Статья "Реализация предметных образовательных компетенций на уроках математики в начальной школе"
статья по математике

Реализация предметно-образовательных компетенций на уроках математики при отработке навыков устных вычислениий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация предметных образовательных компетенций на уроках математики в начальной школе.

Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

Обучение в начальной школе должно обеспечить формирование у учащихся новых компетенций, знаний. Решающую роль в этом играет процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности как одного из условий, обеспечивающих информационную деятельность умений, способов деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Современная информационная грамотность выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности. Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Основные задачи которые ставит перед собой учитель – это:

  • Научить детей овладевать практическими способами работы с информацией;
  • Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

И именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка уже с 1 класса.

У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. Можно выделить следующие виды компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Социально-трудовая компетенция.
  3. Общекультурная компетенция.
  4. Компетенция личностного самосовершенствования.
  5. Учебно-познавательная компетенция.
  6. Коммуникативная компетенция.
  7. Информационная компетенция.

Реализуя предметно-образовательные компетенции я учу детей работать с информацией.

С самых первых уроков я предлагаю задания, которые требуют творческого участия (придумать, найти, составить, выбрать, нарисовать).

Эти задания развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

1.Ценностно-смысловая компетенция.

 На мой взгляд, лучше всего для реализации данной компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса. Такие олимпиады можно проводить уже со 2 класса.

Для подготовки к олимпиаде я уже в 1 классе предлагаю задания на развитие внимания и мышления:

1) К этим заданиям относятся различные виды лабиринтов.

-Кто правильно решит примеры, тот первым придёт к финишу.

-Учащиеся сами находят материал, составляют лабиринты и работают в паре, в группе.

2) Занимательные рамки и магические квадраты.

3) Найди лишний ряд.

4) Игра «Преобразование слов».

5) Игра «Роботы».

6) Составь фигуру: начертить и вырезать треугольники и прямоугольники, составить свою фигуру.

7) Придумай математический фокус.

2.Социально–трудовая компетенция.

Способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях, т.е., если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.

Информация обрабатывается с помощью следующих заданий:

1) Игра в слова. Дано слово – придумать пример и составить новое слово.

2) Составление таблиц на нахождение неизвестного компонента.

3) Составление круговых примеров на все арифметические действия. Например: игра «Зонтик», игра «Весёлый счёт».

4) Сложение многозначных чисел. Игра «Математические горки».

3.Общекультурная компетенция.

На первый взгляд, довольно трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако, возможно использование задач со скрытой информативной частью.

3) «Известно, что ученик 2–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

4.Компетенция личностного самосовершенствования.

Можно предложить учащимся найти, обработать  нужную информацию и составить задачу на тему:

  1. История нашей страны.
  2. Планирование бюджета.
  3. История нашего города: Санкт-Петербурга.

5.Учебно-познавательная компетенция.

Реализация данной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для её становления способствуют различные практические приемы организации работы учеников. Интересным и занимательным заданием развивающим кругозор и внимание, а также устанавливающим связь с другими предметами являются различные цепочки примеров с расшифровкой. Учащимся предлагается собрать необходимую информацию и составить кроссворды. Работа в паре и группе.

1) Расшифруй имя сказочного героя.

2) Угадай фамилию писателя.

3) Игра города: отгадай название города.

4) Угадай название океана.

6. Коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной начальной школе и им посвящено множество исследований.

Можно предложить такие задания для работы в парах или в группах: на основе изученного материала составить следующие задания:

  1. Нахождение неизвестного числа.
  2. Игра «Обратная операция».
  3. Составь задачу по заданному типу, реши задачу, составь обратную.

7. Информационная компетенция.

Учеником информационная компетенция может быть реализована не ранее, чем в 3–4 классах, так как она подразумевает использование ребёнком различных информационных ресурсов, что довольно таки трудно для учеников 1–2 классов. Но уже с 1 класса ребята с удовольствием составляют различные алгоритмы:

  1. Программа пользования лифтом.
  2. Испеки торт.
  3. Постепенно алгоритмы усложняются. Дети зашифровывают различные слова.

4) Могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите и распечатайте с помощью принтера любую информацию о древнегреческом учёном Пифагоре».

Далее работа на уроке, посвящённом Пифагору, будет строиться на основании того материала, который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной задачей урока будет не изучение личности Пифагора, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.

Необязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать и с газетных вырезок. Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Так же здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и интеллектуальные.

Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают их объём, учат распределять его, вносят разнообразие в виды деятельности на уроке, способствуют организации работы класса

Таким образом, введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса.

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся, ответственности за принятие решений.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом.

Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность.

Литература:

  1. Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании».
  2. Хуторской А.В. «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов".
  3. Хуторской А.В.  «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укрепле...

Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ТНР».

В работе приводятся задания, методики работы по формировнаию коммуникативной компетенции на уроках математики....

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации обучения, которая позволяет соблюсти соответствие сод...