Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)
план-конспект урока по окружающему миру
Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)
Тема: Вода в природе. Водоёмы Вологодской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_region.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК: Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)
Тема: Вода в природе. Водоёмы Вологодской области
Цель: узнать названия и расположение крупнейших водоёмов области
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о реках и озёрах Вологодской области
Развивающие: развивать познавательную активность детей, речевые умения, мышление, внимание, умения ставить вопросы, обобщать, сравнивать, рассуждать
Воспитательные: формировать бережное отношение к водоёмам
Прививать любовь к родной природе, краю, учить беречь и охранять природу
Оборудывание:
Средства для учителя: «Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области»
Средства учеников: рабочие тетради «День и ночь», «Тетрадь юного эколога». 2 класс Бурова Л.И., Сеничева Г. П. Сорокина А.В. «Родной край» Книга для младших школьников Бурова Л. И., Гриценко М. Е., Логовеева Г. П.
Междисциплинарная связь:
Литературное чтение
Тема: А.Я. Яшин «Сладкий остров»
Чтение рассказа «Когда мы уедем», обращение внимания на место, где происходили действия.
«Мы не знали, куда едем, какой-такой необитаемый Сладкий остров вдруг обнаружился в Белозерье и как мы там будем жить. Думалось - едем дней на десять, не больше. Отдохнем, половим рыбку и обратно. Почему-то представлялось, что этот остров находится вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, куда в свое время не раз наезживал Иван Грозный, где была заточена одна из его жен и отбывал ссылку архиепископ Никон; либо этот остров около другого архитектурного памятника русской старины Ферапонтовского монастыря, в котором еще и поныне живы фрески гениального Дионисия.
Казалось даже, что Сладкий остров находится на самом Белом озере. Но на Белом озере никогда не было и сейчас нет никаких островов.
Сладкий остров мы нашли в не менее примечательных местах - на Новозере.»
Вопросы учителя: Где находится Сладкий остров? А где представлялось? Как вы думаете в какой области находятся эти места? Кто-нибудь из вас был на Белом озере? (Расскажите классу про эти места из ваших воспоминаний)
Русский язык.
Для контрольного диктанта по русскому языку текст « Окунь»
Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Рыба красивая. Плавники красные, а спина зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!
(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)
(40 слов.)
Вопросы учителя после выполнения задания по диктанту. Видели ли вы окуня? Как он выглядит? Знаете ли вы где водится окунь? В каких реках водится окунь в Вологодской области, как вы думаете?
Математика.
Тема: Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Задача. В Белом озере в Вологодской области впадают реки Ковжа и Кема. Длина реки Ковжа 82 км, а длина реки
Кема на 68 км больше. Сколько километров длина реки Кема?
Физкультура. Беговое упражнение: Сухона — крупнейшая река Вологодской области славится своей изменчивостью, она меняет своё направление. Сейчас представьте, что вы Сухона, бежите сначала в одном направлении, как услышите свисток меняете своё направление.
ИЗО
Тема: «Пейзаж родной земли» показ картин: «Кирилло - Белозерский монастырь». Художник Гришин Геннадий Петрович 1983, « Белое озеро» Андрей Юрьевич Балакирев их обсуждение
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Постановка учебной задачи | Предлагаю всем загадки, отвечайте по порядку
Глубиною, глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька и солона.
Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море.
Свои перед ним поправляют причёски. И месяц и звёзды- В нём всё отражается… Как это зеркало называется? Каким одним словом можно назвать отгадки? Посмотрите на карту Вологодской области и покажите на ней какое море самое большое в Вологодской области -Катя подготовила для вас стихотворение А, Щучкина Какое место имеет ввиду автор? Вы уже догадались какая будет тема урока? А какой будет цель нашего урока? | Море Река Пруд -Водоёмы -В Вологодской области нет морей, зато много озёр и рек. Катя читает стихотворение: Да, конечно, тут нет изобилия морского, Да и моря, конечно, тут нет никакого, Только рек и озёр посчитать очень сложно, Ну а рыбы любой здесь учесть невозможно! Ну, а если хотите найти вы невесту, Город Вологда-счастливое место! Ведь красавиц таких на горах не найдёте, А в морях без любви вы совсем пропадёте. -Автор говорит о Вологодской области, -Водоёмы Вологодской области Узнать о водоёмах Вологодской области | Регулятивные УУД развитие мотивов учебной деятельности Цедепологание( принятие цели, постановка задач урока) |
Актуализация знаний | Какие водоёмы Вологодской вы знаете? В какое большое понятие входят водоёмы и вся вода на планете? -Что это такое? Из чего состоит эта оболочка? | -Гидросфера -Оболочка Земли -Из рек, прудов, океанов, озёр, | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Изучение нового материала Активизация субъектного опыта. создание образной модели Создание знаковой модели Корректировка индивидуальной модели | Какие крупные реки протекают по Вологодской области?Покажите их на карте. Работаем в парах Покажите, есть ли у вас фотографии, расскажите о водоёмах Вологодской области. Повесьте на доску все ваши фотографии с водоёмами, на одну часть с реками, на другую с озёрами. .А чем же отличаются реки от озёр? Послушаем ваши доклады о водоёмах. Какие водоёмы есть рядом с нашим городом? Прочитайте стр 23 и 40 из книг «Родной край» рассказы о Белом озере и Шексне. Заполните в группах таблицу « Водоёмы Вологодской области» Заполни в таблице пропущенные слова: Водоем области Какие достопримечательности (города, памятники при- роды, архитектуры) расположены по его берегам Река Сухона Г. В. Устюг, Опоки, ……. Река Шексна Г. Череповец, ….. Кирилло-Белозерский монастырь Онежское озеро Софийский собор, г. Вологда Озеро Кубенское , Каждая группа пусть составит рассказ по таблице о водоёмах Река только ли это русло, как вы говорили? | Работа в парах, находят водоём и поднимают руки домиком-что говорит о том, что готовы назвать и показать на карте. Рассказ о водоёмах по фотографиям, делятся впечатлениями Делят фотографии с водоёмами на группы Река длинная, тёчет по руслу, которое сама же и сделала и впадает в озеро, а озеро замкнутое. В докладах упоминают определения Работа в группах, читают, обсуждают, заполняют таблицу, составляют рассказ по таблице желающая группа рассказывает, остальные проверяют (корректировка таблицы) Нет, в это понятие входят все рукава, мелкие притоки,в понятие река относится -речной бассейн | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с сверстниками Умение оформлять свои мысли в устное высказывание Познавательные УУД: анализ, синтез, умение классифицировать по признакам Познавательные УУД: формирование умения работать с информацией Коммуникативные УУД: организация учебного взаимодействия в группе( распределять роли, договариваться друг с другом) |
Закрепление Самоконтроль Опережающее домашнее задание Создание мотива | Посмотрим ещё раз на фотографии, что ещё мы можем дополнить о этих местах? С. 37 в рабочей тетради «День и ночь» После выполнения, учитель говорит правильные ответы Откройте оглавление, какая тема будет? А живут ли растения под водой? Можем ли мы наблюдать за ростом растений под водой? Или удобнее на суше? Можно ли вредить растениям на суше? А под водой? Ваше задание подготовить рассказы о растениях Вологодской области | Выполнение задания, проверка в парах, обмен тетрадями Растения вологодской области. Да -Конечно удобнее на суше, но интересно как растут растения под водой. Нельзя вредить никаким растениям. | Познавательные УУД: обобщение, анализ Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности |
Рефлексия | Продолжи фразы Сегодня на уроке я научился… Мне было интересно.. Мне было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Больше всего мне понравилось… | Регулятивные УУД: саморегуляция, оценка Личностные УУД: способность к проверке на основе критерия успешности деятельности |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"
Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классно...
Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)
Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям и быту Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...
Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Доклад на гродском семинаре по теме: "Интерактивные методы и приёмы обучения, используемые при реализации регионального компонента в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этик...
Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".
Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...
Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»
laquo;Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......
Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников
Статья на тему "Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников" содержит теоетический и практический материалы. Изучая специальную ...
Доклад «Реализация воспитательного компонента предметных областей».
Учебный материал дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке....