Рабочая программа "Дошколята".
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Дошколята" по подготовке к школе будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_doshkolyata_.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
109383, г. Москва, ул. Полбина, д.72, стр.1 Телефон/факс: (495) 354-90-29
ОГРН 5147746103588 ИНН/КПП 7723920242/772301001
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ
МОК им. В. Талалихина
___________Н.М. Снопко
«____»___________201_ г.
Рабочая учебная программа
дополнительных образовательных услуг
«Дошколята»
(обучение грамоте, математика)
Москва, 2014 год
СОГЛАСОВАНО Руководитель структурного подразделения (учебный отдел) _______ Марциш Л.И. « __» ______ 201_ г | Составлена на основе учебно-методического комплекса «Ступеньки к школе», рекомендована Министерством образования и науки РФ. |
Руководитель дополнительных
образовательных услуг
____________ О.Н. Бурыкина
Авторы:
О.М. Андрющенко, учитель начальных классов
Рабочая программа
школы будущего первоклассника
«Дошколята»
на 2014 – 2015 учебный год
(УМК «Ступеньки к школе» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова )
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Считать за 1 академический час 30 минут астрономического времени занятия.
Занятия проводятся с 1.10.2014 года по 30.04.2015 года, исключая школьные каникулы и праздничные дни.
Предмет | Кол-во часов |
Математика | 50 |
Обучение грамоте | 73 |
Итого за курс | 123 часа |
Расписание работы курса «Дошколята».
Понедельник
№ | Предмет | Время |
1 | Математика | 16.00-16.30 |
2 | Обучение грамоте | 16.35 -17.05 |
Четверг
№ | Предмет | Время |
1 | Обучение грамоте | 16.00 - 16.30 |
2 | Математика | 16.35 – 17.05 |
3 | Обучение грамоте | 17.10 – 17 40 |
Цель:
- Обеспечение для всех шести - семилетних детей микрорайона школы возможностями единого старта для обучения в школе; создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
Задачи:
- Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;
- Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
- Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
- Организовать комплексную деятельность педагога и психолога в образовательном процессе;
- Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
Пояснительная записка
Организация образовательного процесса.
Рабочая программа составлена на основе УМК «Ступеньки к школе» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, адаптирована к условиям данного учебного заведения.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). Занятия проводятся 2 раз в неделю. Всего 123 часа..
В течение октября – апреля занятия проводятся по понедельникам (2 занятия по 30 минут) и четвергам (3 занятия по 30 минут). В январе проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Особенности программы:
- компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое.
- не допускает дублирования программ первого класса;
- создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности;
- инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
- представлена комплексная диагностика готовности к школе.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).
Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.
Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм приведения занятий;
- наглядность;
- адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
- постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
В качестве ведущей деятельности рассматривается игра.
В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих.
В процессе работы у детей будут формироваться следующие универсальные учебные действия (УУД )
Личностные универсальные учебные действия
- положительное отношение к школе
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учебе;
– общее представление о моральных нормах поведения;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– адекватно воспринимать предложения учителя;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– использовать простые речевые средства;
– контролировать свои действия в классе;
– понимать задаваемые вопросы.
Календарно – тематическое планирование
Обучение грамоте (73 часа за курс)
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1.-2 | Формирование предоставления о звуках. | 2.10 2.10 |
3 | В гостях у бельчонка. Что такое природа? Из чего она состоит? | 6.10 |
4-5 | Слог. Гласный звук. Ударение. | 9.10 9.10 |
6 | Сезонные изменения в природе (времена года) | 13.10 |
7-8 | Предложение. Гласные звуки. | 16.10 16.10 |
9 | Домашние и дикие животные, образ жизни, питание, повадки. | 20.10 |
10-11. | Гласные и согласные звуки. | 23.10 23.10 |
12 | Дикие животные. | 27.10 |
13-14 | Слово, как смысловая единица речи. Слова – названия. | 30.10 30.10 |
15 | Природа живая и неживая. | 10.11 |
16-17 | Речь устная и письменная. Скороговорки. | 13.11 13..11 |
18 | Как животные и растения готовятся к зиме. | 17.11 |
19-20 | Звуки и буквы. [А], Аа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 20.11 20.11 |
21 | Как человек приспособился жить на планете | 24.11 |
22-23 | О, Оо , У , Уу. Художественное чтение К.И.Чуковский, «Бармалей». | 27.11 27.11 |
24 | Профессии человека. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» | 1.12 |
25--26 | М, Мм, Р, Рр. Составлении предложений по картине «Лоси в лесу». | 4.12 4.12 |
27 | Наша страна на планете. Москва – столица России. | 8.12 |
28-29. | Н, Нн, И, Ии. Дидактические игры на дифференциацию изученных звуков. | 11.12 11.12 |
30 | Космос. Игра «Путешествие в космическом корабле» | 15.12 |
31-32 | К, Кк, С, Сс. Дидактическая игра «Раздели слово на части, составь слово из частей». | 18. 12 18.12 |
33 | Транспорт. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный | 22.12 |
34-35 | Л, Лл, Д, Дд. Восстановление деформированных предложений из сказки «Репка» по схемам. | 25.12 25.12 |
36 | Правила дорожного движения. Игра «Транспорт и пешеходы». | 12.01 |
37-38 | Б, Бб, В, Вв, Г, Гг. Работа по серии сюжетных картинок. | 15.01 15.01 |
39 | Кто такие экологи? Учимся беречь природу. | 19.01 |
40-41 | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя. Словесные ритмы. Азбука письма. | 22.01 22.01 |
42 | Помощники человека. Бытовые приборы и умные машины, помогающие в быту. | 26.01 |
43-44 | Ш, Шш, Х, Хх. Загадки. Скрытый смысл загадки. Составление собственной загадки. | 29.01 29.01 |
45 | Опасности в твоём доме. Как их избежать? | 2.02 |
46-47 | Ъ, Ь. Художественная литература. Л.Н.Толстой «Орёл и кошка». | 5.02 5.02 |
48 | Продукты питания. Съедобные и несъедобные растения. | 9.02 |
49-50 | Звуковые схемы. Родственные слова.Русская народная сказка «Теремок». Театрализация. | 12.02 12.02 |
51 | Мир вокруг меня. Моя семья. | 16.02 |
52-53 | Ф, Фф, Ж, Жж. Дидактическая игра «Договори до конца». | 19.02 19.02 |
54 | Вредные привычки. | 26.02 |
55-56 | Ц,Цц, Ч, Чч, Щ, Щщ. Дидактическая игра «Говорим друг другу комплименты». | 26.02 2.03 |
57 | Зачем человеку праздники? Главные праздники. | 5.03 |
58-59 | Алфавит. Проговаривание скороговорок, чистоговорок. | 5.03 12.03 |
60 | Скоро лето. Летние радости и летние опасности. | 12ю03 |
61-62 | Русская народная сказка «Лиса и Волк» Развитие речи. Работа по серии картинок. | 16.03 19.03 |
63 | Дидактическая игра «Послушай-нарисуй». | 19.03 |
64-65 | Многозначные слова. Слова , которые пишутся и звучат одинаково. | 30.03 2.04 |
66 | Путешествие по стране. | 2.04 |
67-68 | Слова-названия предметов. Дидактическая игра «Доскажи словечко» | 6.04 9.04 |
69 | Мой родной город. | 9.04 |
70-71 | Слова-названия признаков. Дидактическая игра «Угадай словечко». | 13.04 16.04 |
72 | Игра «До встречи, школа!» | 16.04 |
73 | Слова-названия действий. Дидактическая игра «Выполни движение». Праздник «Веселая Грамматика». | 20.04 |
Календарно – тематическое планирование
Математика .( 50 часов за курс)
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1-2 | Вверху, внизу, между, выше, шире, над, под, около, позади, один – много, несколько. | 2.10 6.10 |
3-4 | Столько же, поровну. Число и цифра. | 9.10 13.10 |
5-6 | Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. | 16.10 20.10 |
7-8 | Сравнение предметов. Стратегия сравнения. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно.Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету». | 23.10 27.10 |
9-10 | Сравнение объектов. Противоположности. | 30.10 10.11 |
11-12 | Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку». | 13.11 17.11 |
13-14 | Геометрические фигуры и тела. Круг и шар, квадрат и куб. | 20.11 24.11 |
15-16 | Треугольник и конус, овал, ромб. | 27.11 1.12 |
17-18 | Упражнения в видоизменении геометрических фигур, составлении целой фигуры из частей. | 4.12 8.12 |
19-20 | Простейшие измерения. Время, как измеряемая категория. Часы, части суток, дни недели. Календарь. | 11.12 15.12 |
21-22 | Ориентирование на листе бумаги, в пространстве. | 18. 12 22.12 |
23-24. | Дидактическая игра на развитие внимания и логики «Что изменилось?» | 25.12 12.01 |
25-26 | Игра-соревнование «Весёлый счёт». | 15.01 19.01 |
27-28 | Увеличение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание. | 22.01 26.01 |
29-30 | Уменьшение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание. | 29.01 2.02 |
31-32 | Игра «Геометрические фигуры и тела, цифры». | 5.02 9.02 |
33-34 | Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. | 12.02 16.02 |
35-36 | Целое и часть. Дидактическая игра «Догадайся, как разделить». | 19.02 26.02 |
37-38 | Игра-соревнование «Самый, самый….» | 2.03 5.03 |
39-40 | Путешествие в страну Королевы Математики. | 12.03 16.03 |
41-42 | Простейшие задачи. Игра «Придумай сам». | 19.03 30.03 |
43-44 | Сравнивание фигур по величине разными способами. | 2.04 6.04 |
45-46 | Сравнение предметов и групп предметов. | 9.04 13.04 |
47-48 | Игра-соревнование «Приключения нолика». | 16.04 20.04 |
49-50 | Математические игры «Палитра», «Танграмм», «Судоку», «Магико». | 23.04 23.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...