Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Кузнецова Ирина Валериевна

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-логопедических занятий

для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

(1А, 3 Бкласс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_prog_shkola_1-3_kl_8_vid.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

СогласованоУтверждаю

Зав. образоват. отделения Директор ГБОУ ТРОЦ

___________ Т.Е.Максименко «Солнышко»

__________Л.И. Пономарева                                          

«___»_______________ 2017                                               «___» ______________ 2017

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-логопедических занятий

для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

(1А, 3 Бкласс)

Учитель-логопед  

Кузнецова И.В

2017 год

Пояснительная записка

В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования, для детей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Данный  курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности проявляются в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи той или иной степени, а также имеют низкий уровень овладения графомоторными навыками. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). В большинстве случаев у обучающихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, восприятия речи, зрительной памяти.

Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.

Задачи:

  1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
  2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
  3. Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
  4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
  5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
  6. Работа над слоговой структурой слова.
  7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
  8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
  9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
  10. Развитие грамматического строя речи.
  11. Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.

Основными направлениями логопедической работы являются:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в

Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в образовательное учреждение, носят характер системного недоразвития. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи, выраженнаядислексия и дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составляется таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

Тематическое планирование разработано на основе лексических тем, изучаемых на уроках речевой практики. На изучение каждой лексической темы отводится неделя. Все специалисты, занимающиеся с детьми данной категории, строят работу с учетом заявленной в этом планировании на неделю лексической темы.

Изучая лексическую тему в течение недели (двух - трех занятий) учитель-логопед выбирает из планирования упражнения, приемы, материал с учетом этапа речевого развития, индивидуальных и психических возможностей ребенка. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

  • Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.
  • Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.
  • Вслушиваться в обращенную речь.
  • Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).
  • Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
  • Различать некоторые неречевые звуки.
  • Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя.
  • Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
  • Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
  • Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Понимать простые грамматические категории: единственное и множественное число существительного.
  • Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

Тематическое планирование 1А класс

Диагностическое обследование .

Осень. Признаки осени. Различение звуков окружающей действительности

Огород. Овощи. Различение и распознавание речевых и неречевых звуков

Сад. Фрукты. Направление звука в пространстве Овощи – фрукты.

 Развитие слухового внимания, различие неречевых звуков по силе .

Грибы. Выделение первого звука в слове

Ягоды. Умение слушать нужный звук в слове

Инструменты. Формирование правильного дыхания. Пропевание гласных

Одежда. Определение количества звуков

Обувь. Произнесение простых по артикуляции согласных М, Б, П

Одежда – обувь. Произнесение простых по артикуляции согласных Ф, В

Зима. Признаки зимы. Произнесение простых по артикуляции согласных Н, Д, Т

Посуда. Произнесение простых по артикуляции согласных К, Х, Г

Дом. Мебель. Слово

Праздник – Новый год. Дифференциация сходных по звучанию слов

Зимующие птицы. Кто и как голос подает?

Домашние животные и их детеныши. Умение слышать заданный звук

 Домашние птицы. Ориентация во времени Домашние животные и птицы. Ориентация в пространстве.

Дикие животные и их детеныши. Моторные умения

23 февраля. Начальные графические навыки

Профессии: врач, повар, продавец. Образование множественного числа.

Весна. Признаки весны. Определение схемы тела

8 Марта. Пространственные отношения предметов

Весна. Перелетные птицы. Пространственная ориентировка на листе

Зимующие птицы. Кто и как голос подает?

Человек. Строение тела. Гигиена. Предложение

Я и моя семья. Составление предложений

Транспорт. Правила дорожного движения. Слог. Деление слов на части

Цветы. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Насекомые. Слова, которые обозначают предметы

Игрушки. Уточнение понятий об основных единицах времени

День Победы. Уточнение представлений о схеме тела.

Диагностическое обследование

3Б  класс

Тематическое планирование

  • Обследование.
  • Предложение. Звуки речи.
  • Слоговая структура слова. Ударение.
  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
  • Мягкий знак в слове.
  • Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Дифференциация согласных.
  • Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
  • Предложение.
  • Текст.
  • Предлоги.
  • Обследование.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ

1 класс.

Учащиеся должны уметь(с учетом индивидуальных особенностей):

- различать на слух и в произношении звуки;

- слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.

3 класс.

Обучающиеся должны знать (с учетом индивидуальных особенностей):

  • Алфавит;
  • Гласные и согласные;
  • Знать названия предметов, действий, признаков;
  • Правописание предлогов;
  • Правила написания предложений;
  • Наизусть 4-5 стихотворений.

Обучающиеся должны уметь (с учетом индивидуальных особенностей):

Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:

  • текст и набор предложений;
  • текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста;

Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:

  • предложения по данным словам в начальной форме, по вопросам;
  • распространять предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • находить предложения в сплошном тексте.
  • Анализировать слова по звуковому и слоговому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные.
  • списывать предложения, небольшие тексты; писать под диктовку слова, предложения, тексты (20-25 слов).
  • понимать содержание прочитанного.

Список литературы:

  1. 1. А.Н Гвоздев. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - АНП., Москва, 1948 г.
  2. 2. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 1. Звуки С, С, З, З, Ц. Москва, 2009 г.
  3. 3. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 2. Звуки Ш, Ж. Москва, 2009 г.
  4. 4. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 3. Звуки Л, Л. Москва, 2009 г.
  5. 5. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 4. Звуки Р,Р. Москва, 2009 г.
  6. 6. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа» пособие для логопедов. Москва, 2007 г.
  7. 7. Е.Л Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной (коррекционной) школы YIII вида». 8. Учебная программа - Управление образования администрации г. Екатеринбурга 2000 г.
  8. 9. Л.П Успенская, М.Б Успенский «Сборник речевого материала для исправления дисграфии» - выпуск 2, ГУПИЗ, Москва, 1962 г.
  9. 10. «Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) национальных общеобразовательных школ YIII вида», рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
  10. 11. “Программа по татарскому языку и литературе для коррекционных школ с татарским языком обучения”, рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
  11. 12. “Программа по татарскому языку и литературе для специальных татарских коррекционных школ”, 1999г., утвержденной Министерством просвещения РТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

кКОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью( 3-4 класс)

Тема занятия:  «Здоровый образ жизни».(в форме Брейн - ринга")Цель: обобщить и систематизировать знания детей по правилам здорового образа  жизни.Тип занятия: обоб...

Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1.

Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1....

Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (УО) вариант 1

Рабочая программа "Коррекционные логопедические занятия" для обучающихся с ОВЗ (УО) вариант 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...