Портфолио как форма самооценки обучающихся начальной школы
статья на тему
В статье подробно рассказывается о портфолио, его предистория. назначение, разделы, способы оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.odt | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как форма самооценки обучающихся начальных классов
Самооценка — важная часть образования. Самооценка регулирует поведение и деятельность человека,определяет его успешность в будущем. Переход от оценки учителя к самооценке важен для превращения ученика в активного субьекта обучения. Одна из основных функций учителя в обучении это управление познавательной деятельностью учащихся. Исходя из неё, он планирует учебно-познавательную деятельность, ставит цели, мотивирует её,осуществляет контроль, регулирование и оценку. На разных этапах обученияученик должен выступать в роли учителя. В нашем случае это означает, что он должен сам, исходя из определённых критериев, оценивать свою познавательную деятельность. И чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субьектом обучения.
Согласно энциклопедическому словарю, «самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности». [5] Средством формирования адекватной самооценки являются технологии самооценивания. И одной из таких технологий является портфолио, а в частности портфолио ученика начальной школы.
Портфолио (от французского портэ-излагать, формулировать, нести и фолио-лист, страница) — досье, собрание достижений. Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» [4] портфолио может представлять собой:
- визитную карточку, то есть совокупность сведений о человеке, организации....
- досье, то есть собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы 15-16 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке,которую называли портфолио. Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей — как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Портфолио — одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио.
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы, не говоря уже о выпускниках основной и средней школ. Ведь во всем мире при поступлении в колледжи и ВУЗы наличие портфолио даёт дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Подобный проект рассматривается сейчас и у нас в думе. Предусматривается,что наличие портфолио - это плюс 5-10 баллов к результатам ЕГЭ.
Портфолио оказывает неоценимую помощь в профильном обучении, т.к. позволяет составить картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком об разовательном контексте, продемонстрировать его способности, практически приобретенные знания и умения.
Портфолио работает на перспективу, помогая преемственности при переходе в среднее звено. В 5 классе новому классному руководителю портфолио поможет заочно (за лето) познакомиться с каждым учеником. Очное знакомство будет легким, адаптационный период станет более безболезненным.
Следовательно, портфолио является не только совместной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
1.Поддерживать высокую учебную мотивацию.
2.Поощрять активность и самостоятельность.
3.Расширять возможности обучения и самообучения.
4.Формировать адекватную самооценку.
5.Развивать навык рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
6.Формировать умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В результате работы младших школьников с портфолио происходит смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.
Портфолио позволяет сформировать у обучающихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с возможностями; принимать правильное самостоятельное решение, а также
систематизировать, анализировать собранный материал; повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной и внеучебной деятельности.
Как же выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.
Возможный вариант составления портфолио:
1.Титульный лист.
Содержит основную информацию ( фамилия, имя, отчество, учебное заведение,
класс) контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребёнку выбрать самому фотографию для титульного листа, т.е. Показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
2.Разрешите представиться.
- Мой автопортрет (в лучах солнца)
- Резюме
- Эссе
3.Мой мир.
Здесь можно представить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.Возможные заголовки листов:
-Моё имя.
Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
-Моя семья
-Мой город
-Мои друзья
-Мои увлечения
-Моя школа
-Мои любимые школьные предметы.
-Мои задачи на новый год.
4.Моё творчество
В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фотографии удачных поделок.
5.Мои исследования и открытия.
Здесь представлены научные, опытнические и исследовательские работы ребенка.
6.Моя учеба.
Представлены удачные контрольные работы, диктанты, олимпиады, график роста скорости чтения, проекты, отзывы о прочтанных книгах.
7.Мои поручения или моя общественная работа.
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль
в школьном спектакле, читал стихи на линейке, участвовал в спортивном мероприятии....Вариантов очень много. Оформить этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
7.Мои впечатления.
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурссии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурссии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
8.Мои достижения
Здесь размещаются грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма.
Причем в начальной школе не стоит разделять по важности успеха, а лучше расположить всё в хронологическом порядке.
9.Заключительный раздел «Отзывы и пожелания»
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом и родителями его стараний. Возможно разместить здесь лист отзывов
а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например по итогам учебного года. Также сюда можно включить самоанализ. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс, содержимое некоторых разделов можно полностью обновить, а некоторые только дополнять.
В заключении приведем слова В.А. Сухомлинского «Поставь перед собой 100 учителей, они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя, сам требовать». [6] А портфолио является мощным стимулом развития как самостоятельной оценочной деятельности, так и развития положительных личностных качеств в целом. Так давайте-же вместе будем поддерживать дух творчества и самостоятельности в наших детях!
Учитель начальных классов
Моу «СОШ № 37»
Тарасова Татьяна Андреевна.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка [Текст] / Ш. А. Амоношвили. - М.: Знание, 1980. - 280с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М., 2000. - 250 с.
3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г. С. Абрамова – Екатеринбург, 1995. - 180 с.
4.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17000 сл.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2002.- 960 с.
5.Популярный энциклопедический словарь русского языка [Текст] : 55000 сл. - М., 2006. – 580 с.
6. Сухомлинский В. А. Избранное [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1998. - 380 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"
Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"...
Портфолио- как форма оценочной деятельности.
Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностиче...
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся
Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся...
Портфолио как форма оценивания сформированности метапредметных результатов
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббарт...
Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"
Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной деятельности школьников может быть представлен как привычны...
Статья Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося в освоении образовательной программы
Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося в освоении образовательной программы...
Статья «Портфолио как форма контроля и оценки достижений обучающихся с ОВЗ»
При оценивании образовательных достижений обучающихся с ОВЗ, так и при оценивании результатов учебно-воспитательной деятельности педагогов, работающих с этими детьми, наблюдаются определенные трудност...