Статья Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося в освоении образовательной программы
статья
Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося
в освоении образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rpsp.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как форма мониторинга продвижения учащегося
в освоении образовательной программы
Кемеровская область, г. Новокузнецк,
МКОУ «Специальная школа № 53»
учитель РПСП Прохорова Елена Геннадьевна
Основная идея обновления общего образования на современном этапе состоит в его индивидуализации, дифференциации, ориентированности на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Направленность инновационных процессов в системе образования обусловливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного мониторинга образовательных достижений учащихся.
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью учащегося или педагога получить информацию о том, соответствует качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям образовательной программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки.
Под образовательным портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения.
Анализ исследований показывает, что существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» в образовании:
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
Таким образом, портфолио - современная эффективная форма оценивания и действенное средство для решения ряда важных педагогический задач. Портфолио индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярным и необходимым в рамках реализации нового стандарта. Для удобства в хранении и использовании портфолио может представлять собой специальную папку, файлы, картотеку.
Портфолио учащегося, посещающего коррекционные занятия по РПСП состоит из мониторинга определения сформированности его моторных и сенсорных процессов и портфеля его индивидуальных достижений. В системе образования детей актуальной становится тема разработки инструмента эффективного мониторинга образовательных достижений учащихся.
«Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом, явлением, состоянием с целью выявления соответствия предполагаемых результатов целям и задачам; в педагогической практики - целенаправленное диагностическое прослеживание образовательного процесса».
Мониторинг определения сформированности моторных и сенсорных процессов ученика разработан на основе схемы обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича и методических рекомендаций по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов и программы Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой.
Мониторниг РПСП представлен:
- Общая карта изучения моторных и сенсорных процессов учащихся класса
№ | Ф.И.О | Дата рожде ния | Домашний адрес | Сведения о родителях | Социаль ный статус | Заключение ПМПК, диагноз | Логопедии ческий диагноз | Медицинские сведения | Двигатель ная сфера | Зре ние | Психолого-педагоги ческий статус |
№ | Разделы программы |
1 | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков |
2 | Тактильно-двигательное восприятие |
3 | Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
5 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
6 | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) |
7 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
8 | Восприятие пространства |
9 | Восприятие времени |
2. Результат обследования моторных и сенсорных процессов учащихся класса
3. Оценка уровней по критериям.
Оценка | Балл | Описание критерия | Уровень |
5 | 0 | Отлично | Отличный |
1 | Действие выполняется учеником полностью самостоятельно | Отличный Хороший
Удовлетворительный Удовлетворительный | |
4 | 2 | Действие выполняется учеником по образцу | |
3 | Действие выполняется учеником по последовательной инструкции | ||
3 | 4 | Действие выполняется учеником с частичной помощью учителя | |
2 | 5 | Действие выполняется учеником со значительной помощью учителя | Неудовлетворительный Неудовлетворительный Неудовлетворительный |
1 | 5 | Действие выполняется учеником со значительной помощью учителя | |
0 | 6 | Действие выполняется учителем (ребенок пассивен) |
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Для отслеживания динамики формирования моторных и сенсорных процессов ученика в ходе коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов предлагается более детальная градация выше названных критериев по степени владения навыками:
- действие выполняется учеником полностью самостоятельно,
- действие выполняется учеником по образцу;
- действие выполняется учеником по последовательной инструкции;
- действие выполняется учеником с частичной помощью учителя;
- действие выполняется учеником со значительной помощью учителя;
- действие выполняется учителем (ребенок пассивен).
4. Портфель индивидуальных достижений учащегося (результаты транслирования его достижений) - грамоты, дипломы, сертификаты, тетради итоговых работ (за 1-4 класс по итогам освоения программы РПСП за каждый учебный год).
На каждого учащегося заполняется карта о развитии его ПиСП на начало и конец учебного года. В итоговой диагностике отмечается динамика рядом с баллом +\-.
Разработана карта портфолио учащегося для фиксирования изучения моторных и сенсорных процессов, в которой отслеживается индивидуальная динамика развития моторных и сенсорных процессов ученика по классам с 1 по 4 класс, а также записывается итоговое за учебный год заключение и рекомендации.
Оценка продвижения учащегося в освоении образовательной программы будет осуществляться индивидуально в соответствии с разделами программы РПСП и на основе результатов достижения учащимся планируемых результатов.
Портфолио – это одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Список литературы:
1. Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – М: Просвещение,2009г
2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.А.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...
Результаты освоения образовательной программы по итогам мониторинга.
Результаты освоенияобразовательной программы по итогам мониторинга....
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
В данном разделе представлены результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования....
Мониторинг освоения образовательной программы за 3 года группа «Лапушки»
Мониторинг освоения образовательной программы за 3 годагруппа «Лапушки»(количество детей 25 человек)2018 – 2019 уч. г. – младшая группа,2019 – 2020 уч. г. - средняя...
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА И ИНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
Тут представлены результаты осовения образовательных программ, ВПР...