Конспект урока
учебно-методическое пособие (4 класс) по теме

Конспект урока по деятельностному методу обучения "Школа 2100" Математика. 4 класс, авторы Т.Е. Демидова, С.В. Козлова.

Тема урока: "Многозначные числа. Чтение и запись"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

УМК «Школа 2100». Математика. 4 класс, авторы Т.Е. Демидова, С.В. Козлова

Тема урока. Многозначные числа. Чтение и запись.

Тип урока по целеполаганию: урок открытий новых знаний.

Задачи по содержанию:

  1. Вывести алгоритм записи многозначных чисел, научиться читать и записывать числа в пределах миллиона; подготовиться к следующему этапу усвоения новых знаний.
  2. Развитие вычислительных навыков, математической речи, внимания, памяти, познавательных интересов.
  3. Воспитание настойчивости в достижении поставленной цели.

Методы обучения:

  1. Методы постановки учебной проблемы: подводящий к теме диалог, мотивирующие приемы.
  2. Методы решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
  3. Методы стимулирования и мотивации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся; фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: ресурсы мобильного класса, наличие интернета, интерактивная доска (экран, проектор).

Минимальные требования к программным ресурсам:  учебник «Математика» 4 класс, авторы Т.Е. Демидова, С.В. Козлова.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- развитие позитивной учебной мотивации,

- формирование адекватной нравственной оценки, - уважение чужого мнения и права на ошибку,

- корректность,

- формирование умения адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе (уроке)

Предметные результаты:

- ученик научится читать и записывать многозначные числа, определять правило записи и чтения многозначных чисел, на основе сформулированного правила определять количество разделов и классов в числе, разрядное место цифры в данном числе,

- ученик получит возможность научиться записывать число в виде разрядных слагаемых.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: общеучебные – работать с числовой и текстовой информацией, логические – анализ, классификация; проблемные – определение места затруднения, построение алгоритма.

Регулятивные УУД: целеподагание – принятие, сохранение и удержание учебной задачи; контроль и коррекция – выявление места затруднения, нахождение и исправление ошибок, оценка – соотнесение собственного результата решения с эталоном.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность – формулирование математически грамотных высказываний.

Технологическая карта изучения темы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап

 самоопределения к деятельности.

Цель: расстановка акцентов, что уже знаем, чему надо научиться.

Стимулирует познавательную активность.

- Доброе утро!

Успешного и плодотворного урока желаю вам, друзья!

- «Мир построен на силе чисел», - сказал Пифагор. Как вы думаете на сколько велика эта сила? Предлагается выполнить задание устного счета.

Ответы на вопросы.

Выполнение устного счета.

Самооценка.

м   48:12        о 60:4

д   39х4          л 205:5  

о   150:10       е 36х10

к   235+325    ц 399:1

Расположить в порядке возрастания.

      молодец

личностные: мотивация

регулятивные: постановка цели

познавательные: решение поставленной задачи

Этап

актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного, необходимого для «открытия» нового знания, создание проблемной ситуации.

Направляет познавательную деятельность учащихся.

- На какие группы можно разбить эти числа?

- Когда в окружающем нас мире мы пользуемся числами каждой группы?

Анализируют, классифицируют, объясняют основание для разбивки.

Записывают в тетрадь однозначные, двухзначные, трехзначные числа.

Ответы учеников:

Однозначными числами пользуемся при счете небольших групп предметов. Например, двузначными…, трехзначными…

(приводят примеры).

личностные:

связь с окруж. действительностью

регулятивные:

контроль выполненного задания

познавательные:

анализ, классификация

коммуникативные:

выстраивание речевых высказываний

Этап

постановки учебной задачи.

Цель: зафиксировать во внешней речи причину затруднения, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Стимулирует на выполнение пробного действия.

Откройте учебник на стр. 60 №1.

- Как вы думаете, хватит ли нам трехзначных чисел, чтобы ответить на вопрос? (Сколько жителей в России?)

Попробуйте записать число, обозначающее количество жителей нашего поселка – 7350 человек.

К какой группе вы отнесете это число? Почему?

- Запишите еще числа: 1234, 2012, 3201, 4002, 2112.

- Почему возникли затруднения?

- Чего мы еще не знаем?

Учащиеся высказывают затруднения в деятельности…

Дети записывают число на слух. Проверяют с предложенным вариантом.

Объясняют к какой группе можно или нельзя отнести заданное число.

Учащиеся записывают под диктовку. Один пишет у доски (скрытая запись), проверка.

Выявления места затруднений…

Предполагают, что надо знать правило записи.

Формируют тему:

Регулятивные: удержание цели,

контроль.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;

Коммуникативные: выстраивание речевых высказываний.

Этап

построения проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Цель: организовать обсуждение проекта решения УЗ, выбор метода разрешения проблемной ситуации.

Сформулируйте тему урока в виде вопроса.

Давайте вспомним, что нужно знать, чтобы правильно записать любое число?

Назовите разряды.

- При записи однозначных, двузначных, трехзначных чисел мы пользовались этими разрядами – это класс единиц.

- Четырехзначные, пятизначные и шестизначные числа мы будем записывать используя класс…(тысяч)

Организует составление алгоритма.

- Как же записать многозначное число 203512?

Как записывать и читать многозначные числа?

- Представьте числа 596, 507 в виде разрядных единиц.

- Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых:

999=900+90+9

708=700+8

845=800+40+5

- Чтобы правильно записать число, нужно знать, сколько разрядов в этом числе.

Единицы, десятки, сотни.

Работаю по учебнику – стр. 61

Анализируют таблицу классов и разрядов в пределах 1000.

Работа в паре.

Дети под руководством учителя составляют алгоритм:

  1. Сначала прочитай единицы класса тысяч (203)
  2. Потом прочитай единицы класса единиц (512)
  3. Запиши единицы класса тысяч (203)
  4. Сделай небольшой промежуток – границу между классами (203.)
  5. Теперь запиши единицы класса единиц (512)
  6. Ты записал число 203512
  7. Помни, что в каждом классе должно быть три цифры: 20 308, 309 000, 498 004.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других;

Познавательные: работа с информацией, постановка и решение проблемной ситуации;

Этап

первичного закрепления.

 Цель: проговаривание нового знания, решение типовых заданий.

Организует работу по учебнику.

Стр.61 №4

Письмо с комментированием и проверкой. Возможно проговариванием шепотом вслух.

Регулятивные: постановка цели, самоконтроль, взаимоконтроль, оценка.

Познавательные: работа с информацией, логические действия.

Физминутка

Цель: релаксация.

Организует релаксацию.

Учащиеся выполняют ритмичные, танцевальные движения.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: организация ситуации успеха.

Организует выполнение самостоятельной работы.

- Запишите числа, опираясь на составленный алгоритм.

- Проведите:

Взаимопроверку в парах. Дарим друг другу смайлики.

Самопроверку по эталону (открывает образец).

Оцените себя по шкале.

Выполняют самостоятельную работу – стр. 61 №5

Проверяют тетради в парах.

Проверяют по скрытому образцу.

Ставят себе отметку.

Предметные: уметь читать и записывать многозначные числа.

Познавательные: работа с информацией, логические действия, уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: уметь оценивать выполнения УЗ.

Включение в систему знаний – пропедевтика.

Цель: включить новое знание в систему имеющихся знаний, начать подготовку к выведению нового знания на последующих уроках.

- Организует беседу – рассуждение.

- Для чего мы учимся читать и писать многозначные числа?

- Каким правилом мы пользовались при сложении и вычитании трехзначных чисел?

- Давайте вспомним, как мы записываем разрядные слагаемые?

- Проверьте по образцу. Самоконтроль.

- Будем решать примеры и задачи с многозначными числами.

- Складывали и вычитали по разрядам.

Записывают в тетрадях и у доски с последующей проверкой числа: 50 555, 32 478, 2 406 в виде суммы разрядных слагаемых.

Познавательные: выполнять универсальные логические действия: анализ, сравнения, устанавливать аналогии.

Предметные: раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые.

Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку.

Этап

Рефлексии учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов.

- Подведем итоги нашей работы.

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Вернемся к словам Пифагора: «Мир построен на силе чисел»

- Как теперь вы можете прокомментировать эти слова?

Учащиеся оценивают собственную активность на уроке (в тетрадях по шкале).

Личностные: способность к самооценке, самоопределению.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с полнотой и точностью;

Домашнее

 задание

Учебник, стр.61 №6.

Выполните римские цифры.



Предварительный просмотр:

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Выступление на ШМО.

     

     Работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

     Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

     В настоящее время в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

     В своей работе я использую данную технологию, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

Цель: решение учебной задачи или обсуждение проекта ее решения.

     На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на этой основе выдвижение и проверка ими гипотез.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе знаний включается в систему знаний, при необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

      Считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое, и прочное усвоение знаний. Думаю, что сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны, достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

     Литература:

Л.Г. Петерсон. Теория и практика построения непрерывного образования. М.: УМЦ «Школа 2000…2100»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...