Искусство задавать вопросы
презентация к уроку на тему
Наиболее опытные учителя часто используют вопросы — как в работе с классом и группами, так и с отдельными учениками. Вопросы могут быть как устные, так и письменные, но в этой главе мы сфокусируемся только на устных. Многие специалисты в области образования, включая опытных и эффективных педагогов, считают вопросы наиболее сильным инструментом учителя. Почему же?
Есть еще одно большое преимущество использования вопросов в преподавании. Когда мы обсуждали мотивацию, было упомянуто, что учащимся важно понимать свой прогресс в обучении. Ничто не мотивирует так хорошо, как радостное лицо правильно ответившего на вопрос ученика, сразу получившего похвалу учителя. Имейте и в виду, что психологи, изучавшие метод обучения на основе принципа «стимул — реакция», обнаружили, что вознаграждение стимулирует обучение. Также помните, что учащихся мотивирует успех. Вопросы мотивируют не только потому, что делают работу более интересной, еще и потому, что ученики сразу же вознаграждаются за попытку ответить на вопрос и получают признание своей успешности в учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_zadavat_voprosy.pptx | 344.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преимущества использования вопросов Вопросы наиболее сильный инструмент учителя. Почему же?
. Первый педагог использует метод рассказа. Второй педагог использует беседу с вопросами. Беседа с вопросами имеет огромное преимущество, поскольку вынесенные из нее знания могут быть перенесены на новый материал. Акцент в беседе с вопросами ставится не просто на знании, а на понимании. На уроке, где доминировал рассказ, учащимся просто сообщалось то, что нужно знать. Они не мотивировались на понимание материала и, следовательно, плохо запомнят его. Вопросы мотивируют не только потому, что делают работу более интересной, еще и потому, что ученики сразу же вознаграждаются за попытку ответить на вопрос и получают признание своей успешности в учебе.
Техника задавания вопросов Как лучше использовать вопросы?
Распределение вопросов
Работа в парах Задайте вопрос. Запишите его на доске. П опросите класс обсудить ответы в парах, предоставив ограниченное время—буквально минуту или чуть более того.
Разнообразие используемых вопросов
Уровни сложности вопросов Некоторые вопросы требуют от учеников просто знания фактов - фактологические вопросы. Такие вопросы полезны для обзора имеющихся знаний, запоминания, обращения внимания на наиболее важные темы и информирования учителя о том, что школьники помнят, а что забыли. Однако учение не сводится к запоминанию. Большая часть оценок дается за мышление на высоком уровне и умение применить изученные идеи и понятия .
Факты обычно забываются, но мыслительные умения высокого уровня остаются. Мыслительные умения оказываются главным результатом многолетнего обучения в школе. Эти драгоценные умения нельзя развить без эффективного использования вопросов. Их использование делает прочнее понимание содержания обучения. Образование – это то, что осталось, когда всё выученное забыто. К сожалению, исследования показывают, что 70-80 процентов задаваемых учителями вопросов направлены на проверку фактологических знаний.
Использование вопросов Вопросы могут использоваться и для проверки понимания учащихся . Вопросы также используются для того, чтобы « разбудить невнимательного ученика. В ажная сфера использования вопросов — диагностика трудностей учащихся. Вопросы являются единственным инструментом, помогающим определить непонимание чего-либо или найти пробел в знаниях, которые вызвали затруднение. Вопросы должны быть ясными , целенаправленными, краткими, сформулированными естественным и простым языком. Они должны наводить на размышления и быть широко адресованными. Н е задавайте слишком тяжёлые вопросы!
Резюме Вопросы имеют первостепенную важность. Невозможно формировать глубокое понимание материала и другие высшие мыслительные умения без использования вопросов. Они учат людей мыслить самостоятельно и обеспечивают качественное, переносимое в другие сферы обучение. Вопросы способствуют применению изучаемых понятий и подходов и дают учителю возможность быстро проверить и исправить правильность этого применения учащимися. Они дают учителю сведения о процессе учения и помогают убедиться, что учащиеся «не заблудились в материале». Для учащихся беседа с вопросами более интересна, поскольку правильные ответы дают им чувство уверенности и успеха. Даже ученики , которых не вызвали ответить на вопрос, развивают в себе чувство уверенности, если убеждаются, что их вариант ответа оказался правильным . Эта уверенность, подкрепляемая поддержкой и похвалой учителя, питает мотивацию учеников.
Проверьте себя : «десять заповедей» хорошего использования вопросов Задаете ли вы вопросы, на которые ученики могут успешно ответить ? Даете ли вы достаточно времени на обдумывание, используя, например, работу в парах? Используете ли вы язык тела (контакты глазами, улыбки, движение бровей, кивки головой), чтобы пригласить учащихся отвечать на вопросы? Всегда ли вы отмечаете, хвалите правильные ответы? Вы не посмеиваетесь над учениками в случае неправильного ответа? Если ответа на ваш вопрос не следует, можете ли вы сформулировать его проще, чтобы получить искомый ответ? Формулируете ли вы вопросы просто и коротко, используя доступный язык? Избегаете ли вы использования исключительно фактологических вопросов ? Хорошо ли вы распределяете свои вопросы по классу? Способны ли вы задавать вопросы, скажем, два раза в минуту в ходе своего объяснения ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.
Полная разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТНА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО?...
"Умение задавать вопросы к словам"
Презентация к уроку русского языка УМК "Школа 2100..."...
Искусство задавать вопросы.
Внеурочное занятие "Я - исследователь"...
Методическая разработка учителя английского языка Моу № 76 Ермоян Шушан Арамовна "Почему не следует задавать вопроса :"Вы поняли?"
Очень часто, для того , что бы узнать усвоен ли материал учениками, мы , учителя, задаём вопрос «Вам понятно?». Задавая такой вопрос ученику, учитель естественно получит ответ: «Да».Так как же н...
фрагмент урока по чтению на формирование умения задавать вопросы
Фрагмент урока в 3 классе, направленный на формирование умения задавать вопросы. Дата: 18.02.2014УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова и др.Тема урока: С.Чёрный «Воробей» * *...
3 класс Внеурочное занятие «Я – исследователь» Тема: Искусство задавать вопросы и отвечать на них .
Тема: Искусство задавать вопросы и отвечать на них»Цель: Учиться задавать вопрос различной сложности . Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.Задачи:П...