Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-логопедических занятий
для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
(1А, 3 Бкласс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log_prog_shkola_1-3_kl_8_vid.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
СогласованоУтверждаю
Зав. образоват. отделения Директор ГБОУ ТРОЦ
___________ Т.Е.Максименко «Солнышко»
__________Л.И. Пономарева
«___»_______________ 2017 «___» ______________ 2017
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-логопедических занятий
для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
(1А, 3 Бкласс)
Учитель-логопед
Кузнецова И.В
2017 год
Пояснительная записка
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования, для детей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности проявляются в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи той или иной степени, а также имеют низкий уровень овладения графомоторными навыками. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). В большинстве случаев у обучающихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, восприятия речи, зрительной памяти.
Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.
Задачи:
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
- Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
- Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
- Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
- Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
- Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
- Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Основными направлениями логопедической работы являются:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в
Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в образовательное учреждение, носят характер системного недоразвития. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи, выраженнаядислексия и дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составляется таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
Тематическое планирование разработано на основе лексических тем, изучаемых на уроках речевой практики. На изучение каждой лексической темы отводится неделя. Все специалисты, занимающиеся с детьми данной категории, строят работу с учетом заявленной в этом планировании на неделю лексической темы.
Изучая лексическую тему в течение недели (двух - трех занятий) учитель-логопед выбирает из планирования упражнения, приемы, материал с учетом этапа речевого развития, индивидуальных и психических возможностей ребенка. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.
- Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.
- Вслушиваться в обращенную речь.
- Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).
- Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
- Различать некоторые неречевые звуки.
- Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя.
- Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
- Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
- Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
- Понимать простые грамматические категории: единственное и множественное число существительного.
- Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.
Тематическое планирование 1А класс
Диагностическое обследование .
Осень. Признаки осени. Различение звуков окружающей действительности
Огород. Овощи. Различение и распознавание речевых и неречевых звуков
Сад. Фрукты. Направление звука в пространстве Овощи – фрукты.
Развитие слухового внимания, различие неречевых звуков по силе .
Грибы. Выделение первого звука в слове
Ягоды. Умение слушать нужный звук в слове
Инструменты. Формирование правильного дыхания. Пропевание гласных
Одежда. Определение количества звуков
Обувь. Произнесение простых по артикуляции согласных М, Б, П
Одежда – обувь. Произнесение простых по артикуляции согласных Ф, В
Зима. Признаки зимы. Произнесение простых по артикуляции согласных Н, Д, Т
Посуда. Произнесение простых по артикуляции согласных К, Х, Г
Дом. Мебель. Слово
Праздник – Новый год. Дифференциация сходных по звучанию слов
Зимующие птицы. Кто и как голос подает?
Домашние животные и их детеныши. Умение слышать заданный звук
Домашние птицы. Ориентация во времени Домашние животные и птицы. Ориентация в пространстве.
Дикие животные и их детеныши. Моторные умения
23 февраля. Начальные графические навыки
Профессии: врач, повар, продавец. Образование множественного числа.
Весна. Признаки весны. Определение схемы тела
8 Марта. Пространственные отношения предметов
Весна. Перелетные птицы. Пространственная ориентировка на листе
Зимующие птицы. Кто и как голос подает?
Человек. Строение тела. Гигиена. Предложение
Я и моя семья. Составление предложений
Транспорт. Правила дорожного движения. Слог. Деление слов на части
Цветы. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Насекомые. Слова, которые обозначают предметы
Игрушки. Уточнение понятий об основных единицах времени
День Победы. Уточнение представлений о схеме тела.
Диагностическое обследование
3Б класс
Тематическое планирование
- Обследование.
- Предложение. Звуки речи.
- Слоговая структура слова. Ударение.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
- Мягкий знак в слове.
- Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Дифференциация согласных.
- Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
- Предложение.
- Текст.
- Предлоги.
- Обследование.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
1 класс.
Учащиеся должны уметь(с учетом индивидуальных особенностей):
- различать на слух и в произношении звуки;
- слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.
3 класс.
Обучающиеся должны знать (с учетом индивидуальных особенностей):
- Алфавит;
- Гласные и согласные;
- Знать названия предметов, действий, признаков;
- Правописание предлогов;
- Правила написания предложений;
- Наизусть 4-5 стихотворений.
Обучающиеся должны уметь (с учетом индивидуальных особенностей):
Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:
- текст и набор предложений;
- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста;
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
- предложения по данным словам в начальной форме, по вопросам;
- распространять предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- находить предложения в сплошном тексте.
- Анализировать слова по звуковому и слоговому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные.
- списывать предложения, небольшие тексты; писать под диктовку слова, предложения, тексты (20-25 слов).
- понимать содержание прочитанного.
Список литературы:
- 1. А.Н Гвоздев. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - АНП., Москва, 1948 г.
- 2. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 1. Звуки С, С, З, З, Ц. Москва, 2009 г.
- 3. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 2. Звуки Ш, Ж. Москва, 2009 г.
- 4. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 3. Звуки Л, Л. Москва, 2009 г.
- 5. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 4. Звуки Р,Р. Москва, 2009 г.
- 6. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа» пособие для логопедов. Москва, 2007 г.
- 7. Е.Л Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной (коррекционной) школы YIII вида». 8. Учебная программа - Управление образования администрации г. Екатеринбурга 2000 г.
- 9. Л.П Успенская, М.Б Успенский «Сборник речевого материала для исправления дисграфии» - выпуск 2, ГУПИЗ, Москва, 1962 г.
- 10. «Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) национальных общеобразовательных школ YIII вида», рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
- 11. “Программа по татарскому языку и литературе для коррекционных школ с татарским языком обучения”, рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
- 12. “Программа по татарскому языку и литературе для специальных татарских коррекционных школ”, 1999г., утвержденной Министерством просвещения РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...
кКОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью( 3-4 класс)
Тема занятия: «Здоровый образ жизни».(в форме Брейн - ринга")Цель: обобщить и систематизировать знания детей по правилам здорового образа жизни.Тип занятия: обоб...
Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1.
Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1....
Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (УО) вариант 1
Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (УО) вариант 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...
- Мне нравится (1)