эффективность и качество обучения.

 

Литература

  1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие (Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности. pdf)
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева.
  3. Сборник информационных и методических материалов для педагогов (Сборник информационных и методических материалов для педагогов.pdf)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...

Возрастные особенности младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном...

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников"

Родительское собрание: "Возрастные особенности младших школьников " предназначено для родителей первоклассников.Родительское собрание по данной теме рекомендуется провести  в сентябре. Класс...

Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.  Но он уже начинает утрачивать детстку...

Статья:"Возрастные особенности младших школьников"

В статье побробно рассмативаются психологические особенности младшеклассников и обяъсняются причины проблем, с которыми они могут столкнуться в в начале школьного обучения....