Публичное представление инновационного педагогического опыта
статья (1 класс) на тему

Фатина Людмила Фёдоровна

Тема инновационного педагогического опыта: Роль игровых технологий в обучении младших школьников в малокомплектной школе».

Цель обучения мне видится в следующем: Использование игровых технологий на уроках в малокомплектной школе при организации самостоятельной работы и коллективной работы одновременно с учащимися разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление

собственного  инновационного

педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»

Торбеевского района, Республики Мордовия

Фатиной Людмилы Фёдоровны

Тема инновационнгого педагогического опыта: Роль игровых технологий в обучении младших школьников в малокомплектной школе».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).          

В связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения всё больше появляется малокомплектных школ. Малокомплектными сейчас становятся основные и средние школы. Я работаю в основной малокомплектной школе уже 17 лет.

Детей из-за малочисленности одного возраста объединяют в разновозрастные два или в один класс-комплект.

Особенностью работы в малокомплектной школе является невозможность организовать занятия с двумя, тремя классами без самостоятельной работы.

   Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия.

      Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

     Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.  Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за   результаты учебного труда. В связи с этим особое значение приобретают технологии игровых форм обучения.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

  В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие  именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные  и образовательные задачи решают. Главное, чтобы игра органически сочеталась серьезным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.

   Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.

Цель обучения мне видится в следующем: Использование игровых технологий на уроках в малокомплектной школе при организации самостоятельной работы и коллективной работы одновременно с учащимися разного возраста.

           Большую роль для организации самостоятельной работы я отвожу игровым формам обучения. Я готовлю детям много видов раздаточного материала занимательного характера в зависимости от темы, типа, этапа урока – это кроссворды, шарады, анаграммы, загадки. Дидактические игры я подбираю для индивидуальной, групповой и коллективной работы, соблюдая при этом дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Учащиеся одного класса получают задания для самостоятельной работы, в это время я работаю с другим классом: объясняю новый материал, либо проверяю домашнее задание.

Такие карточки с заданиями я даю для (индивидуальной, парной, либо групповой) самостоятельной работы.

Решите анаграммы

Барон –                                  Карма -

Мазок –                                 Сосна -

Крот –                                    Стук -

Влага –                                  Шкала -

Банка –                                  Атлас -

Ласка -                                   Корма –

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошадки, крыша, скот, стены).
  5. Газета  (правда, приложение, бумага, редактор).
  6. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


Разгадай кроссворд.

Б

Ь

Х

Ь

З

Ь

Р

Ь

С

Ь

  1. Небольшое помещение для мытья.
  2. Способ передвижения.
  3. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
  4. Рисунок на кости, дереве.
  5. Доля, участь, случай.

Одновременно и с двумя классами на уроках я провожу дидактические игры: например на уроках русского языка совместно провожу словарную работу, отгадывая ребусы, загадки, кроссворды. Если это урок обучения грамоте и урок русского языка в 3 классе, то я одновременно  провожу работу по ознакомлению с новой буквой и минутку чистописания в 3 классе. Учащиеся двух классов отгадывают загадки, ребусы об изучаемых буквах . Затем учащиеся 1 класса вместе со мной ведут работу по разбору буквы, а учащиеся 3 класса пишут в занимательных строчках.

      Одновременно с двумя классами при устном счёте применяю простые задачи на смекалку и на развитие логического мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, необходимое для интеллектуального роста каждого ребёнка.

                                                         

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы, уроки-путешествия, игры.)

Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвуют учащиеся 2, 4 классов. Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда 2 класса записывает только слова, обозначающие предмет,  команда 4 класса пишут имена прилагательные, Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данных частей речи.

Материал для игры:

Акын, горячий, жужжать, звенеть, интересный, огромный, библиотека, чувствовать, комната, газета, серебриться, прекрасный

    Наличие теоретической базы.

В.А.Сухомлинский  писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми  мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,  понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения

Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

    Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал.

Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

              Ведущая педагогическая идея.

Мне кажется, что каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто-либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Встает вопрос: как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь мне оказывает использование игровых технологий. Игровые уроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира позволяют ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют мне:

проводить уроки в нетрадиционной форме;

дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

развивать коммуникативные навыки учащихся;

обеспечивать свободный обмен мнениями;

учитывать возрастные психологические особенности школьников;

организовывать процесс обучения в форме состязания;

облегчать решение учебной задачи;

вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

практически закреплять полученные знания;

формировать мотивационную сферу учащихся;

расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют

расти как ученикам, так и учителю.

Оптимальность и эффективность средств

Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет  обязательно.

          В результате систематического использования игровых форм обучения повышается  темп работы на уроках, возрастает активность уч-ся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические  игры заключают в себя вопрос-задание, призыв к действию; например «Кто быстрее!», «Не зевай!», «Быстрее отвечай!»

В структуру игры, как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация результата анализ результата.

Какое слово задумали?

  Первая буква есть в слове «сурок»,

  Но нет этой буквы в слове «урок».

  А дальше подумай, и краткое слово

Средь умных ребят ты найдёшь у любого.

Две буквы у «мамы» найди без смущенья,

И в целом получишь – итог от сложенья.

Задания на внимание.

 На сосне висели груши,

Мы решили их откушать,

Было 8 стало 3,

Сколько съели, говори?

В комнате стояло 10 стульев, на которых сидело 10 мальчиков.

Вошли10 девочек, и им хватило по стулу.

Как это могло случиться?

Кто быстрее»

(собрать из геометрических фигур предметы)

«Составь пару».

  1. Глаза на лоб лезут                             1. Очень быстро
  2. Глаза слипаются                                2. Очень темно
  3. Хоть глаз выколи                              3. Сильно удивляться
  4. В мгновение ока                                4. Быстро
  5. Не успел глазом моргнуть               5. Сильно хочется спать.

 Интересное задание: «Пять ос название».

1. Ос_ _а                3. _ ос _ а

2. Ос_ _ а               4. _ ос _ _ _ а _ _

                               5. – ос _ с _ а

1. На этой осе в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу и в болотах.

3. У этой на лапке зелёные иглы.

4. Эта оса на луну летает.

5. Эта боится горчицы и вилки.

В условиях модернизации образования и малокомплектные школы способны реализовать современные образовательные стандарты  с точки зрения развития навыков самообразования и личности ученика в целом. В таком классе часто создаётся обстановка большой семьи. В ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей. В играх, дети, особенно, когда они разделены на группы. Учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке способствуют развитию регулятивных, коммуникативных, личностных ууд: перед учащимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебной деятельности присутствует элемент соревнования, который приводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом. Дети анализируют результат, оценивают себя и друг друга.
 «Найди ошибку»

   (100,200,300,
500,600,400,
700,900,800,1000)

9 – 4

4 + 5

9 – 7

8 + 2

10 – 8

3 + 6

6 – 4

7 + 2

10 - 5

2 – синим;     5 – красным;      9 – зелёным.

    Выполнив задания, учащиеся проверяют результат друг у друга, находят ошибки, объясняют найденные ошибки, оценивают.

Результативность опыта.

Применяя игровые технологии в учебной деятельности я сравнила результаты качества знаний за 3 года обучения учащихся 2 и 4  классов.

Результаты оказались таковы.

На уроке русского языка при изучении темы во 2 классе при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» я сравнила результаты успеваемости при обычной форме обучения и игровой формой обучения.

2 класс

2007/2008

учебный год

2009/2010

учебный год

2013/2014

учебный  год.

 Урок с применением традицонных форм обучения:

37, 7%

Урок с применением игоровых технологий

63, 4%

100%

На уроках математики при изучении темы: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100» результаты оказались такие:

2 класс

2007/2008

учебный год

2009/2010

учебный год

2013/2014

учебный год

 Урок с применением традицонных форм обучения:

57, 7%

Урок с применением игоровых технологий

85%

100%

На уроках русского языка в 4 классе по теме «Правописание личных окончаний глаголов»  тоже сравнила результаты. Я также заметила рост положительной динамики качества знаний.

4 класс

2007/2008

учебный год

2009/2010

учебный год

2013/2014

учебный год.

 Урок с применением традицонных форм обучения:

63, 7%

Урок с применением игоровых технологий

85%

100%

        Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Рассмотрев, какую роль играет дидактическая игра, можно сделать вывод, что её использование необходимо при обучении учащихся младшего школьного возраста  в условиях малокомплектной школы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Опыт педагогической деятельности по методической проблеме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся на уроках"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Рыбченко О.Н. "Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"

quot;Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость "Формирование УУД младших школьников посредством п...