Портфолио как форма оценивания сформированности метапредметных результатов
статья на тему
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Э. Хаббарт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово
муниципального района Сызранский Самарской области
Тема:
«Портфолио как форма оценивания сформированности
метапредметных результатов»
Подготовила:
Алексеева Е.Н.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «Центр образования»
пос. Варламово
2016 г.
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно».
А. Дистервег
Умение думать самостоятельно, осуществлять поиск информации, предоставлять результат своей работы – это и многое другое формирует у обучающегося современной школы учитель. Современное общество запрашивает человека, способного обучаться, а также больше того - самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Не только писать и читать учит современная школа. Ученик обучается также общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это новая образовательная форма – метапредметы. Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников
Метапредметные результаты можно классифицировать следующим рбразом:
МР1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
МР2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
МР3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
МР4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
МР5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
МР6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
МР7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
МР8. Смысловое чтение;
МР9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
МР10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
МР11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
МР12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
В оценивании сформированности метапредметных результатов в начальной школе служит технология портфолио. Приоритетными целями использования данной технологии является выявление способностей и возможностей ребенка.
Задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность;
3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;
4. формировать УУД
5. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.
Опыт работы с портфолио.
- Портфолио - повышает эффективность процесса обучения.
- Работа с портфолио создает условия для погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
- Результат работы с портфолио – показатель сформированности метапредметных результатов.
Школьным Положением о портфолио четко определены разделы:
1. «Мой мир»
Общие данные личности:
- личные данные учащегося, информация о семье, автобиография (резюме) учащегося, сведения о школе;
- информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности,
- узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самореализации;
- карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры;
- результаты проведенного учащимся самоанализа;
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
- другие сведения раскрывающие особенности учащегося.
2. «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документальных) индивидуальных образовательных достижений:
- сводная ведомость учета успеваемости;
- результаты участия в олимпиадах,
- конференция различного уровня;
- грамоты, дипломы;
- результаты участия в мероприятиях,
конкурсах;
- курсы, тренинги, самостоятельные
работы;
- результаты работы в научных обществах.
3. «Портфолио работ»- собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, результатов его учебной и творческой активности.
Этот раздел включает в себя:
- исследовательские работы и рефераты.
- проектные работы.
- техническое творчество:
модели, макеты, приборы;
- работы по искусству.
- другие формы творческой активности: участие в театре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в концертах;
- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, форма, в которой проходили занятия;
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила;
- занятия в учреждениях дополнительного образования. Указываются название учреждения или организации и их результаты;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;
- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;
- иная информация, раскрывающая творческие,
- проектные, исследовательские способности
- обучающихся.
4. «Портфолио отзывов» - характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого учащегося своей конкретной деятельности и ее результатов.
Этот раздел включает в себя:
- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе учащихся и др.);
- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
- эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.
Следующие представленные страницы данной технологии рекомендованы к использованию и могут быть включены в личные портфолио учеников. Например:
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
Вариант итоговой страницы портфолио может быть следующей:
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.
Дата. Директор школы __________________________
М.п. Классный руководитель: ______
Даная таблица систематизирует и оценивает сформированность метапредметных результатов ученика в результате урочной и внеурочной деятельности.
________________
Показатели | Балл |
Учебная деятельность |
|
Достижения в олимпиадах, конкурсах |
|
Спортивные достижения |
|
Дополнительное образование Участие в мероприятиях и практиках
|
|
Вывод
Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни», портфолио является показателем сформированности метапредметных результатов.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Э. Хаббарт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование как одна из форм оценивания планируекмых результатов.
Из опыта работы....
Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов.
Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов....
Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта
Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
" Работа с портфолио учащихся по оцениванию личностных результатов".
Как работать с портфолио учащихся....