Выступление "Апробация учебно-методического комплекта «Перспектива»"
статья по теме
Выступление "Апробация учебно-методического комплекта «Перспектива»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление "Апробация учебно-методического комплекта «Перспектива»" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Апробация учебно-методического комплекта «Перспектива»
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. В связи с этим в издательстве "Просвещение" разработан проект УМК "Перспектива". В 2008 году мне было предложено участвовать в эксперименте по апробации УМК «Перспектива».
Необходимость разработки нового стандарта связана с социальными запросами. Темп научно-технического прогресса постоянно растет. Если раньше время от новых научных открытий до их внедрения исчислялось годами, а то и десятилетиями, то сегодня кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни и производства, связанные с новыми открытиями, происходят буквально на наших глазах. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Социальные изменения общества, требующие от человека высокого уровня сознания и нравственной ответственности за сделанный выбор, неизбежно ставят вопрос о совершенствовании системы образования.
В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а развитие способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, научить его учиться. Умение учиться - означает учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Цель моей работы: развитие универсальных учебных действий
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны?
Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
1) личностные;
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Ребенок должен видеть, что такое хорошо и что такое плохо.
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
4) коммуникативные действия.
Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Достижение данной цели – формирование системы универсальных учебных действий становится возможным благодаря УМК «Перспектива»
Ведь, результат обучения — не просто сумма знаний, умений и навыков, а еще развитие и воспитание ребенка, а для реализации этих педагогических задач необходима целостная система, объединенная единой методикой подачи материала, единым языком авторов, единой системой обозначений. Таким инструментом, облегчающим работу учителя и позволяющим ему эффективно решать педагогические задачи, является комплект учебников «Перспектива»
Для того чтобы раскрыть смысл проекта «Перспектива», я обращусь за помощью к одному из самых мудрых проводников в страну детства — Самуилу Яковлевичу Маршаку. В свое время он написал небольшое стихотворение, которое по сути ставит грустный диагноз безличностной педагогике:
Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Диагноз С.Я. Маршака раскрывает потребность в новой педагогике, педагогике «почемучек». В этой педагогике дети не утрачивают одно из самых главных человеческих желаний — желание познавать окружающие их миры. В педагогике «почемучек» они остаются «маленькими философами», которые без устали досаждают родителям и учителям своими вопросами: они жаждут общения и не боятся спрашивать обо всем, что происходит вокруг. Им до всего есть дело.
Ключевую идею проекта «Перспектива» можно передать следующей формулой: «Я общаюсь, значит, я учусь».
Я приведу 4 тезиса, которые отражают идеологию учебников «Перспективы»:
«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», который включает в себя самоотношение и самооценку, формирование идентичности личности и социальной роли, правил взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом научить его самостоятельно искать ответы, планировать свою деятельность, доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки.
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Важно учить ребенка свободно вести диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — т.е. учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем. Конечно, в понятие здоровье включаются не только правила гигиены, но и правила поведения, ценностные установки, умение сопереживать, заботиться о себе, об окружающих людях, о природе.
Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления — «Моя семья — мой мир», «Моя страна — мое Отечество», «Моя планета — Земля», что позволяет при помощи учебников сформировать у ребенка целостную картину мира.
- Помимо обучения в комплект «Перспектива» заложена возможность формирования универсальных учебных действий.
- формируем познавательную мотивацию (учимся играя)
- развиваем логическое мышление не только на уроках математики, но и обуч. гр. и др. (матем)
- формируем алгоритм учебного действия (что и для чего делаем, всегда говорим ребенку) (АЗБ)
- работаем с разными источниками информации (знакомство с энциклопед, как вести в музее)
- учимся общаться со взрослыми и др. с др. ( даются навыки общения)
- учимся работать в паре, группе, коллективе (прописывается алг. Кто что делает.)
- учимся относится к миру позитивно (говорим, что лично ребенок может сделать)
- учимся патриотизму (окр. мир) И вообще красной нитью прослеживается уважение к семье, Родине, стране.
- Методологической основой нового комплекта является системно-деятельностный подход.
- В комплект «Перспектива» входят учебники, рабочие тетради и методические пособия по следующим предметам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология.
- Над комплектом работают известные авторы — Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, Г.В. Дорофеев, М.Ю. Новицкая, Т.Н Миракова, Н.И. Роговцева и др., а также коллектив ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования
- В Интернете есть сайт, где можно ознакомиться подробно с УМК, задать вопрос прямо автору. Осенью было проблематично найти методические пособия. А сейчас на страницах сайта выложены планирование для 1 класса по всем предметам, методические пособия в электронном варианте, которые можно скачивать и пользоваться. Сейчас уже есть планирование для 2 класса по математике и русскому языку. Их тоже создавали авторы учебников.
- Учебники комплекта «Перспектива» содержат задания разной степени сложности, что позволяет реализовать дифференцированный подход к каждому ученику.
- Большое внимание уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий.
- Кроме того, во всех учебниках «Перспективы» использована интуитивно понятная навигационная система т.е. условные обозначения, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале и создает условия для включения родителей в процесс обучения.
- Все учебники комплекта прошли экспертизу РАО и включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Наши с вами «маленькие философы», общаясь с учителями, сверстниками и родителями с помощью таких «культурных орудий», как учебники начальной школы, шаг за шагом строят в своем сознании образ мира. Именно эти учебники помогают им приобщаться к разным культурам и приобретают через искусство общения знания об окружающем мире, других людях, Родине и о себе самих, т. е. знания о многообразии человека, природы и общества. При этом процесс познания строится как поток познавательных действий, благодаря которым образование выступает прежде всего как реализация себя в мире, а не только адаптация к миру.
И через этот поток познавательных действий, поток общения дети становятся личностями, открытыми миру, овладевая самым трудным искусством на Земле — искусством БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Детям очень нравятся учебники. И они уже проявляют себя как личности. Участвуют и занимают призовые места в школьных олимпиадах. Выступают на концертах, праздниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Окружающий мир" 2 класс.(Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту "ПЕРСПЕКТИВА")
1. Титульный лист.2. Пояснительная записска.3. Содержание учебного предмета.4. Учебно-тематическое планирование.5.Материально-технические и информационно-технические ресурсы.6.Организация текущего и п...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс "Перспектива"
Конспект урока по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» + презентация...
Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: "Овощи и фрукты" 1 класс "Перспектива"
Конспект урока по ИЗО на тему: "Овощи и фрукты" + презентация...
Учебно - методический комплект по истории на тему: "Детские игры - школа здоровья" 3 класс. Перспектива. (Конспект урока, презентация + наглядность)
Цель урока: 1. дать понятие о разновидностях игр;2. познакомить детей с играми здоровье оберегающего характера...
Учебно - методический комплект 2 класс УМК "Перспектива" Тема: "Домовой"
Конспект урока + презентация...
Рабочая программа по учебному предмету «Подвижные игры» для 4 класса по учебно-методическому комплекту «Перспектива»
Регулярное включение в учебный процесс различных видов игрпозволяет направленно развивать и совершенствовать двигательные функцииребенка, в результат чего формируется новый, более высокий уровеньразви...