Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
план-конспект урока по логопедии (4 класс)
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
averkina_g.n.okrytoe_zanyatie_21_fevralya_2024_krapivnoe_schaste.docx | 365.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие. Логопед: Аверкина Г.Н.
Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятия.
Цель: Продолжать развитие функциональной грамотности с использованием литературных произведений.
Задачи: Развивать смысловое чтение, зрительного гнозиса. Учить детей работать с текстом, находить практическое применение информации из литературного источника.
Материалы: канцелярские принадлежности, карточки с заданиями, иллюстративный материал.
План урока:
- Организационный момент
Найдите в строчке букв слова. И тогда мы вы узнаете название рассказа.
- Основная часть занятия
- Чтение рассказа «Крапивное счастье»
- Ответы на вопросы к рассказу. Выяснение лексического значения слов: «смутилась», «бесталанная», «талант», «счастье»
- Составление плана пересказа. Пересказ текста.
- Расшифруйте пословицу: «Не по виду суди, а по делам гляди». (запись в тетрадь)
Беседа о сущности пословицы.
- Составление «цветных предложений». Из предложение составить рассказ. Ответ на вопрос: Какую пользу приносит крапива?
Можно ли сказать , что о крапиве говорится в пословице «Не по виду суди, а по делам гляди»
- Расшифруйте ещё одну пословицу: В каждой травинке – своя витаминка.
- Итог занятия
О каком растении мы сегодня читали рассказ. Какие пословицы мы узнали.
Задание: Узнать, чем полезны ромашка, земляника, шиповник.
Что такое счастье?
Ход занятия
- Организационный момент
Найдите в строчке букв слова. И тогда мы вы узнаете название рассказа.
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
Название рассказа, который сегодня будем читать на занятии – «Крапивное счастье»
- Основная часть занятия
2.1. Читаем текст по очереди. В тексте пропущены буквы (закрыты листиками), впишем окончания.
Крапивное счастье.
Вырос на краю поляны крапива. Поднясь над травами и смутилась. Цветы вокруг красив и душист, ягоды вкус-
н. Одна она бесталанная: ни вкуса приятно, ни ярко цвета, ни сладко запаха!
И вдруг слышит крапива:
– Не велико счастье красивым быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это бел ромашки прошепта.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелест шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покача головкой земляника. – Каждый съесть хочет.
– Вот так-так! – удивиль крапива.
– Выходит, что самая счастлив тут я? Меня ведь никто не трога: не нюха, не срыва.
– Мы завиду твоей спокойн жизни! – хором пропел цветы и ягоды.
– Как я рад, как я счастли! – крикну обрадованная крапива.
– Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
2.2 Повторно прочитаем текст, постараемся с выражением.
2.3 Обсуждение текста
Л.: Назовите главных героев рассказа
У: Главные герои рассказа: крапива, ромашка, шиповник, земляника. (показ иллюстраций-фото растений)
Л: Прочитаем первые два предложения из текста
У: Выросла на краю поляны крапива. Поднялась над травами и смутилась.
Л: Как вы понимаете слово «смутилась». Кто смутилась? – Поляна смутилась? Крапива смутилась? Как понять выражение «крапива смутилась»?
У: «Смутиться» - значит «прийти в беспокойство», «прийти в волнение».то есть забеспокоиться, заволноваться.
Л: О чем забеспокоилась крапива? Какое обстоятельство взволновало крапиву?
У: Крапива забеспокоилась о том, что все кругом красивые, душистые, а ягоды – вкусные. А крапива – «бесталанная»
Л: Как вы понимаете, что означает бесталанная?
У: Бесталанная – это значит – нет талантов
Л: Как вы объясните, что такое «талант»
У: Талант – это особая врожденная способность, одаренность делать что-то лучше других. Например, ребенок от рождения наделен очень красивым голосом, другой – рисует…
Л: Назовите, чем от рождения были одарены ромашка, шиповник, земляника.
У: Ромашка – очень красивая, шиповник – душистый, то есть с приятным запахом, земляника – вкусная.
Л: Обладает ли крапива хоть одним из этих таланов растений?
У: Крапива не имеет ярких цветов, насыщенного приятного запаха и на вкус неприятна, еще «сжет».
Л: Почему все растения считали, что крапива – счастливая?
У: Крапиву считали счастливой, потому что её никто не сорвёт, не съест.
Л: Крапива обрадовалась тому, что её никто не сорвёт и не съест, и все за это её считают счастливой?
У: Крапива обрадовалась.
Л: Чувствовала себя крапива в этот момент счастливой? (Да)
Л: Так что же такое «Счастье».
У: Счастье – чувство радости, удовлетворенности, то есть рад тому, что есть.
Л: Когда крапива поразмыслила о том, что «Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят... Будто меня и не было совсем, будто я и не жила!»
Л: Когда крапива поняла, что никому не нужна, почувствовала она себя счастливой?
Л: Что крапива назвала своё счастье, когда поняла, что никто на неё даже внимания не обратит?
У: Крапива всхлипнула: «Пропади пропадом такое крапивное счастье!»
2.4 Разгадайте пословицу. Начните путь со слога, который обведен цветным карандашом.
Ответ: «Не по виду суди, а по делам гляди»
ЛАМ НЕ
ДУ
ДИ
ПО
ДИ
ВИ
ПО
ДЕ
ГЛЯ ,а
СУ
Л: Как вы понимаете пословицу: «Не по виду суди, а по делам гляди»
У: Бывает, что внешность ничем неприметная, а умеет делать что-то хорошо.
Л: Крапива имеет яркую внешность?
У: Крапива имеет непримечательную внешность.
Л: Для того, чтобы узнать, какую пользу приносит крапива , составим «Цветные предложения». (Предложения разрезаны на части. Слова одного цвета, принадлежат одному предложению)
Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит витамины А, В, С, серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту. Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.
Л: Мы с вами узнали о том, какую пользу приносит крапива. И доказали, что судить по внешности не стоит, надо судить по делам.
Для того, чтобы подвести итог нашему занятию, расшифруйте ещё одну пословицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
а | П | В | А | Н | К | А | Р | У | Ж | И | Д | Ы | Ф | М | О | Й |
г | Т | Б | Р | А | Ж | Я | Ч | В | С | И | Э | Д | Н | К | Л | Е |
в | Ю | С | Й | В | Ц | О | Я | Н | В | И | Г | Т | Ш | А | Щ | М |
Г | И | Б | Т | Н | С | Я | К | Д | Л | Р | А | П | Ы | Ф | З | Х |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
а | ||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||
в | ||||||||||||||||
г |
В | к | а | ж | д | о | й | т | р | а | в | и | н | к | е | - | ||
с | в | о | я | в | и | т | А | м | и | н | к | а | . |
Л: Чему учит пословица «В каждой травинке – своя витаминка»
У: Это пословица говорит о том, что от любой травинки есть польза.
Л: Можно ли сказать, что если «В каждой травинке – своя витаминка»,
что все, что рождается на этой планете, приносит пользу?
Можно ли сказать, что в каждом есть какое-то неповторимое врожденное качество – талант?
- Подведение итогов занятия
Л: О каких растениях мы сегодня читали?
- Какие пословицы мы сегодня узнали?
У: «Не по виду суди, а по делам гляди»
Л: Как эту пословицу вы будите применять в жизни?
У: Надо обращать внимание на то что человек делает, как старается делать хорошо, а не по внешней красоте.
Л: Как вы поняли пословицу «В каждой травинке своя половинка»?
У: В любой травке есть что-то полезное. Из крапивы можно приготовить и суп, и салат. Так же полезны и земляника, и ромашка, и шиповник.
ЛАМ НЕ
ДУ
ДИ
ПО
ДИ
ВИ
ПО
ДЕ
ГЛЯ ,а
СУ
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит витамины А, В, С, серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту. Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
а | П | В | А | Н | К | А | Р | У | Ж | И | Д | Ы | Ф | М | О | Й |
г | Т | Б | Р | А | Ж | Я | Ч | В | С | И | Э | Д | Н | К | Л | Е |
в | Ю | С | Й | В | Ц | О | Я | Н | В | И | Г | Т | Ш | А | Щ | М |
Г | И | Б | Т | Н | С | Я | К | Д | Л | Р | А | П | Ы | Ф | З | Х |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
а | ||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||
в | ||||||||||||||||
г |
- | |||||||||||||||||
. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
а | П | В | А | Н | К | А | Р | У | Ж | И | Д | Ы | Ф | М | О | Й |
г | Т | Б | Р | А | Ж | Я | Ч | В | С | И | Э | Д | Н | К | Л | Е |
в | Ю | С | Й | В | Ц | О | Я | Н | В | И | Г | Т | Ш | А | Щ | М |
Г | И | Б | Т | Н | С | Я | К | Д | Л | Р | А | П | Ы | Ф | З | Х |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
а | ||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||
в | ||||||||||||||||
Г |
- | |||||||||||||||||
. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
А | П | В | А | Н | К | А | Р | У | Ж | И | Д | Ы | Ф | М | О | Й |
Г | Т | Б | Р | А | Ж | Я | Ч | В | С | И | Э | Д | Н | К | Л | Е |
В | Ю | С | Й | В | Ц | О | Я | Н | В | И | Г | Т | Ш | А | Щ | М |
Г | И | Б | Т | Н | С | Я | К | Д | Л | Р | А | П | Ы | Ф | З | Х |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
А | ||||||||||||||||
Б | ||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||
Г |
- | |||||||||||||||||
. |
Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит витамины А, В, С, серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту. Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.
Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту, витамины А, В, С. Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»
Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить с обозначение мягкости со...
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].
Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития (7.2)
Рабочая программа коррекционного курса по коррекции устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)...