Статья Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося в освоении образовательной программы
статья

Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося

в освоении образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_rpsp.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося

в освоении образовательной программы

Кемеровская область, г. Новокузнецк,

МКОУ «Специальная школа № 53»

 учитель РПСП Прохорова Елена Геннадьевна

Основная идея обновления общего образования на современном этапе состоит в его индивидуализации, дифференциации, ориентированности на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Направленность инновационных процессов в системе образования обусловливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного мониторинга образовательных достижений учащихся.

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью учащегося или педагога получить информацию о том, соответствует качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям образовательной программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки.  

Под образовательным портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения.

Анализ исследований показывает, что существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» в образовании:

  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях;
  • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
  • рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.  

Таким образом, портфолио - современная эффективная форма оценивания и действенное средство для решения ряда важных педагогический задач.  Портфолио индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярным и необходимым в рамках реализации нового стандарта. Для удобства в хранении и использовании портфолио может представлять собой специальную папку, файлы, картотеку.

Портфолио учащегося, посещающего коррекционные занятия по РПСП состоит из мониторинга определения сформированности  его моторных и сенсорных процессов и портфеля его индивидуальных достижений. В системе образования детей актуальной становится тема разработки инструмента эффективного мониторинга образовательных достижений учащихся.  

«Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом, явлением, состоянием с целью выявления  соответствия предполагаемых результатов целям и задачам; в педагогической практики  - целенаправленное диагностическое прослеживание образовательного процесса».

Мониторинг  определения сформированности  моторных и сенсорных процессов ученика разработан на основе схемы обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей  Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и методических рекомендаций по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов и программы Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой.

Мониторниг РПСП представлен:

  1. Общая карта изучения моторных и сенсорных процессов учащихся класса

 №

Ф.И.О

Дата рожде

ния

Домашний адрес

Сведения о родителях

Социаль

ный статус

Заключение ПМПК, диагноз

Логопедии

ческий диагноз

Медицинские сведения

Двигатель

ная сфера

Зре

ние

Психолого-педагоги

ческий статус

Разделы программы

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

2

Тактильно-двигательное восприятие

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

5

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

7

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

8

Восприятие пространства

9

Восприятие времени

2. Результат  обследования моторных и сенсорных процессов  учащихся класса 

3. Оценка уровней по критериям.

Оценка

Балл

Описание критерия

Уровень

5

0

Отлично

Отличный

1

Действие выполняется учеником полностью самостоятельно

Отличный

Хороший

 

Удовлетворительный

Удовлетворительный

4

2

Действие выполняется учеником по образцу

3

Действие выполняется учеником по последовательной инструкции

3

4

Действие выполняется учеником с частичной помощью учителя

2

5

Действие выполняется учеником со значительной помощью учителя

Неудовлетворительный

Неудовлетворительный

Неудовлетворительный

1

5

Действие выполняется учеником со значительной помощью учителя

0

6

Действие выполняется учителем (ребенок пассивен)

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

       — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

       — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

       — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

       На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Для отслеживания динамики формирования моторных и сенсорных процессов ученика в ходе коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов предлагается более детальная градация выше названных критериев по степени владения навыками:

  1.  действие выполняется учеником полностью  самостоятельно,  
  2.  действие выполняется учеником по образцу; 
  3.  действие выполняется учеником по последовательной инструкции;
  4.  действие выполняется учеником с частичной помощью учителя;
  5. действие выполняется учеником со значительной помощью учителя;
  6. действие выполняется учителем (ребенок пассивен).

4. Портфель индивидуальных достижений учащегося (результаты транслирования его достижений) -  грамоты, дипломы, сертификаты, тетради итоговых работ (за 1-4 класс по итогам освоения программы РПСП за каждый учебный год).

На каждого учащегося заполняется  карта о развитии  его ПиСП на начало и конец учебного года. В итоговой диагностике отмечается динамика  рядом с баллом  +\-.

Разработана карта портфолио учащегося для фиксирования изучения моторных и сенсорных процессов, в которой отслеживается индивидуальная динамика развития моторных и сенсорных процессов ученика по классам с 1 по 4 класс, а также записывается итоговое за учебный год заключение и  рекомендации.

Оценка продвижения учащегося в освоении образовательной программы будет осуществляться индивидуально в соответствии с разделами программы РПСП и на основе результатов достижения учащимся планируемых результатов.

Портфолио – это одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.  

Список литературы:

1. Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева –  М: Просвещение,2009г

2.  Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.А.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...

Результаты освоения образовательной программы по итогам мониторинга.

Результаты освоенияобразовательной программы по итогам мониторинга....

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования

В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования

В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования....

Мониторинг освоения образовательной программы за 3 года группа «Лапушки»

Мониторинг освоения образовательной программы за 3 годагруппа «Лапушки»(количество детей 25 человек)2018 – 2019 уч. г.  – младшая группа,2019 – 2020 уч. г. - средняя...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА И ИНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ

Тут представлены результаты осовения образовательных программ, ВПР...