методическое сопровождение пособия Спектра, адаптированного для коррекционных логопедических занятий
методическая разработка на тему

Платонова Татьяна Валерьевна

материал полезен для учащихся 2-5 классов, как помощь в развитии внимания, памяти, орфографии, обогащении словарного запаса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Платонова Татьяна Валерьевна

Учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1455 г. Москвы,

Iolka1967.ru@mail.ru

Методическое сопровождение пособия Спектра, адаптированного для коррекционных логопедических занятий

Аннотация: практическое пособие, способствующее усвоению наиболее сложных тем русской грамматики, расширению словарного запаса, усвоению знаковой системы языка, дифференциации букв, наиболее сложных для детей с речевыми нарушениями.

Методическое сопровождение пособия «Спектра»,  адаптированного  для  коррекционных логопедических  занятий.

Германское пособие «Paletti die SPECTRA Lernpalette» известно в нашей стране с 1997 года, и дети-дошкольники, начального уровня обучения с большим интересом и удовольствием занимаются с ним. В нашей школе с пособием «Спектра» ребята знакомятся с детского сада, поэтому к начальной школе они уже хорошо умеют ориентироваться в нём. Внимание, его концентрация,  переключение, приобретение  усидчивости – всё это развивает «Спектра» т.е. когда ребёнку интересно и процесс ему нравится – результат по окончании бывает  высоким и прочным.

Учитывая эти факторы, я обратилась к пособию «Спектра» и нарисовала карточки   по наиболее проблемным (для контингента моих учеников) темам, начинала сама, позже подключила учеников – старшеклассников, которым это занятие явно понравилось – неординарно, достаточно трудно, но одновременно и интересно.

Сначала ученики выполняют задание на палитре, затем, перевернув и убедившись, что всё выполнено правильно, записывают слова в тетрадь с объяснением орфограмм. В случае ошибок, неверные фишки снимаются, а карточка переворачивается назад, и проблемные задания разбираются и выполняются заново.

Карточки «Спектры» - мои палочки – выручалочки, т.к. с их помощью я поддерживаю интерес детей к познанию и закрепляю наиболее трудные темы. К тому же, буквенные знаки написаны разными шрифтами – прописным и печатанным. Это особенно важно для детей с оптической дисграфией, причём разное графическое начертание букв, не освоенное на начальном этапе обучения, приводит к усугублению дислексии и дисграфии (нарушение письма и чтения).

А ещё с помощью этих заданий дети активно расширяют свой лексикон, т.к. часто оказывается, что значение многих слов либо вообще неизвестно, либо как-то не слишком ясно.

На одном из занятий ученик не смог собрать слово ПЛОТ, а когда я попыталась помочь, выяснилось, что он вообще не знает, что это такое. ПЛОТ – это тот, кто летает, оказалось, что он имел в виду «ПИЛОТ», но т.к. фонематическое восприятие нарушено, звук И просто потерялся. Пришлось посвятить отдельное занятие лексическому значению слов: ПЛОТ, ПЛОД, ПИЛОТ, ПОЛЁТ.

№1 – звукобуквенный состав слов. В составе слов – гласные и только твёрдые согласные. Закрепление устойчивых сочетания ЖИ – ШИ (слышу Ы, пишу и, звуки Ж, Ш - твёрдые). Карточка поделена на два сектора. Верхний сектор – найди к слову схему (стук, окна, дым, уши, торт, нога; обозначение звуков – традиционные синие и красные кружочки) Нижний сектор – найди к схеме слово (слон, лук, парк, ужи, арка, мыло). Важно, что используемые слова не умеют на конце оглушений.

№2 – звукобуквенный состав слов. В составе слов – гласные, твёрдые   и мягкие согласные. Закрепление: Ц – всегда твёрдый, Ч – всегда мягкий, Ь – звука не обозначает. Карточка поделена на два сектора. Верхний сектор – найди к слову схему (тюк, кочан, лицо, соль, море, тюль; обозначение звуков – традиционные синие, зелёные и красные кружочки).  Нижний сектор – найди к схеме слово (чудо, сачок, мель, люк, цепь, силач).

№3, №4 – дифференциация звонких – глухих согласных. Карточка поделена на четыре сектора. Пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Ж – Ш, Д – Т, З – С.   (№3 громко – кромка, бочка – почка, ваза – фаза, флаги – влага, свалка – галка, плот – брод; №4 значок – сачок, жесть – шесть, тоска – доска, дрозд – трость, сойка – Зойка, уши - ужи)

№5, №6, №7 – гласные 2 ряда – Ю, Я, Ё  в начале слова и для обозначения мягкости согласных. Дифференциация Ё-Ю у детей с фонематическим недоразвитием проходит трудно и длительно, буква Я включена как оппозиция. Карточка поделена на четыре сектора.      №5 – (1 сектор:юбка, тряпка, ёжик; 2 сектор:клюв, утята, Лёша - сектор-провокация, т.к. часто дети вставляют Ё в слово КЛЁВ, а потом никак не могут сообразить, что делать с «Люшей», наводящими вопросами стараюсь направить к замене букв, подсказываю напрямую лишь после 3 минут молчания; 3 сектор:плюшка, яхта,слёзы, 4 сектор: Илюша, тёрка, ястреб) ; №6 – (1 сектор:юнга, яблоко, ёлка; 2 сектор:клюква, поляна, зёрна, 3 сектор: юмор, яхта, ёжик -уж очень трудное слово для дифференциации Ё-Ю, 4 сектор: клюшка, шляпка, нёбо  -  слова – провокации: КЛ__ШКА, ШЛ__ПКА, ученик вновь задумывается. Часто букву Ю дети вставляют в слово ШЛЮПКА (удивительно, но значение этого слова им известно), а оставшаяся буква Я никак не помещается в слово КЛ__ШКА. И наступает состояние оцепенения: ребёнок не может сообразить, что нужно просто поменять фишки. Я – в слово ШЛЯПКА, а Ю – в слово КЛЮШКА. Так что пособие создаёт проблемные ситуации, решения которых нельзя бояться. Так спектра УЧИТ УЧИТЬСЯ.  № 7 – 1 сектор:крючок, котёнок, китята; 2 сектор:  тёплый, утюг, тяпка; 3 сектор: малёк, блюдце, пять; 4 сектор: люстра, пряник, плётка)

№8, №8а, №8б, №9 – добавь букву и получи слово. Единое пространство круга, для  добавления  используются  гласные и два провокационных сонорных – Й и Л. (№8 - слёзы, солнце, фишка, крыша, правда, пряник, майка, галка, песня, эскимо, клумба, клюква; слова – провокации: ГА__КА, МА__КА, №8а – гайка, клёст, щупальцы, тяжесть, флюгер, зоопарк, молодцы, декабрь, экскурс, сапоги, чижик,  корзина; №8б – стойка, полёт, капуста, тяжесть, клюква, стройка, зёрнышко, лето, эхо, сапог, лопата,  корзина; №9 два провокационных сонорных – Й и Р – чисто, тюлька, туфли, клёст, этот, пальма, бойцы, заявка, концерт, облако, сено, йогурт).

№10, №10а, №10б, №10в – дифференциация б-д, б-п, д-т, п-т; Карточки разделены на 3 сектора, буквы обозначены как буквенными знаками, так и символами  (№10:1 сектор - рыБка, реДко, заТычка, заПиска; 2 сектор - меТка, заруБка, леПка, реДкость;  3 сектор - тоПоТ,БуДка;  №10а: 1 сектор - оБоДок,ПоТолок; 2 сектор – ДуБок, ТоПор; 3 сектор – ПаТрон, оБиДа; №10б: ПроБка, ДеТи; 2 сектор – БуТон, ПоДол; 3 сектор – БаТон, ПоДарок; 10в: 1 сектор - БеТон, ДуПло, 2 сектор – БиДон, ПанТера; 3 сектор – БаТут, ПохоДка)

№11 – дифференциация свистящих – шипящих: Ч – Ц – Щ; З – С – Ц . Карточка поделена на четыре сектора №2 и №3 – отправь слово к букве – Цифра, Завтра, Срочно; Чайка, Цапля, Щётка, №1,№4 – отправь букву  в  слово – хитреЦ, меЧта, моЩность; куСок, куЗнец, конЦерт)

№12 – дифференциация ч-ц-ш-щ; х-ж-з-ц; ц-ч-с-щ (3 сектора по 4 слова – Щавель, Цапля, марШ, коЧка; слова-провокации мар__ - ко__ка, если ребёнок вставил коШка, то на слове «марЧ» случается растерянность; заяЦ,Жаба,Хомяк,рюкЗак;  пуСто, пеЩера, переЧить, переЦ;)

№13 - дифференциация ч-ц-с-з; ч-ц-т-с; ч-ц-т-щ (3 сектора по 4 слова – вмеСто, блиЗко, веЧность, Цапля; приЦеп, Сверчок, таЧка, ОТачество;  бореЦ, пуЧок, пяТь, плюЩ;)

№14 – две дифференцируемых буквы в одном слове  ч-щ-ц-т – сТраниЦа, поЩёЧина; ч-ц-щ-т – уЩелье, ЧТеЦ; ч-ц-т-щ – веЩица,ТеЧение

Ударный слог, слоговой состав слова, звуковой состав ударного слога.  Слова сложной слоговой структуры (3-5 слогов). Карточки поделены пополам. Подбери слово к схеме, подбери схему к слову. (1 – телевизор, милиционер, экскурсия, корова, голова, косточка, упражнение, перебежка, девочка, задача, самолёт, магнитофон; 2 – подоконник, воскресение, терпение, пороша, половик, тапочек, учащиеся, топорище, дерево, телега, паровоз, парашютист; 3 – парусник, повозка, перевод, деревянный, история, наволочка, поломка, перечница, карточка, предложение, запятая, паровоз)

место Ь в слове (для обозначения мягкости, разделительный)

 дифференциация ё-ю, а-о, ы-и, и-у, о-у, й-е, й-я

С этим пособием я работаю на занятиях уже восьмой год, результаты удивляют и радуют. Сложные в дифференциации буквы и звуки усваиваются значительно быстрее и результат практически необратим. Частенько ко мне в кабинет заглядывают те, кто теперь уже семи-восьмиклассники с просьбой «поиграть в Спектру». Помнят, а значит – навык закрепился прочно. В 2010 году представляла это пособие в институте Коррекционной педагогики, как студент курсов повышения квалификации «Клинико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция стойких трудностей в обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста», руководитель курсов– Бабкина Наталья Викторовна, к.психол.н., доцент. Работа была одобрена и рекомендовано её продолжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...

Методическая разработка коррекционного логопедического занятия "Звуки и буквы С и З"

Конспект и презентация логопедического занятия "Звуки и буквы С и З" позволит решить поставленные задачи и закрепить знания детей о звуках и буквах, в ходе занятия учащиеся научатся дифферен...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....