Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
проект на тему

Черба Нина Николаевна

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_problema_cherby_bez_risunkov.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая проблема,  над которой я работаю в течение нескольких лет- «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе».

 

Актуальность

Еще Артур Шопенгауэр говорил: - «здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля». На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни; смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к жизни, а также о его адекватности.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья  пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

Учёные утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы: 10% - гигиена, 10% - программы и учебники, 10% - медицинское сопровождение образовательного процесса, 20% - организация образовательного процесса. Остальные 50% - это воздействие учителя.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Актуальность проблемы здоровья школьников отметил Д.А.Медведев: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону – нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения». В законе РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательных учреждений за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем как одна из главных задач школы.

 

Таким образом, хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не может считаться правильным бесстрастное отношение профессионально подготовленного педагога к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. Именно эта установка является основой востребованности учителями и руководителями образовательных учреждений методических материалов по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя начальных классов  должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье школьников и педагогов в конструктивной деятельности. По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. Своеобразие и новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся.

Так уж сложилось, что здоровье ученика в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Тем не менее за прошедшие десятилетия накоплен определенный материал по оценке влияния обучения на здоровье детей.

 Теоретической базой опыта явились работы М.В.Антроповой, М.Т.Матюшонок, М.М.Безруких, Г.Н.Сердюковской, требующие не столько медицинского, сколько педагогического осмысления. Большое значение в решении проблем формирования здоровой личности имеет работа А.А.Дубровского «Лечебная педагогика». Сравнительно недавно российские ученые Н.М.Амосов, И.В.Чупаха, Н.К.Смирнов, Н.В Сократов, В.И. Ковалько, Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни. Ученые нашей республики не находятся в стороне от данной проблемы. В 2000г. в Саранске вышел сборник «Формирование здорового образа жизни у школьников и молодежи», интересно и познавательно пособие «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона» под редакцией Михаила Александровича Якунчева и Степана Павловича Голышенкова, где отражается система формирования здоровья школьников с учетом национально-региональных особенностей.

 

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

В основе организации жизнедеятельности школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий, заложены следующие принципы:

принцип демократичности и гуманности реализуется через игровые технологии, приоритетом индивидуального подхода, гуманистической направленностью содержания (Ш.А.Амонашвили).

принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик

- принцип личностно-ориентированного подхода.

- принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития ребенка (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов).

- принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци).

 

Ведущая педагогическая идея - создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация).

 

Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

 

Оптимальность и эффективность средств.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:

1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека. 

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного здоровья.

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого, определяет система нравственных ценностей.

 

Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье ученика:

  • Состояние физического развития;
  • Уровень физической подготовки и воспитания;
  • Состояние лечебно-оздоровительной работы;
  • Состояние внеурочной воспитательной работы;
  • Уровень учебной и других нагрузок на организм учащихся;
  • Уровень психологической помощи школьникам;
  • Влияние внешней социальной среды;
  • Условия жизни и воспитания в семье;
  • Состояние окружающей природной среды;
  • Уровень здоровья родителей и наследственность.

 

Как видим, значительное место среди этих факторов принадлежит учреждениям образования.

 

Образовательные учреждения, в том числе и школы, - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны.

 

Среди них:

· Организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

· Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

· Психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);

· Санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);

· Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);

· Рациональное питание (меню и режим питания);

· Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс, т.е. это исходный фон на старте школьного обучения. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

 

1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка).

2. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.

3. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.)

4. Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

 

Здоровьесберегающий урок построен с учетом базовых потребностей детей:

 

Потребности в саморазвитии 
         Потребности в игре

Потребности в подражании

Приобретение опыта

 

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:

-объем учебной нагрузки

–количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

 

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

 

Большое значение имеет психологический климат на уроке. Детям необходима эмоциональная разрядка, положительно окрашенный эмоциональный фон, принятие учителем их эмоционально-психологического состояния. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Я считаю, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток. Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся уже в начальной школе. И чтобы этого не произошло, регулярно выполняются элементы зрительной гимнастики.

 

В концепции здоровьесберегающего обучения можно выделить следующие составляющие:

-организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий;

-игровые технологии;

 -веселые физкультминутки на уроках в начальной школе;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

-дыхательная гимнастика;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-взаимодействие с семьей в формировании у детей стремления вести здорового образа жизни.

В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

 

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству.

 

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

 

Проявления гуманного отношения к детям, такие, как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и, как следствие, уровень психологического здоровья.

 

На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы.

 

Технологии развивающего обучения ориентация на "зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

 

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать.

                        

Технология сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения).

Релаксация (можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая (рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).

Гимнастика дыхательная (обеспечивать проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры).

 Технология обучения здоровому образу жизни

Коммуникативные игры (занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей; в них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.).

Точечный самомассаж (проводится по специальной методике в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды).

Самомассаж (необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему здоровью).

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия (для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и др.).

Сказкотерапия (сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей).

Технология воздействия цветом (правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой).

Одним из главных условий формирования здоровьесберегающей среды является творческий характер образовательного процесса, я считаю, что включение ученика, учителя в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает его утомляемость, и, как следствие, ведет к сохранению его здоровья. Исходя из этого, применяю различные формы проведения уроков.

 

Своим девизом считаю слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. Я считаю, что физминутка помогает ученикам быть жизнерадостными, активными, любознательными.

 

Опыт работы многих педагогов показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эти технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

 

Опыт работы показывает, что здоровьесберегающие технологии способствуют повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить качество знаний. Кроме того, у детей отмечается рост мотивации к обучению, в классе благоприятный эмоционально-психологический климат. Большинство детей занимаются в спортивных кружках и секциях. 100%  детей класса охвачены горячим питанием.

 

Использование здоровьесберегающих технологий дает стабильные результаты. Учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу урока, эмоциональный комфорт на уроке, постоянную поддержку со стороны учителя.

 

Диагностика определения школьной мотивации учащихся  класса, проводимая в ноябре 2014г. психологом школы, выявила следующие результаты: 30% учащихся имеют высокую школьную мотивацию, 55% имеют нормальную школьную мотивацию, в классе не выявлены дети, имеющие негативное отношение к школе.

 

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

-участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах и научно- практических конференциях                                                                                                                                                                

Возможность тиражирования:

 

Над внедрением здоровьесберегающих технологий работают многие педагоги нашей школы, города, республики. Неоднократно опыт работы наших педагогов по данному направлению был представлен на семинарах.

                         

                                                     

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом воспитания культуры здоровья в семье. Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий играет важную роль в системе образования.

 

Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...