ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и позволяет ребятам стать хорошими мыслителями. Он разделяет мышление на шесть разных режимов, обозначенных  шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет направление мысли.

 Для того чтобы научиться решать творческие задачи, автор предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass1.doc57 КБ
Microsoft Office document icon znaki.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon kartinki.doc91 КБ
Microsoft Office document icon tuchki.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Учитель : Ижукина Елена Александровна

МБОУ «Гимназия №1 п. Навля» Брянской области

Краткая аннотация

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и позволяет ребятам стать хорошими мыслителями. Он разделяет мышление на шесть разных режимов, обозначенных  шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет направление мысли.

 Для того чтобы научиться решать творческие задачи, автор предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп.

 Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами. Мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры и каждый из этих головных уборов, предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Цели:

  1. Развивать умения актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации.
  2. Развивать интеллектуальную инициативу у школьников, исследовательские и коммуникативные навыки, творческие способности.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Задачи:

1. Учить обучающихся видеть проблему

2. Учить детей решать творческие задачи

3. Развивать общие исследовательские умения и навыки

Оборудование: компьютер, проектор, шесть шляп, ватман, чистые листы бумаги, картинки животных, растений, фломастеры, клей, ножницы.

Ход занятия

Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые!

Меня зовут Елена Александровна, я  работаю учителем начальных классов  в «Гимназии №1 п. Навля». Хочу предложить вам выполнить работу по развитию ваших исследовательских умений и навыков, развитию умения видеть проблему, а также развитию умений творчески решать задачи.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем придумать и создать природоохранный плакат, который можно будет повесить в лесу.

Для выполнения данного задания  хочу предложить вам метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно.

Этот метод основан на одной интересной притче, и я хочу вам её прочитать.

Притча о старом шляпнике

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.

— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.

—Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!

— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

—Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...

Вы, ребята, сидите за пятью столами,  и  каждому столу соответствует цвет шляпы. Каждая шляпа будет выполнять определённое задание.

Белая шляпа

У вашей шляпы белый цвет!

Эмоциям скажите : «Нет!»

Бесстрастно факты изложите!

Не надо чувств! Их берегите!

Красная шляпа

Эмоции, чувства лежат в шляпе красной

Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны.

Что вам интересно, что вас удивляет…

Пусть только эмоции вас направляют.

Жёлтая шляпа

Вы с жёлтой шляпой – это значит,

Лишь позитив найти задача!

Что продуктивно, хорошо!

Аргументируйте ещё!

Зелёная шляпа

Лишь творческой шляпы зелёный подход!

Она размышлять вам возможность даёт!

К вопросу она подойдёт нестандартно,-

Творите, рождайте идеи, ребята!

Чёрная шляпа

Я весь негатив, недостатки сложила

Лишь в чёрную шляпу! Скажите, что было

Проблемно, неясно! Причину найдите!

Без критики не было б многих открытий!

Синяя шляпа

У вас шляпа синяя! Будьте готовы

К тому, что за вами последнее слово!

Вы слушайте всех, материал собирая,

 Озвучьте  итог, мысли шляп обобщая!

Итак повторю:

Белая шляпа_  из видеоролика вы должны выбрать только факты и необходимую информацию для нашего плаката.

Красная шляпа – вы отвечаете за эмоции и должны ответить на вопрос( Что я чувствую по поводу просмотра видео?)

Зелёная шляпа – вы должны предложить идею как должен выглядеть наш плакат.

Жёлтая шляпа – вы отвечаете на вопросыЗачем мы это делаем? И Каковы будут результаты нашей работы)

Чёрная шляпа - истина и здравый смысл. Вы должны ответить на вопросы (Сработает ли наш плакат? Безопасна ли наша задумка?)

Синяя шляпа – это я. Контроль за выполнением задания.

Все понятно, ребята? Хорошо! А теперь предлагаю посмотреть видео.

РОЛИК

Вот мы просмотрели видеоролик, и я хочу услышать ваши мнения.

Белая шляпа, пожалуйста, какие факты вы считаете наиболее важными для отображения на плакате.

Красная – какие чувства вызвала у вас эта проблема ( тревога, неуверенность в своих силах, жалость к природе)

Зелёная - как может выглядеть наш плакат (Надпись, плакат, знак и т.д.)

Жёлтая -  как вы думаете, какой результат будет по каждому варианту.(+,-)

Чёрная – можете ли вы самостоятельно выполнить данное        задание. Безопасно ли оно будет для вас? ( потребуется помощь взрослых, денежные средства для печатания таких плакатов, физическая сила для установки в лесу).

( учитель фиксирует на доске все факты и необходимые сведения сообщаемые детьми из группы «белой шляпы», выслушивает каждого из группы «красной шляпы», выписывает на доске предложения о внешнем виде плаката из группы «зелёной шляпы», выслушивает  представителей «жёлтой шляпы» и фиксирует + или – результат по каждому варианту, предложенному «зелёной шляпой», выслушивают критические замечания представителей «чёрной шляпы»)

Отлично, ребята, а теперь мы подведём промежуточные итоги. Наш плакат должен иметь название, он будет большим, ярким, красочным, чтобы был виден издалека. На нём будут изображены растения, животные, предупреждение и надписи. Всё так? Да.

А теперь приступаем к созданию эскиза нашего плаката.

 Белая шляпа – вы придумываете название плаката и записываете его на ватмане.

Красная  шляпа - вы создаёте настроение плаката, какой он будет весёлый или грустный.

Зелёная шляпа – вы из предложенных вам картинок выбираете картинки с растениями, которые захотите изобразить на плакате и приклеиваете на ватман или рисуете самостоятельно.

Жёлтая шляпа– вы выбираете рисунки с животными и приклеиваете их или рисуете самостоятельно.

Чёрная шляпа – вы выбираете предупреждение из тех знаков, которые находятся на столе или рисуете самостоятельно.

Всё понятно – итак приступаем

Итог.  Посмотрите , какой красивый получился плакат! Я думаю каждый, увидев его , конечно задумается о том, что природу нужно беречь не словами, а делом.

Итак , ребята, теперь вы знаете о методе «Шести шляп мышления» и я надеюсь, что вы будете его применять для решения задач по  учебным предметам  и  в различных жизненных ситуациях. Главное, поверить в собственные силы, ничего не бояться и стремиться вперёд к новым знаниям и  достижениям.  

Спасибо большое вам за работу,  а я желаю вам удачи. До свидания!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы активизации исследовательской деятельности младших школьников

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Современные учителя всё чаще стремятся предлагать задания, вклю...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.

Вопрос активизации обучения учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение к...

Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).

Содержание.1.      Актуальность вопроса.2.      Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3.      Групповая р...

Теорема Виета (по методу Эдварда де Боно 6 шляп мышления)

Основная задача российского образования – повышение качества обучения. Обучение должно быть не простой передачей знаний, а творческим процессом, позволяющим ученику раскрыть свои познавательные ...

Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Цель:• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де БоноЗадачи:• Показать участникам возможности использования...

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы....