Реализация русского этнокультурного компонента образования в ГБОУ СОШ № 141 г. Москвы в 1997-2013 (из опыта работы)
материал по теме

Гайнова Татьяна Владимировна

Анализ работы школы в рамках реализации русского этнокультурного компонента образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnyy_dialog.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

      Под "этнокультурной компетентностью"  принято понимать свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Процесс формирования этнокультурной компетентности закономерно связан с феноменом этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимодействия. Понятия «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой двуединую сущность. Эти две составляющие с  успехом реализуются на базе этнокультурных школ различного типа.

    С 1997 года  ГОУ СОШ № 141 САО имеет статус этнокультурной школы. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

  Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ и разработок, отражающих основные направления школы с этнокультурным русским компонентом.

   На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и тиражирования в учебном процессе разработанных программ, была осознана необходимость создания  программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Таким образом, творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современное поликультурное пространство столичного мегаполиса.

   Современное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.). С другой стороны, образование должно создать «благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «я – социальная группа – общество – мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации.

     Дети, мигрировавшие с семьями из другой языковой и культурной среды, сталкиваются с необходимостью этнокультурной адаптации. Она включает в себя овладение языком этнического большинства, усвоение традиций, норм и ценностей принимающего сообщества. Рассмотрение социальных и культурных аспектов адаптации таких детей представляет интерес для деятельности учреждений образования, гражданских объединений,  других институтов в целях коррекции поведенческих стереотипов мигрантов, направленной на усиление их адаптационных ресурсов.

     Большинство детей происходят из семей с невысоким уровнем дохода, в которых мало родителей с высшим образованием. Ответы многих из них свидетельствуют о том, что они испытывают серьезные языковые и психологические трудности в процессе обучения и в общении со сверстниками. Для решения этого вопроса в нашей школе создаются условия для реализации поликультурных проектов, ориентированных на широкий круг привлекаемых субъектов. Проекты «Хлеб в культурах разных народов» , «Новогодние путешествия по странам Европы», «Невоенные межнациональные конфликты : причины, пути поиска компромиссов» были удостоены наград международного конкурса «Диалог-путь к пониманию: интеграция мигрантов средствами образования», проводимого журналом «Этносфера» совместно с кафедрой ЮНЕСКО; проекты «Полет птицы начинается с желания взлететь…», «Путь поколений» удостоены наград конкурса «Москва на пути к культуре мира»; ОУ является участником международного проекта «Россия- Италия»; с 2006 года школа являлась участницей ГЭП «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культур», с 2009- ГЭП «Социально-образовательные проекты в мировом поликультурном пространстве». В ходе работы над проектами многие из них перетекают из этнокультурного в поликультурное русло, что позволяет включать в проекты большее количество участников, формирует точки культурного диалогового соприкосновения.

С  переходом  ОУ  в новый статус  изменяется  и сфера  задач этнокультурного образования, и, учитывая наработанный опыт, есть возможность расширения поля деятельности для реализации воспитательных и образовательных задач. Проведенные мероприятия по информатизации образовательного процесса позволяют транслировать наработанный опыт и привлекать новых партнеров для расширения изучения русского языка , в том числе и вне России.

К возможным формам реализации задуманного можно отнести следующие :

  1. создание   на базе ГБОУ СОШ № 141 международного интернет-центра для привлечения к работе учителей русского языка, литературы, истории, ведущих специалистов и методистов, руководителей объединений допобразования:

а) трансляция уроков русского языка, литературы и истории в режиме вэбинаров и в записи ;

б) обмен имеющимся опытом в рамках помощи и адаптации детей мигрантов, выпуск печатного или интернет-издания ;

в) создание  клуба «Диалог» ( по типу КИДов) для общения и реализации детско-взрослыми объединениями  проектов этнокультурной и поликультурной направленности ;

г) проведение ежегодной конференции по проблемам адаптации мигрантов на базе ОУ ;

д) проведение ежегодного конкурса проектно-исследовательских работ «Радуга открытий» ;

  2)  участие в ежегодном Фестивале национальных культур;

  3) сотрудничество с Поликультурным центром образования, учреждениями науки и культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Современные технологии в образовательном процессе ( из опыта работы учителей ГБОУ СОШ № 185 г. Москвы)

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе в настоящее время используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образован...

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....

Формирование самооценки как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы)

Мастер-класс для педагогов по формированию самооценки школьника. В условиях реализации ФГОС очень важно научить школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу. ...

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Волог...

Полидеятельностная игра «Öтик-мöтик, кык-мык…» как форма реализации этнокультурного компонента образования

laquo;Статья подготовлена в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», реализованно...