Портфолио как форма самооценки обучающихся начальной школы
статья на тему

Тарасова Татьяна Андреевна

В статье подробно рассказывается о портфолио, его предистория. назначение, разделы, способы оформления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.odt27.38 КБ

Предварительный просмотр:

       Портфолио как форма самооценки обучающихся начальных классов

Самооценка — важная часть образования. Самооценка регулирует поведение и деятельность человека,определяет его успешность в будущем. Переход от оценки учителя к самооценке важен для превращения ученика в активного субьекта обучения. Одна из основных функций учителя в обучении это управление познавательной деятельностью учащихся. Исходя из неё, он планирует учебно-познавательную деятельность, ставит цели, мотивирует её,осуществляет контроль, регулирование и оценку. На разных этапах обученияученик должен выступать в роли учителя. В нашем случае это означает, что он должен сам, исходя из определённых критериев, оценивать свою познавательную деятельность. И чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субьектом обучения.

       Согласно энциклопедическому словарю, «самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности». [5] Средством  формирования адекватной самооценки являются технологии самооценивания. И одной из таких технологий является портфолио, а в частности портфолио ученика начальной школы.

       Портфолио (от французского портэ-излагать, формулировать, нести и фолио-лист, страница) — досье, собрание достижений. Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» [4] портфолио может представлять собой:

  • визитную карточку, то есть совокупность сведений о человеке, организации....
  • досье, то есть собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.

       Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы 15-16 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке,которую называли портфолио. Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей — как альбом с фотографиями.

       Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Портфолио — одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.

       В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио.

       Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы, не говоря уже о выпускниках основной и средней школ. Ведь во всем мире при поступлении в колледжи и ВУЗы наличие портфолио  даёт дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Подобный проект рассматривается сейчас и у нас в думе. Предусматривается,что наличие портфолио - это плюс 5-10 баллов к результатам ЕГЭ.

       Портфолио оказывает неоценимую помощь в профильном обучении, т.к. позволяет составить картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком об разовательном контексте, продемонстрировать его способности, практически приобретенные знания и умения.

       Портфолио работает на перспективу, помогая преемственности при переходе в среднее звено. В 5 классе новому классному руководителю портфолио поможет заочно (за лето) познакомиться с каждым учеником. Очное знакомство будет легким, адаптационный период станет более безболезненным.                

       Следовательно, портфолио является не только совместной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

1.Поддерживать высокую учебную мотивацию.

2.Поощрять активность и самостоятельность.

3.Расширять возможности обучения и самообучения.

4.Формировать адекватную самооценку.

5.Развивать навык рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности    обучающихся.

6.Формировать умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать    собственную учебную деятельность.

       В результате работы младших школьников с портфолио происходит смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.

Портфолио позволяет сформировать у обучающихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с возможностями; принимать правильное самостоятельное решение, а также

систематизировать, анализировать собранный материал; повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной и внеучебной деятельности.

       Как же выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

                  Возможный вариант составления портфолио:

1.Титульный лист.

Содержит основную информацию ( фамилия, имя, отчество, учебное заведение,

класс) контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребёнку выбрать самому фотографию для титульного листа, т.е. Показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

2.Разрешите представиться.

  • Мой автопортрет (в лучах солнца)
  • Резюме
  • Эссе

3.Мой мир.

Здесь можно представить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.Возможные заголовки листов:

-Моё имя.  

 Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

-Моя семья

-Мой город

-Мои друзья

-Мои увлечения

-Моя школа

-Мои любимые школьные предметы.

-Мои задачи на новый год.

4.Моё творчество

В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фотографии удачных поделок.

5.Мои исследования и открытия.

Здесь представлены научные, опытнические и исследовательские работы ребенка.

6.Моя учеба.

Представлены удачные контрольные работы, диктанты, олимпиады, график роста скорости чтения, проекты, отзывы о прочтанных книгах.

7.Мои поручения или моя общественная работа.

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, можно

отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль

в школьном спектакле, читал стихи на линейке, участвовал в спортивном мероприятии....Вариантов очень много. Оформить этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

7.Мои впечатления.

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурссии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурссии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года  возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

8.Мои достижения

Здесь размещаются грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма.

Причем в начальной школе не стоит разделять по важности успеха, а лучше расположить всё в хронологическом порядке.

9.Заключительный раздел «Отзывы и пожелания»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом и родителями его стараний. Возможно разместить здесь лист отзывов

а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например по итогам учебного года. Также сюда можно включить самоанализ.           В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс, содержимое некоторых разделов можно полностью обновить, а некоторые только дополнять.

           В заключении  приведем слова В.А. Сухомлинского «Поставь перед собой 100 учителей, они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя, сам требовать». [6]     А портфолио является мощным стимулом развития как самостоятельной оценочной деятельности, так и развития положительных личностных качеств в целом. Так давайте-же вместе будем поддерживать дух творчества и самостоятельности в наших детях!

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                           Моу «СОШ № 37»

                                                                           Тарасова Татьяна Андреевна.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка [Текст] / Ш. А. Амоношвили.  - М.: Знание, 1980. - 280с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М., 2000. - 250 с.

3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г. С. Абрамова   – Екатеринбург, 1995. - 180 с.

4.Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17000 сл.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2002.- 960 с.

5.Популярный энциклопедический словарь русского языка  [Текст] : 55000 сл. - М., 2006. – 580 с.

6.  Сухомлинский В. А. Избранное [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1998. - 380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"

Выступление на педсовете по теме "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"...

Портфолио- как форма оценочной деятельности.

Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностиче...

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся

Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся...

Портфолио как форма оценивания сформированности метапредметных результатов

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббарт...

Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  деятельности школьников может быть представлен как привычны...

Статья Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося в освоении образовательной программы

Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося в освоении образовательной программы...

Статья «Портфолио как форма контроля и оценки достижений обучающихся с ОВЗ»

При оценивании образовательных достижений обучающихся с ОВЗ, так и при оценивании результатов учебно-воспитательной деятельности педагогов, работающих с этими детьми, наблюдаются определенные трудност...