Статья «Портфолио как форма контроля и оценки достижений обучающихся с ОВЗ»
статья

При оценивании образовательных достижений обучающихся с ОВЗ, так и при оценивании результатов учебно-воспитательной деятельности педагогов, работающих с этими детьми, наблюдаются определенные трудности, связанные с психофизическими особенности обучающихся с ОВЗ.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обеспечивает расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методов оценки школьных достижений обучающихся с ОВЗ, учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Портфолио как форма контроля и оценки достижений обучающихся с ОВЗ»

Современную систему образования трудно представить без Федерального государственного образовательного стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя требования к результатам освоения АООП НОО.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются: оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических работников.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени, а так же, позволяет эффективно решать задачи, связанные с оценкой образовательных достижений обучающихся и оценкой результатов деятельности педагогических работников.

Следует отметить, что как при оценивании образовательных достижений обучающихся с ОВЗ, так и при оценивании результатов учебно-воспитательной деятельности педагогов, работающих с этими детьми, наблюдаются определенные трудности, связанные с психофизическими особенности обучающихся с ОВЗ.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обеспечивает расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методов оценки школьных достижений обучающихся с ОВЗ, учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

Одной из современных педагогических технологий, позволяющих наиболее эффективно оценивать образовательных достижения обучающихся с ОВЗ, а, следовательно, и результаты деятельности педагогических работников, является портфолио.

Что же такое портфолио? Портфолио (англ. Portfolio) - портфель, папка для важных дел или документов - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста…(Бизнес-словарь).

Согласно педагогическому словарю, портфолио — это новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку.

На сегодняшний день четких требований (государственного образца) к созданию и оформлению Портфолио нет. Положение о Портфолио разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается её руководителем. Положение о Портфолио, обычно, содержит следующие структурные компоненты: цели, задачи, порядок формирования Портфолио, требования к структуре, содержанию и оформлению Портфолио, критерии оценки достижений обучающихся, круг участников работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.

Важным условием является необходимость включения в состав Портфолио систематизированных материалов, дающих представление о результатах деятельности образовательного учреждения, педагогов, индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ в определенный период его обучения.

Целью Портфолио является сбор, систематизация и фиксирование результатов развития ученика, его усилий, достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Порядок формирования Портфолио:

  • Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
  • Портфолио хранится в школе. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям).

Участники работы над Портфолио: учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию у школьников с ОВЗ положительного эмоционального отношения к окружающему миру.

Структура, содержание и оформление портфолио: титульный лист (фотография ребенка, ФИО, дата рождения; наименование ОУ, даты начала заполнения и завершения заполнения портфолио); раздел «Знакомьтесь, это я!»: 1) «Тайны моего имени» (значение имени, история возникновения отчества), 2) «Мир, в котором я живу» (составление карты внутреннего мира ребенка, его отношение к окружающему, его потребности и личные достижения), 3) «Мои друзья»; раздел «Моя семья»: 1) «Наша дружная семья» (ФИО родных, место работы, фото по желанию), 2) «Наши праздники» (составляется по желанию), 3) «Мы отдыхаем» (составляется по желанию); раздел «Школьные годы чудесные …»: 1) «Первый раз в первый класс» (фото, стихотворения), 2) «Наши будни и праздники» (мероприятия, которые проводятся в рамках учебной и внеучебной деятельности, с размещением фотографий  и кратких комментариев к ним), 3) «Мои учебные достижения» (ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными и самостоятельными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах), 4) «Мое творчество» (в этот раздел помещаются творческие работы учащихся, если выполнена объемная работа,  можно поместить ее фотографию), 5) Копилка моих успехов» (размещаются полученные ребенком грамоты, дипломы за достижения в разных сферах деятельности); «Отзывы и пожелания» (заполняется учителем:  отзывы за проделанную работу; рекомендации в письменном виде; ободрительные письма; итоги учебного года).

Какие материалы могут храниться в Портфолио?

  • Детских работы, выполненные в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися коррекционно-развивающих занятий, кружков.
  • Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
  • Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
  • Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.), которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), другие учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и прочие непосредственные участники образовательного процесса.

Критерии оценки достижений учащихся: Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям.

Таким образом, современная образовательная технология Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ, так как позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ребенка (учебные, творческие, социальные, коммуникативные), помогает оценивать результаты совместной деятельности всех специалистов и педагогов образовательной организации, является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании.

Используемая литература и ЭОР:

  1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
  3. Положение о Портфолио обучающихся начальных классов в ГБОУ школе № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга.
  4. Педагогический словарь бибилотекаря. - Спб: РНБ, 2005-2007.
  5. http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf.
  6. http://businessvoc.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Портфолио как форма оценки личностных достижений учащихся"

Говоря об оценивании ученика, нужно сегодня говорить о системе оценивания его достижений. Анализ результатов образовательной  деятельности школьников может быть представлен как привычны...

Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...

Формы контроля и учёта достижений обучающихся и современные средства оценивания

Существуют разные подходы к классификации видов контроля. В учебной работе применяются такие виды контроля, как по характеру получения информации: устный, письменный, практический, так ...

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов...

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов...

Контроль и оценка достижения планируемых предметных результатов по русскому языку (русский язык, чтение, речевая практика)

Контроль и оценка достижения планируемых предметных результатов по русскому языку (русский язык, чтение, речевая практика)...