Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)
учебно-методический материал по теме
Цель реализации регионального компонента:
- развивать интерес к истории культуре, традициям и быту Архангельской области
- формировать национально самосознание
Воспитывать черты национального характера
- воспитывать гордость за свой край
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс. Календарно – тематическое и поурочное планирование
№ п/п | Тема | Домашнее задание | Кол-во часов | ЗУНы | Формы контроля | Дата | Региональный компонент (10 часов) Цель: - развивать интерес к истории культуре, традициям и быту северного края - формировать национально самосознание Воспитывать черты национального характера - воспитывать гордость за свой край |
Самое великое чудо на свете | |||||||
1 | Введение | с. 4 | 1 | Рукописные книги Древней Руси | Выразительное чтение Пересказ | ||
2 | Рукописные книги Древней Руси | с. 6-7 | 1 | ||||
3 | Первопечатник Иван Федоров | с. 8-12 | 1 | ||||
4 | Урок – путешествие в прошлое | с. 12 | 1 | О.Тихомиров «Держись, Михайло!» | |||
Устное народное творчество | |||||||
5 | Русские народные песни | с. 14-17 | 1 | Малые фольклорные жанры, их различие. | Опрос по вопросам | Колыбельные песни «Сон шел по нитке», «баюшки-побаюшки» | |
6 | Докучные сказки | с. 18-19 | 1 | ||||
45 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | с. 156-159 | 1 | ||||
46 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | с. 160-162 | 1 | ||||
47 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | с. 162 | 1 | Ф.Лев «Морянка задула» | |||
48 | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» | с. 163 | 1 | Северная народная сказка «Почему вода в море соленая?» | |||
49 | Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели») | с. 164-166 | 1 | ||||
Поэтическая тетрадь №2 | |||||||
50 | Н.А.Некрасов «Славная осень!...» | с. 168 | 1 | Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, учиться сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта. | Проверка стихотворений | ||
51 | Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | с. 169-170 | 1 | Ф.Абрамов «Серебряные сполохи» Д.Ушаков «Север-батюшко» | |||
52-53 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | с. 170-172 | 2 |
4 класс
Реализация регионального компонента ( в рамках уроков внеклассного чтения)
Цель: ознакомить уч-ся с героями-северянами, изображенными в художественных произведениях; продолжить работу по воспитанию русского национального характера; формировать интерес и желание самостоятельно читать произведения писателей и поэтов Архангельского Севера
Знания, умения, навыки: знать и называть северных писателей и поэтов, называть их произведения, уметь рассказывать о жизни и деятельности земляков; уметь рассказывать о природе, истории родного края, используя прочитанные литературные произведения; уметь находить в тексте характерные для Севера слова и выражения, при необходимости у потреблять их при пересказе текста.
№ | Дата | Тема | Тема урока |
1 | В глубь веков | В.Пикуль «Соловки» | |
2 | Славные поморы | По Е,Коковину «Иван Рябов» | |
3 | В.Пикуль «Юнги Северного флота» | ||
4 | С.Андреев-Кривич «Жить надо не начерно, а набело» | ||
5. | Мой Север, скупой чародей!» | Б.Шергин Двинская земля» | |
6 | Д.Ушаков «Мечу я сено» О.Фокина «Я в лесу была сегодня» | ||
7 | Творчество Ф.А.Абрамова | «Трава-мурава» | |
8 | «Стены помогли» «Расчищенный заулок» «Лучшее лекарство» | ||
9 | «Сколько на Пинеге сказок» «Авагор да Шамогор» «Откуда медведи» «Пляс с ладошки» | ||
10 | «Почему ряб маленький» «Умные лещи» «Первый глухарь» | ||
11 | «Офимьин хлебец» «Зарок блокадницы» | ||
12 | «Из войны» «День Победы» | ||
13 | Смолоду сказками да песнями душу питаю | С.Писахов «Как купчиха постничала» «Как поп работницу нанимал» | |
14 | Обобщение, подведение итогов. | И всему народному – раздолье! И всему душевному – простор!» |
Комплексное календарно-тематическое планирование по УМК «Перспективная начальная школа» и учебному курсу «Морянка»
Тема курса «Морянка» | Предмет | Тема по краеведению | Тема учебного предмета | Кол-во час. | Дата |
«Всякому мила родная сторона» | Окружающий мир | «Имя моего поселка» | «В родном краю» | 1 час | |
«Наш северный край» | Окружающий мир | «Архангельская область. Архангельск - областной центр» | «В родном краю» | 1 час | |
«Людям на потешение, всему свету на удивление» | ИЗО | «Народные промыслы Архангельской области. Шенкурская роспись» | Произведения народных художественных промыслов | 1 час | |
Технология | Технология изготовления северной куклы-закрутки | Изготовление изделий из текстильных материалов | 1 час. | ||
Мальчик из Холмогор | Литературное чтение | Детские и юношеские годы М.В.Ломоносова О.Тихомиров «В Москву» | «В гостях у Барсука»» | 1 час | |
ИЗО | Иллюстрация к рассказу о детстве М.В.Ломоносова | «Иллюстрирование художественных произведений» | 1 час | ||
Времена года на Севере | Окружающий мир | Приметы золотой осени на Русском Севере | «Где и как найти ответы на вопросы» | 1 час | |
Литературное чтение | Ф.Абрамов «Первый снег» | «Поэтическое восприятие в прозе» | 1 час. | ||
Ф. Абрамов «Январь» | «Точка зрения» | 1 час. | |||
Ф.Абрамов «Капель» | «Природа для поэта любимая и родная» | 1 час | |||
Животные и растения нашего края | Окружающий мир | Животные и растения нашего края | «Разнообразие растений» «Человек и животные» | 1 час | |
Литературное чтение | Н.Рубцов «Про зайца» | «Природа для поэта любимая и родная» | 1 час. | ||
Родной очаг | Проектная задача (окр.мир, ИЗО, технология, развитие речи) | «Общий дедушка. Составление родословной своей семьи» | 2 часа | ||
Всякому дню забота своя | Математика | Календарь. Поморский календарь | Время | 1 час | |
Путь-дорога | Окружающий мир | Что умеет человек. Дороги моего края. | Человек разумный – часть природы | 1 час | |
Если хочешь быть здоров. | Физическая культура | Подвижные народные игры Русского Севера | Подвижные игры | 1 час. |
В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса должен знать:
- Название области, областного центра и села, где он проживет.
- Родственные связи в семье
- Малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички), 1-2 – наизусть
- Виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье),
- Фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; название малой родины Ломоносова, основные занятия членов семьи и т.д.;
- Северных писателей и поэтов (Ф,Абрамов, Н.Рубцов)
- Виды транспорта Архангельской области
- Подвижные игры Русского Севера
Уметь:
- Приводить примеры видов народных художественных ремесел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье),
- Соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера
- Находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений Русского Севера
- Называть характерные признаки сезонов года родного края
Иметь представление:
- О любви к родному дому, об ответственности за родных и близки
Русский язык
3 класс
№ | дата | Тема урока. | Региональный компонент Цели обучения: - развитие речи, мышления, воображения школьниковразвитие в речевой деятельности представлений о родном крае - освоение значений языковых единиц национально-регионального характера, практическое освоение правил конструирования - овладение фонетическим, словообразовательными, грамматическими умениями в работе с языковыми единицами - воспитание интереса к родному краю через освоение соответствующих языковых единиц, уважения к жителям региона, любви к малой родине Место предмета в базисном плане - 17 часов | |
Повторение изученного в 3 классе. | ||||
1. | Текст, предложение, слово- единицы языка и речи | |||
2. | Обобщение знаний о предложении. | |||
3. | Текст – единица языка и речи. | |||
4. | Части речи. | |||
5. | Распознавание частей речи по вопросам. Точное употребление слов в предложении. | А а Архангельск архангелогородцы Архангельская область | ||
6. | Имена собственные. Заглавная буква. | Б б Борок Березник Беломорье Белое море карбас рыбаки | ||
7. | Однокоренные слова. |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Региональнывй компонент Цели обучения: - развитие речи, мышления, воображения школьниковразвитие в речевой деятельности представлений о родном крае - освоение значений языковых единиц национально-регионального характера, практическое освоение правил конструирования - овладение фонетическим, словообразовательными, грамматическими умениями в работе с языковыми единицами - воспитание интереса к родному краю через освоение соответствующих языковых единиц, уважения к жителям региона, любви к малой родине Место предмета в базисном плане - 17 часов |
5. | Звуки, буквы, слог, ударение в словах. | Обобщающий | Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов. | Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения. | Словесное ударение в словах камбала, карбас, корга, корюшка, наволок, сполохи, тоня, туес, шаньга. Работа со словарем «Поморска говоря» | |
6. | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | Обобщающий | Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи. | Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова. | Разбор слов по составу Боровик, туесок, грибник, подосиновик, подберезовик. | |
7. | Правописание гласных и согласных в корне слов | Повторение изученного | Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. | Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки. Уметь применять знания на практике. | Проверяемые безударные гласные: беляк, боровик, вязание, косторез, момрось, оттепель, плетение, побережье, росянка. Проверяемые парные согласные: алмаз, груздь, короб,кузов, морж, морошка, морс, невод, сиг, рябчик. |
Уроки развития речи по рассказам Ф.А.Абрамова
8. | Р/Р Структура повествовательного текста (начало, основная часть, концовка). Изложение текста по коллективно составленному плану. | Практического применения знаний | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь выделять основные части текста. | Ф.Абрамов «Белые ночи» Словарь: зыбятся, хлев, избяное дерево | |
16. | Р/Р Изложение по коллективно составленному плану. | Практического применения знаний | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Ф.Абрамов «Алые олени» Словарь: Пинега, сосняк, лопатой греби, во весь мах. | |
30. | Р/Р План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. | Практического применения знаний | Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Ф.Абрамов. «Кончилось лето» Словарь: красная белка, откочевать, суземы, извечный клин, дескать, тут куковать | |
48. | Р/Р План текста. Изложение по коллективно составленному плану. | Практического применения знаний | Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли. | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Ф.Абрамов «Первый глухарь» Словарь: егерь, волоком волок, матерый, лавка, в нашем роду. | |
56. | Р/Р Изложение текста-повествования. | Практического применения знаний | Выделение в тексте существенного и точная передача содержания. | Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста | Ф.Абрамов Вкус победы» Словарь: девочешки, чесанули, вылупили глаза, капризить | |
65. | Р/Р изложение текста по опорным словам | Практического применения знаний | Ф.Абрамов «Серебряные сполохи» Словарь: суметы, воз с дровами, сполохи. | |||
87. | Р/Р Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | Практического применения знаний | Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | Уметь создавать несложные монологические тексты | Ф.Абрамов «Зарок блокадницы» Словарь: косят людей, зарок. | |
95. | Р/Р Изложение текста- описания. | Практического применения знаний | Составление плана. Роль описания в рассказе. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста. | ФАбрамов «Полдень» Словарь: развилка, медуницы, остовы. | |
104. | Р/Р Сжатое изложение текста по готовому плану. | Практического применения знаний | Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа. | Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные. | Ф.Абрамов «Веник» Словарь: бывалошние, Иван день, распушить, загнетить гнетом, заморный, перво-наперво, хвостался. | |
Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | Практического применения знаний | Отличие письменной речи от устной. Списывание текста | Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами | Ф.Абрамов «Лебеди на заливе» | ||
113. | Р/Р Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану. | Практического применения знаний | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Знать правописание имен сущ-х и прилагательных. | Ф.Абрамов «На мартовском солнышке» Словарь: затишье, припекать, маковка, берёза-ластовица. | |
130. | Р/Р Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану | Практического применения знаний | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Уметь употреблять и записывать глаголы. | Ф.Абрамов «Дождались» Словарь: бон, перемычка. | |
148. | Р/Р Краткое изложение. | Практического применения знаний | Сжатая передача содержания рассказа. | Уметь кратко передавать содержание рассказа. | Ф.Абрамов «Капель» Словарь скорая, вешки, забереги, мелколесье, косогор | |
156. | Р/Р Изложение | Практического применения знаний | Осознанное использование изученных частей речи. | Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное. | Ф.Абрамов «Пароход идет!» Словарь: косик, штабель. | |
164. | Р/Р Изложение | Практического применения знаний | Использование в письменной речи изученные части речи. | Уметь создавать несложные монологические тексты, работать самостоятельно. | Ф.Абрамов «Началось лето» Словарь: бухнуло, скотина, ворота, ушаты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)
Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...
Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...
Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...
Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе
Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Материал по формированию УУД...
Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Доклад на гродском семинаре по теме: "Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этик...
Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.
Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...