Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"
статья на тему
в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dobrolyubova.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Добролюбова Елена Викторовна
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №126", государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Екатеринбург, Россия
Необходимым условием реализации ФГОС является внедрение современных образовательных технологий. Формировать у обучающихся основных УУД позволяют педагогические технологии, среди которых - технология дифференцированного обучения.
Учебные возможности учащихся различны по разным предметам. Задача педагога- внимательно следить за этими изменениями и вносить коррективы в организацию процесса обучения. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения особенно значима для коррекционной педагогики, занимающейся обучением и воспитанием учащихся с нарушением слуха.
Каждая типологическая группа требует адекватного стиля организации её учебной деятельности. В своей работе я использую следующую классификацию деления учащихся на группы.
1 группа: учащиеся с высокими учебными возможностями. Они быстро усваивают новый материал, свободно выполняют задания, владеют навыками самостоятельной работы, могут проанализировать материал. Работают такие учащиеся в быстром темпе.
2 группа: учащиеся со средними учебными возможностями. Они при соблюдении всех требований дидактики могут учиться нормально. Некоторые из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой работоспособностью. Эти учащиеся нуждаются в том, чтобы их деятельность направлялась педагогом. Учащиеся не всегда имеют нужные знания, которые бы служили опорой для усвоения новых знаний. Эти дети не отличаются высокой самостоятельностью в познавательной деятельности. Они медленнее, чем их одноклассники из первой группы усваивают понятия и всю систему знаний.
3 группа: учащиеся с низкими учебными возможностями. Они имеют низкий уровень обучаемости или работоспособности. Эти учащиеся слабо воспринимают материал, не владеют навыками обобщения и выделения главного. Учащиеся без помощи педагога не могут работать, не проявляют самостоятельности в учебной деятельности. Отличаются низким темпом работы.
Распределяю на группы условно, учащихся в процессе учебной деятельности перевожу из одной группы в другую.
Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, я осуществляю на отдельных этапах урока дифференцированное обучение. Если этого не делать, то сильные ученики теряют интерес к учению. Слабые, в свою очередь, не слушают объяснение, если материал излагается на уровне боле сложном, чем это доступно их пониманию.
В школе слабослышащих составы классов очень разные, дети по своим умственным и физическим способностям сильно отличаются друг от друга. Поэтому применение данной технологии очень актуально.
Цель дифференцированного обучения - это не облегчение содержания материала, а нахождение более простого, доступного пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику в условиях классно-урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.
Эффективность усвоения не может быть достигнута, если не выявлена та же реальная действительность, которая свойственна различным учащимся.
При анализе и оценке достижений учащихся в выполнении им разных типов заданий обязательно дополняю систематическими наблюдениями за его повседневной работой, потому что только длительное изучение каждого ребенка может обеспечить объективную оценку его познавательных возможностей и безошибочное отнесение учащегося в ту или иную группу, а это поможет выбрать правильные методы работы на уроке.
Применяю технологию дифференцированного подхода на различных этапах урока:
1. При объяснении нового материала.
Работу организую следующим образом. Сначала излагаю материал всем учащимся, затем учащимся первой группы предлагаю работать с другими источниками (учебником, таблицами, схемами), а с учащимися второй и третьей группы разбираю материал вторично, уточняя отдельные моменты. На этом этапе учащиеся второй и третьей групп, отвечая на мои вопросы, обобщают и систематизируют знания. Учащиеся первой группы расширяют и углубляют знания, так как для них обычная воспроизводящая деятельность малоэффективна.
2. При закреплении материала.
Формирование умений и навыков осуществляется через выполнение разных типов упражнений. Все упражнения даю с учетом постепенного усложнения типов заданий. Сначала даю упражнения по образцу, за ними - упражнения, рассчитанные на репродуктивную деятельность, далее- упражнения вариативного характера, затем- творческие задания. Сначала ученики выполняют упражнения парами, советуясь друг с другом. Затем даю всем одинаковые задания, но дифференциацию осуществляю за счет оказания помощи тем, кто нуждается (карточки с инструкциями, словесную помощь). Сильных учащихся не задерживаю на выполнении упражнений по образцу, им я даю творческие задания. Учащиеся послабее сначала выполняют упражнения по образцу, затем постепенно переходят к другим типам упражнений. Такая организация работы обеспечивает мне возможность основательного закрепления знаний, выработке умений и навыков.
3. При решении задач.
Работу над задачей, которая может вызвать затруднения у учащихся, начинаю с фронтальной работы, а затем даю самостоятельные задания группам. Группа по составу изменяется в зависимости от усвоения материала.
Например: задача читается и разбирается фронтально. Потом даю задания:
3 группа | 2 группа | 1 группа |
Самостоятельно записать решение задачи по действиям и пересказать задачу | Самостоятельно записать задачу кратко и решить задачу | Самостоятельно записать задачу кратко, решить задачу и ответить на дополнительный вопрос (или изменить вопрос) |
Проверка проводится фронтально. Учащийся из третьей группы рассказывает задачу, из второй группы записывает ее кратко на доске, а из первой группы записывает решение и отвечает на дополнительный вопрос.
Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Использование данной технологии дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся, а дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать положительные результаты.
Литература:
- Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. №11.1994;
- Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994;
- Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995;
- Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике. «Математика в школе», № 1 (2007);
- Емелина А.В. Дифференцированный и индивидуализированный подход как основная составляющая методической базы современного урока (на примере урока русского языка) «начальная школа», № 6 (2007);
- Петрова Т.В. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста. «Начальная школа», № 8 (2007).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.
ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....
Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе
Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...
Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе
Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...
Технология ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках в начальной школе.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе.
Доклад:Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе...
Конспект урока математики 2 класс с применением технологии дифференцированного обучения.
laquo;Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в концентре 100»....