Портфолио как форма оценивания сформированности метапредметных результатов
статья на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

Цель обучения ребенка состоит в том,

 чтобы сделать его способным развиваться

 дальше без помощи учителя.

 

Э. Хаббарт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово

муниципального района Сызранский Самарской области

Тема:

«Портфолио как форма оценивания сформированности

метапредметных результатов»

Подготовила:

Алексеева Е.Н.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Центр образования»

пос. Варламово

2016 г.

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,

 можно и притупить его природные творческие способности –

 «разучить» думать самостоятельно».

А. Дистервег

   Умение думать самостоятельно, осуществлять поиск информации, предоставлять результат своей работы – это и многое другое формирует у обучающегося современной школы учитель. Современное общество запрашивает человека, способного обучаться, а также больше того -  самостоятельно учиться и многократно переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Не только писать и читать учит современная школа. Ученик обучается также общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это новая образовательная форма – метапредметы. Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников

Метапредметные результаты можно классифицировать следующим рбразом:

МР1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

 развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

МР2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

МР3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных

условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

МР4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

МР5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

МР6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

МР7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач;

МР8. Смысловое чтение;

МР9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

МР10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

МР11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

МР12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

В оценивании сформированности метапредметных результатов в начальной школе служит технология портфолио. Приоритетными целями использования данной технологии является выявление способностей и возможностей ребенка.

Задачи:

1.  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2.  поощрять их активность и самостоятельность;

3.  развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

4.   формировать УУД

5.  ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.

Опыт работы с портфолио.

  • Портфолио - повышает эффективность процесса обучения.
  • Работа с портфолио создает условия для погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.
  • Результат работы с портфолио – показатель сформированности метапредметных результатов.

Школьным Положением о портфолио четко определены разделы:

1. «Мой мир»

Общие данные личности:

- личные данные учащегося, информация о семье, автобиография (резюме) учащегося, сведения о школе;

  • информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности,
  • узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самореализации;

- карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры;

- результаты проведенного учащимся самоанализа;

- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;

- другие сведения раскрывающие особенности учащегося.

2. «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документальных) индивидуальных образовательных достижений:

 - сводная ведомость учета успеваемости;

- результаты участия в олимпиадах,                                                              

-  конференция различного уровня;

- грамоты, дипломы;

- результаты участия в мероприятиях,

конкурсах;

- курсы, тренинги, самостоятельные

работы;

- результаты работы в научных обществах.

3. «Портфолио работ»- собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, результатов его учебной и творческой активности.

Этот раздел включает в себя:

- исследовательские работы и рефераты.

- проектные работы.

- техническое творчество:

модели, макеты, приборы;

- работы по искусству.

- другие формы творческой активности: участие в театре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в концертах;

- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, форма, в которой проходили занятия;

- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила;

- занятия в учреждениях дополнительного образования. Указываются название учреждения или организации и их результаты;

- участие в научных конференциях, учебных семинарах. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;

- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;

 - иная информация, раскрывающая творческие,    

 - проектные, исследовательские способности                

-  обучающихся.

4. «Портфолио отзывов» - характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого учащегося своей конкретной деятельности и ее результатов.

Этот раздел включает в себя:

- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе учащихся и др.);

- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;

- эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

Следующие представленные страницы данной технологии рекомендованы к использованию и могут быть включены в личные портфолио учеников. Например:

Сводная итоговая ведомость.

________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

________________________________________________________

(полное название образовательного учреждения)

 

Класс_________

 

Вариант итоговой страницы портфолио может быть следующей:

ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

 

Дата.                                                 Директор школы                __________________________

М.п.                                                  Классный руководитель: ______

Даная таблица систематизирует и оценивает сформированность метапредметных результатов ученика в результате урочной и внеурочной деятельности.

________________

Показатели

Балл

Учебная деятельность

 

Достижения в олимпиадах, конкурсах

 

Спортивные достижения

 

Дополнительное образование

Участие в мероприятиях  и практиках

 

 

Вывод

Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни», портфолио является показателем сформированности метапредметных результатов.

Цель обучения ребенка состоит в том,

 чтобы сделать его способным развиваться

 дальше без помощи учителя.

Э. Хаббарт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов.

Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов....

Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...