Формирование самооценки как обязательного компонента учебной деятельности у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы)
статья на тему
Мастер-класс для педагогов по формированию самооценки школьника. В условиях реализации ФГОС очень важно научить школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samootsenki.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самооценки как обязательного компонента учебной деятельности
у учащихся в условиях реализации ФГОС ООО
(из опыта работы)
В условиях реализации ФГОС очень важно научить школьника оценивать себя, свои возможности, свою работу. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в различных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
По мнению профессора Анны Израилевны Липкиной, самооценка – это оценивание личностью самого себя, своих возможностей, а также своего места среди других людей.
Формировать самооценку я начинаю с 1 класса, помогает мне в этом «Личный еженедельник первоклассника» (Образовательная система «Школа 2100»).
После каждого урока ученик оценивает собственные успехи, свое отношение
к урокам, к школьному дню в целом. Делает ребенок это с помощью условных обозначений – закрашивает кружок, напротив каждого урока. Если у ребенка не все получалось, то он выбирает красный цвет, желтый – если у него были ошибки и зеленый – если все получалось.
В конце дневника дана таблица, с помощью которой в конце каждой четверти ученик сам оценивает свои достижения, закрашивая или не закрашивая круги зеленым цветом. Если учитель согласен с самооценкой ученика – ставит +, не согласен – пустая ячейка.
Например, умение «Я помню наизусть и могу выразительно прочесть стихотворение» ребенок отмечает – не умею, а я не соглашаюсь с его мнением, оставляю, пустую ячейку.
Во 2-4 классах работа ведется в «Дневнике школьника».
В понедельник совместно с учителем учащиеся выбирают универсальное учебное действие, список которых дан в дневнике страницах 18- 19 и записывают его на отведенной для этого строчке. Она находится на недельном развороте и называется «На этой неделе мы будем стараться…».
Например, мы выбрали коммуникативные УУД: учиться уважительно относится к позиции другого, пытаясь договориться. В течение недели учитель планирует урок так, чтобы это умение развивалось.
Затем в конце недели, на классном часе, каждый ученик оценивает, насколько он достиг своей цели в овладении этим действием (рисует смайлик). Если у большинства учащихся это действие получилось плохо. То мы его переносим на следующую неделю.
В конце урока по каждому предмету ставится отметка.
Собственные впечатления об уроках, прошедшем дне ученик отмечает в конце последнего урока смайликом.
Так же в конце недели на отведенной для этого строчке учащийся заполняет «Мои успехи на этой неделе», таким образом, оценивая свою деятельность за всю неделю.
Например, ученики пишут: хорошо выполнил аппликацию, получил за диктант пять, много отвечал на уроках, хорошо себя вел и т.п. Если ребенок ничего не написал, то тогда я пишу об его успехах на этой неделе, таким образом, способствую формированию положительной самооценке.
Работа с этим дневником помогает мне реализовать основные принципы личностного ориентирования развивающего образования.
У ребят возрастет сознательное отношение к учебной деятельности, понимание целей обучения.
Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать, и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
«Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»...
Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.
Внеурочная деятельность в начальных классах - одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника. В статье раскрыты содержания следующих направлений внеурочной деятельности: ...
Доклад "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС"
Проект и проектная деятельность-это уникальный метод обучения, приемлемый для любого учебного предмета....
Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО(из опыта работы)
умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...
Электронные образовательные ресурсы и цифровые инструменты в учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС
Процессы информатизации, протекающие в современном обществе, выдвигают информационные технологии в качестве основного ресурса развития системы образования в XXI веке, позволяющего обеспечить качество ...
«Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»
Обмен опытом....
«Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»
Презентация «Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализацииФГОС ООО»...