Публичное представление инновационного педагогического опыта Рыбченко О.Н. "Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"
материал

Рыбченко Ольга Николаевна

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость

 

"Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности.

Рыбченко Ольга Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»  

430008, Республика Мордовия, г. Саранск, р.п.Луховка, ул.Рабочая, 33 А

Учитель начальных классов

3 года

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

«Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности»

1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость.

Современная школа сегодня шагает в ногу со временем. На смену простой передачи знаний от учителя к ученику выходит способность ребенка к самостоятельности. Главной задачей становится формирование умения учиться, а главной задачей ученика – учить себя. Этого можно достичь благодаря использованию современных образовательных технологий, которые немыслимы без применения метода проектов. Так как в Федеральном образовательном Стандарте НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, то можно предположить, что эффективное использование проектной деятельности будет способствовать повышению качества образования и успешности последующего обучения,  формирования у младших школьников социально значимого опыта, т.е. формированию УУД.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».    Умение учиться для современного школьника подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования  системы образования. Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Эти показатели учебной деятельности являются первой ступенью потребности в самообразовании.

Новой школе нужны новые методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную позицию школьников в учении, развивают универсальные учебные действия, реализуют принцип связи обучения с жизнью. Таковым и является проектный метод. Он вошел в жизнь как ответ системы образования на социальный заказ государства. Это один из интерактивных методов современного обучения. С точки зрения Е.С. Полат «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Г.Э.Лессинг призывал: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,…, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В наши дни актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Дети сегодня – это люди нового информационного общества. Современный ребенок может получить информацию разными способами и из разных источников. Но как он сумеет осмыслить, переработать и освоить данную информацию? Поэтому и возникает необходимость научить детей компетентному подходу к решению возникшей проблемы.

Практическая значимость 

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений. Процесс обучения будет успешным, а качество знаний достаточно высоким, если обучающиеся будут вооружены системой общих и специальных умений и навыков учебного труда, т.е. универсальными способами учебной познавательной деятельности.  

Универсальными способами учебной деятельности являются универсальные учебные действия, которые представляют собой совокупный компонент ключевой образовательной компетенции. Школьник выступает субъектом деятельности. Результатом развития УУД  обучающихся является личность школьника, компетентного в сфере образования.

Стоит отметить, что организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате продемонстрирует хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости;

- учиться применять полученные знания;

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Работа по методу проектов позволяет школьникам приобретать знания, которые не могут быть достигнуты только традиционными методами. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования. Как показывает опыт работы, метод творческих проектов может применяться в начальных классах и являться эффективным способом формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей.

3. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта явились работы ниже представленных авторов:

1.А.Р.Комалеева. Н.В.Шиганова. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / учеб. пособ./ Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2014.-78 с.

2.Дж.Дьюи.Демократичкое образование / Дж.Дьюи.-М.: педагогика Пресс, 2000, -382 с.

3. Е.С.Полат. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / М.: Издат. центр «Академия», 2008.-272 с.

4.Е.Н.Землянская. Учебные проекты младших школьников/ Статья/ Журнал Начальная школа/ № 9. 2005.- 55 с.

5. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность/ Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / 2-е изд., испр. И доп.-М.: АРКТИ, 2005.-80 с.

6. Мятяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / Н.В.Мятяш Н.В.- 2-е изд., доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-160 с.      

7. Н.В.Иванова. Как организовать практическую деятельность в школе/Иванова Н.В. Издательство АРКТИ, 2013.-128 с.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

С методом проектов я столкнулась  в своей практике, начав работать по УМК «Планета знаний». В основу содержания и структуру учебников были заложены современные педагогические технологии.

Вариативная часть учебников включала задания на расширение знаний по теме, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Важное место в вариативной части занимали задания на развитие творческих способностей. Для выполнения таких заданий была необходима работа детей с источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями). В период обучения грамоте дети учились получать информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.

В ходе выполнения разнообразных заданий дети учились работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.

Таким образом, дети усваивали новые формы общения, учились разрешать конфликтные ситуации, приобретали умения получать новую информацию.

В учебниках имелись специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствовала расширению кругозора учеников по темам, формировала у них умение работать с информацией, развивала творчески и носила исключительно добровольный характер.

Некоторое время  эта работа проводилась эпизодически. Было много неизвестного и непонятного.

Начиная работу с первоклассниками, выделила ряд проблем. Это низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, неумение следовать инструкции, неспособность выделить последовательность действий, невысокий уровень развития мыслительных операций.

Обдумывая эти проблемы, решила целенаправленно использовать вариативную часть учебников и работу над проектами по предложенным авторами УМК темам. Таким образом, дети постепенно погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, излагать свои мысли и применять все имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому, начиная со второго полугодия, стала чаще вовлекать учащихся в проектную деятельность. С малышами проводились беседы: «Что такое проект», «Как выполнить проект», «Для чего нужен проект», «С чего начать работу над проектом», «Я выполняю проект», «Что получу в результате проделанной работы».

У родителей тоже возникали вопросы. На собрании они были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей. Родители  определили  оптимальные формы возможного своего участия (совет, творческая идея, информация, проявление заинтересованности).

Было проведено наблюдение, результаты которого показали  уровень сформированности коммуникативных способностей детей.

Полученные данные результатов работы свидетельствовали о том, что, во-первых, в процессе реализации проекта совершенствовался уровень готовности школьников к проектной деятельности. Во-вторых, после многократного участия детей в проектной деятельности  повышался, на мой взгляд, уровень компетентности. Значит использование проектного метода эффективно.

Работа по использованию одного из инновационных методов обучения (метод проектов) постепенно усовершенствуется и усложняется.

Я использую следующие этапы работы над проектом:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов и рефлексия.

Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.

Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.

На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют.

Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

Наиболее яркие проектные работы моего класса:

Коллективный проект по окружающему миру «Проращивание семян. Рост и развитие растений» в 1Б классе. Данный проект был долгосрочным, рассчитан на полгода. Сначала учащиеся самостоятельно проращивали семена разных растений (огурец, тыква, кабачок, мандарин, финик и др.), наблюдали, измеряли. Затем растения были высажены в грунт. Дети осуществляли ежедневный уход за ними, наблюдали как они растут и развиваются. В итоге вырастили плод кабачка на подоконнике класса. А мандариновое деревце продолжает расти уже третий год.  Все наблюдения и результаты проекта фиксировались письменно и в виде фотоотчетов.

Проект по русскому языку «Лето – время отдыха и открытий» в 3Б классе. Очень яркий и интересный проект-конкурс сочинений о своих летних открытиях с презентацией фотографий и рисунков. Проекты оформлены в виде плакатов, фотоальбомов, книг. Учащиеся защитили проекты, по результатам защиты был проведен конкурс на лучшее сочинение и лучшее оформление, выявлены победители. Ими стали Девайкина Лиза (1 место), Смольянов Женя (2 место), Атаманкина Даша и Ермошкина Даша (3 место).

Урок-малая конференция по литературному чтению. Тема: «Народные сказки». Для обобщения знаний и приобретения новых по разделу «Народные сказки» на уроке литературного чтения в 3Б классе была организована малая конференция. Для подготовки к ней учащиеся распределились на группы. Для каждой из групп была дана карточка с заданием. Ответив на вопросы карточки, учащиеся должны были составить план своего выступления, а потом выступить с докладом перед классом. После выступления каждый ученик произвел самооценку своего выступления, ответив на вопросы «Что тебе удалось и что не удалось в твоем выступлении?», «Что можно было изменить, добавить или сократить?»
Данная форма урока очень понравилась учащимся, они с большой ответственностью подошли к подготовке выступлений, более обширно изучили не только сказки разных народов, но и сказки с позиций кино, театра, художников и иллюстраторов.

В чём достоинства метода проектов?

Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
  3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы в чём нам несомненно помогает использование метода проектов.

Положительный опыт использования метода проектов позволяет с уверенностью утверждать, что проектная деятельность в начальной школе является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Этому вопросу было посвящено мое выступление на заседании педагогического совета школы.

5. Анализ результативности

Повышаю свой профессиональный  уровень: 1)Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и методика начального образования», 462 часа, ГБУ ДПО «МРИО», диплом от 24.05.2016; 2) КПК «Как организовать проектную деятельность обучающихся или «анатомия» проекта», 72 часа, ГБУ ДПО «МРИО», 30.01.2018-15.02.2018; 3) КПК «Управляющий совет – системообразующее ядро государственно-общественного управления образовательной организацией», 32 часа, ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования», 25.08.2015-7.09.2015; 4) КПК «Проектирование и реализация образовательного процесса в группе продленного дня в условиях реализации ФГОС», ГБУ ДПО «МРИО», 108 часов, 24.09.23018-12.10.2018.

Активно участвую  в общественной жизни школы. Являюсь членом профсоюзной организации и активно принимаю участие во всех спортивных и массовых мероприятиях, являюсь секретарем УИК, организатором пункта проведения экзаменов. Принимала участие в написании большого этнографического диктанта. Руководством МОУ «СОШ №6» ей были объявлены благодарности за активное участие в оформлении школьного музея и кабинета ИЗО, содействие в работе съемочной группы по производству документального фильма «Побег из Узедома» по госзаказу Министерства Культуры РФ (приказ № 19/1-Л от 07.04.2017 г.), за организацию и проведение научно-практического семинара «Развитие эмоциональной устойчивости обучающихся в условиях образовательной среды (приказ №19/2-Л от 13.04.2017), за подготовку призера муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений (приказ №79-ЛС от 12.10.2018 г на основании приказа Управления образования № 01-02/211 от 05.10.2018).

Со своими учениками постоянно  участвуем в онлайн-олимпиадах на платформе «Учи.ру», подготовила детей к участию в исследовательских работах, творческих конкурсах. Наиболее значимые из них - городской конкурс проектно-исследовательских работ « Школьники города - науке ХХΙ века» (2016 г., призёр), Всероссийский конкурс сочинений, муниципальный этап (2018 г., призёр), городской конкурс авторского стихотворения «Душой рожденные стихи» (2013г. победитель, 2015 г. призёр, 2016 г. призёр), республиканский конкурс литературных работ «Искусство слова» (2016 г. призер), городской конкурс авторских стихотворений «Поздравление любимому театру» (2014 г. призёр), Московский международный форум «Одаренные дети» (3 место в номинации).  Ежегодно активно принимают участие в международном интеллектуальном конкурсе « Классики» (2017 г. победитель).

Принимаю участие в семинарах,  вебинарах, выступаю с докладами на педагогических советах, методических объединениях. Три года занимаюсь с детьми в творческом объединении «Фантазеры».

Работая над своей проблемой, применяю современные образовательные технологии: использование возможностей Интернет на уроке, составление мультимедийных презентаций для проведения уроков. Разрабатываю и провожу уроки и классные часы с применением презентаций, ИКТ - уроки. Свои работы выставляю на школьный сайт и на свой мини – сайт. С целью распространения опыта публикую статьи в печатных сборниках,  в интернет-сообществах, на авторском сайте «Стихи.ру».

Уровень обученности и качество знаний учащихся за 2017-2018 уч. год следующие:

Русский язык

Литературное чтение

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

3 четверть

100%

75%

100%

95%

4 четверть

100%

70%

100%

90%

год

100%

75%

100%

95%

Математика

Окружающий мир

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

3 четверть

100%

85%

100%

90%

4 четверть

100%

85%

100%

85%

год

100%

85%

100%

90%

Ритмика

«5»

«4»

«3»

«2»

%

обуч.

%

кач.

ср.

балл

100%

100%

4,8

100%

100%

4,7

100%

100%

4,8

Открытые уроки и внеклассные мероприятия для коллег и родителей с использованием ИКТ. Темы уроков и мероприятий представлены в таблице:

Название разработок

Год проведения

Открытый урок «Хорошее настроение» (ритмика, 3Б класс)

2017

Открытый урок «Земля - земля» (окружающий мир, 3Б класс)

2017

Интегрированный урок «С. Михалков. Мы едем-едем-едем» (литературное чтение – английский язык, 3Б класс)

2018

Внеклассное мероприятие «Первая помощь»

2018

Классный час «Информационная безопасность детей»

2018

Интернет-сообщества для распространения моего педагогического опыта:

1. https://multiurok.ru/olgarybka/awards/

2. https://nsportal.ru/rybchenko-olga-nikolaevna

3. https://www.stihi.ru/avtor/062006mailru

Мои публикации:

1. Конспект внеклассного мероприятия «Скорая помощь» https://multiurok.ru/files/konspekt-vneurochnogo-meropriiatiia-skoraia-pomosh.html

2. Конспект открытого урока по окружающему миру «Земля-земля» https://multiurok.ru/files/konspekt-otkrytogo-uroka-zemlia-zemlia.html

3.Рабочая программа «Фантазеры» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/31/rabochaya-programma-tvorcheskogo-obedineniya-fantazery-na-3-goda

4. Авторские стихотворения

    https://www.stihi.ru/2016/11/14/10621

    https://www.stihi.ru/2016/11/17/10713

    https://www.stihi.ru/2016/11/17/10639

    https://www.stihi.ru/2016/11/13/4711

    https://www.stihi.ru/2015/10/29/9181

    https://www.stihi.ru/2015/09/28/2059

    https://www.stihi.ru/2015/09/28/2009

    https://www.stihi.ru/2015/09/28/1964

    https://www.stihi.ru/2015/02/12/9534

    https://www.stihi.ru/2014/02/21/5388

    https://www.stihi.ru/2014/02/19/5051

    https://www.stihi.ru/2014/02/19/5037

   

5. Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования : сборник статей / составители: Т. Г. Анисимова, Е.А. Любимова – Саранск: МРИО, 2018. – 84с.

Статья «Роль театральной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников» (с. 66-69).

   

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности при использовании проектной технологии:

  • возрастает нагрузка на учителя;
  • ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • психологические коммуникативные проблемы;
  • проблема субъективной оценки проекта.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

В своей работе я формирую и раскрываю важную для практического применения в сегодняшней школе проблему перевода обучения на субъективную основу и проектное обучение как альтернативы традиционному обучению.

Актуальность темы очевидна. Наблюдения и результаты опытной работы дают возможность сделать некоторые выводы о значении использования метода проектов. Эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения. Важно, что каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность, каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость. Обязательная работа в группах дает возможность организовать диалоговое общение, которое выводит каждого на самооценку. Очень важно включение школьников в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов.

Принципиально меняется и роль учителя. Это не авторитарный учитель, а он работает вместе с детьми, равен ученику в поиске знания. Учитель создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотрудничества в общении. В процессе занятий обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме). Важная информация добывается самими учащимися.

Итак, проектное обучение- одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Использование опыта рекомендую для учителей школ, воспитателей ГПД. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации.

На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы http://sc6sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10750/184134/

https://nsportal.ru/rybchenko-olga-nikolaevna

Учитель начальных классов                    

МОУ «СОШ №6»                                                                 О.Н. Рыбченко

Саранск,2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Опыт педагогической деятельности по методической проблеме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся на уроках"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Тема инновационного педагогического опыта: Роль игровых технологий в обучении младших школьников в малокомплектной школе».Цель обучения мне видится в следующем: Использование игровых технологий н...

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...