Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе
опыты и эксперименты по теме

Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon safyanova_n.i._-_ispolz._tekhn._dif._obuch.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Котлубанская средняя

общеобразовательная школа

Городищенского района Волгоградской области»

                               

Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

                             

                             

                             

                     Выполнила:

                     Сафьянова Надежда Ивановна,

  учитель начальных классов,

                     высшая квалификационная категория

                                                       

п.Котлубань 2014 г.

Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

     Цель работы:

рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков математики.

     Задачи:

раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;

определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения;

рассмотреть методы организации дифференциального обучения на математики

     

     Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения особенно значима для специальной педагогики, занимающейся обучением и воспитанием учащихся с нарушение интеллекта. Это связано с тем, что в каждом классе имеются

 ---дети, для которых усвоение программы не вызывает затруднений,

 ---дети, для которых усвоение программного материала связано с определёнными трудностями,

 ---дети, которые испытывают значительные затруднения.

     Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации дифференциации в процессе обучения школьников математике. Необходимо также отметить отсутствие дидактических материалов, сборников проверочных работ для учащихся начальных классов. Не говоря уже о пособиях, где учитывались бы различные уровни сформированности знаний, умений, навыков детей с ООП, которые и помогли бы учителю осуществлять дифференцированный подход систематически. Тем самым, устраняя трудности в учении одних учеников, предоставляя возможность развития всех сил и способностей других, повышая при этом интерес детей к предмету. Все, чем располагает учитель – это учебник математики, в котором дифференцированность заданий прослеживается недостаточно.

      Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно,  с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

      1.Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.

      2.Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.

«1а. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа.                                                                                               2а. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен.                                                                         3а. Сравнить результаты.   Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36   36-9=27   36-27=9  9 в 3 раза < 27                                                                                                         4а. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного?  ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»

     3.Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса играют занимательные упражнения. Например. (слайд) Часто на своих уроках использую загадки-шутки. Например,

- Золушкин башмачек-простой или золотой?

- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?

- Сколько человек тянули репку?

- У колобка на шее был бантик или галстук?

- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

     4.Решая задачи развивающего характера заметила,что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.

На устном счете  использую вот такие задания:

«Даны выражения  

1а. Что можно сказать об этих множителях? ( Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7                                                                           2а. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного?  А) Одинаковый набор цифр   б) Сумма цифр значений произведений равна  18

3а. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? ( сумма цифр равна 9)

4а. разделите полученные числа на 9

5а Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? ( Четное, сумма цифр равна 18)

6а. разделите 486 на 18, получится 27.

Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей. »

      5.Пи изучении темы « Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:

1а. Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?

2а. В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.

3а. Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.

4а. Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?

5а. Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?

      6.Стала на уроках математики вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например,

«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: ( двузначное, соседи, 12 мес.

1а. установите закономерность

2а. продолжите до трехзначного числа, в записи которого ест число 12

3а. Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? ( значения сумм равны)

Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? ( Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.

4а. Найдите интересные числа:  12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.

96. – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи. »

        При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим использую следущие задания. « В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»

       Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям и учите этому детей.

     Также мною была разработана система разноуровневых заданий для уроков математики в 1-4 классах школы VII вида, ориентированная на реализацию дифференцированного подхода при организации контроля знаний.

1 этап.

     После анализа сложившейся системы контроля знаний учащихся в классах КРО были определены принципы построения системы разноуровневых заданий.

2 этап.

     Разработано календарно – тематическое планирование по математике с графиком проведения самостоятельных и контрольных работ. В это планирование были включены все проверочные работы:

 - самостоятельные работы по каждой теме;

 - контрольные работы по каждому разделу;

 - итоговые контрольные работы;

 - тестирование на начало года;

 - тестирование на конец года.

     Всего 28 самостоятельных и 9 контрольных работ. Проверочные работы проводятся еженедельно.

 3 этап.

     Разработана и внедряется система разноуровневых проверочных работ в течение всего учебного года. Разрабатывая систему разноуровневых заданий, учитывались следующие принципы контроля: целенаправленность, индивидуальность, объективность, всесторонность, регулярность. Все проверочные работы разделены на две группы: контрольные и самостоятельные. Один вид работ выполняется в рабочих тетрадях, другой - в тетрадях для К.р. В разработанной системе материал подобран и скомпонован применительно к программным темам и в последовательности изложения материала в учебнике «Математика».

     При составлении заданий применяется принцип постепенного нарастания трудностей для каждой группы учащихся. Материал проверочных работ включает круг разнообразных заданий, подобранных в нужной взаимосвязи и логической последовательности.

     Материал для самостоятельных работ рассчитан на применение его в различных ситуациях: перед объяснением нового материала, при первичном закреплении и повторении соответствующих тем.

     Все рекомендуемые работы представлены в трёх вариантах и отличаются степенью сложности и объёмом:

     Вариант «А» - для учащихся с низким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков.

     Вариант «Б» - для учащихся со средним уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков.

     Вариант «В» - для учащихся с высоким уровнем сформированности математических знаний, умений и навыков.

    Учителю необходимо помнить, что для учащихся группы «А» зачастую требуются карточки-помощники с необходимыми образцами выполнения, рисунками, схемами, алгоритмами решения. Учитель должен их подготовить в необходимом количестве, исходя из потребностей своего класса.

    На проверку знаний, умений и навыков отводится время от 10 до 25 минут для самостоятельных работ, целый урок – для контрольных работ. Самостоятельные работы состоят из 2-3-х заданий, контрольные – из 3-4-х.

    Все самостоятельные и контрольные работы пронумерованы, имеют простой шифр:

 1. Краткое название вида проверочной работы - С.р. или К.р.

 2. Номер проверочной работы.

 3. Вариант.

    Основной вид контроля, осуществляемый во время проверки и контроля работ – внешний. Контрольные работы и большую часть самостоятельных работ проверяет и анализирует учитель.

    Часть самостоятельных работ проверяли и анализировали сами ученики, то есть осуществлялся взаимоконтроль,

   Самооценку работ проводили на самостоятельной работе, предшествующей контрольной работе, чтобы ученик сам увидел свои недочёты и проработал их с помощью учителя до контрольной работы. Но в группе «А» к этому прибегаем не всегда, так как учащиеся с низким уровнем сформированности знаний, умений и навыков не могут подметить свои ошибки и выявить их характер. Здесь помощь оказывает педагог.

     По завершению необходимо провести контрольное тестирование с целью выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков учащихся на конец года.

     Таким образом (общий вывод):

 разработанная система разноуровневых проверочных работ, способствует повышению уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика, раскрывает индивидуальные особенности детей, повышает уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

     Дифференцированный подход к учащимся – одно из основных условий повышения качества обучения, поэтому учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы дифференцированного подхода, но и систематически внедрять новые.

Список литературы:

Центр образования: «Технологии обучения» сайт: math.ru

«Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии». В.В. Гузеев.

«Образовательная среда: от моделирования к проектированию». В.А. Ясвин.

«Социально-воспитательные технологии». Г.К. Селевко.

Образовательная система «Школа 2100»; www.school2100.ru

Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После».

Карточки с математическими заданиями. М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр.

Карточки с математическими заданиями. С.И. Волкова.

«Суперблиц» арифметические, геометрические задачи, логика (первая, вторая части). М.В. Беденко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"

в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Статья "Реализация предметных образовательных компетенций на уроках математики в начальной школе"

Реализация предметно-образовательных компетенций на уроках математики при отработке навыков устных вычислениий....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...