открытого урока литературного чтения в 4 классе c применением личностно-ориентированного обучения с уровневой дифференциацией и проблемного диалога, разработанную ею.
методическая разработка (4 класс) по теме
Открытый урок литературного чтения в 4-А классе c применением технологий уровневой дифференциации, обучения в сотрудничестве, проблемного диалога , разработанный и проведенный Сидоренко Ольгой Федоровной, учителем начальных классов МБОУ гимназия № 1 г.Туапсе.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!» К.Г. Паустовский.
Тема: Отзыв о сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
Цели и задачи: Образовательные: формировать начальные умения анализа литературного произведения, устного высказывания, познакомить с понятиями отзыв о произведении, рецензия.Развивающие: развивать устную и письменную монологическую речь.
Воспитательные: воспитывать нравственность и эстетическое переживание ценностей художественных произведений.
Материалы и оборудование: цитата К.Г.Паустовского (на доске), учебник, план отзыва, заранее приготовленные на уроках труда книжки-малышки. Мультимедийная презентация.
Ход урока.
- Оргмомент (готовность детей, эмоциональный настрой:
Ну-ка, проверь дружок, ты готов начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?)
2. Актуализация. Сообщение темы. Нацеливание.
- Мы закончили читать сказку Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Я могла бы спросить: Понравилась ли вам эта сказка? Чем? Что в ней увлекательного? Но мы поступим иначе.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте, ребята, заинтересуем наших слушателей, чтобы им непременно захотелось взять в руки это произведение и прочитать его, т.е. дадим устный отзыв о нем, немного приоткрыв содержание сказки.
3. Анализ сказки для составления отзыва о произведении.
На экране открывается план: 1.Оценка произведения. Чудо.
2.Литературные герои (действующие лица, персонажи)
3. Два мира.
4.Собственное мнение.
По нему дети анализируют сказку, дают оценку, высказывают собственное мнение о произведении, Дима Локтионов записывает на доске:
Отзыв ↔ (устно) (письменно)
- Что значит дать отзыв о произведении? (Проанализировать данное произведение по Плану анализа, составленному и записанному в тетрадях по литературному чтению ранее на уроках).
1.Оценка произведения. Чудо.
(ответы детей: С самого начала появляется предчувствие чуда. События разворачиваются в рождественскую ночь. Мари и Фриц сидят в темной комнате. Они в ожидании рождественских чудес елки и подарков и разговаривают о загадочном крестном, обладающим сказочной внешностью и фантастическими возможностями. Именно в это время игрушки оживают, мыши превращаются в войско - чудеса).
2.Литературные герои (действующие лица, персонажи)
(ответы детей: Мари. Это милая, добрая, храбрая и заботливая девочка. В ней есть все хорошие качества, которых у других. Она полюбила маленького уродца, Щелкунчика, потому что у Мари было огромное любящее сердце и добрая душа. У нее есть все качества, которыми должна обладать настоящая принцесса. Крестный Дроссельмейер сказал Мари, что ей дано больше, чем ему и всем остальным: «Ты - прирожденная принцесса». Своей любовью Мари спасает молодого Дроссельмейера от страшного заклятия. Она обладает редкой способностью любить и способностью жить в мире воображения).
- Что вы можете сказать о внутреннем мире Мари?
(ответы детей: На протяжении всей сказки в ней борются противоречивые чувства: с одной стороны страх перед мышами, с другой любовь к Щелкунчику; с одной - жалость к себе, с другой - жалость к Щелкунчику; желание быть правдивой девочкой и невозможность этого, т.к. ей все равно никто не верит; обида на брата Фрица и любовь к нему - она оправдывает его жестокость).
- О Дроссельмейере ?
(ответы детей: Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, поэтому он и носил парик из стекла, и притом чрезвычайно искусно).
- Кто же такой крестный Дроссельмейер: реальный человек или сказочный персонаж?
(ответы детей: Как старший советник суда он живой реальный человек, знающий толк в часах и даже умеющий их делать. Он создавал механические игрушки. Но с другой стороны, он является жителем сказочной, волшебной страны, где также обладает способностями искусного мастера - придумал мышеловку).
- А Щелкунчик? (ответы детей: Щелкунчик - это рождественский подарок детям, сказочный герой и заколдованный молодой Дроссельмейер).
- Опишите игрушку.
(ответы детей: У игрушки было длинное и плотное туловище на тонких, коротеньких ногах, да и голова была великовата. Одет был красиво и со вкусом. Своим видом он напоминал Мари крестного. Лицо Щелкунчика светилось добродушием. Зеленые глаза смотрели приветливо. Ему очень шла борода и ласковая улыбка. В ночных сражениях он проявил себя как храбрый воин).
3. Два мира.
- В этой сказке существует два мира: реальный и волшебный. Как называется такой литературный прием? (Контраст)
- Между мирами есть связь, и они постоянно сменяют друг друга.
- С чем связан переход? (Переход в волшебный мир связан с волшебным временем: часы отстукивают полночь и начинаются превращения).
- Какие? (Шипящие и хрипящие часы; появление Мышиного Короля; крестный на часах; хихиканье, писк, беготня и топот тысячи мышей, суета кукол; сражение Щелкунчика и игрушечных солдатиков с Мышиным Королем).
- Да, а реальный мир? (Это обычная семья: родители, дети и их крестный; красивая рождественская елка; Мари добрая, милая и послушная девочка; в конце сказки появление молодого Дроссельмейера).
- Что же произошло во время болезни героини? (У Мари смешался сказочный и волшебный миры).
- Эффекты. Они при чтении сказки производят большое впечатление. Какие эффекты вы наблюдали? Как они описаны в тексте? Найдите, зачитайте. (В тексте сказки произведены звуковые и световые эффекты).
Выборочное чтение:
Хотите сразиться с Мышиным Королем? Приготовьтесь: Барабанщик начал выбивать дробь так, что стеклянные дверцы шкафа задрожали и задребезжали. Тысячи крошечных огонечков мышиных глаз; сверкающие семь корон на семи головах Мышиного Короля; странное освещение внутри шкафа.
Хотите оказаться на Леденцовом лугу? Побывать в Марципановом замке? Пройти через миндально-сахарно-изюмовые ворота и побывать в селе Пряничное? Тогда слушайте: При каждом дуновении зефира, наполненного благоуханием апельсинов, в ветвях и листве поднимался шелест, а золотая мишура хрустела и трещала, словно музыка. Мари заметила, что это был отблеск розово-алых вод, со сладостно мелодичным звуком плескавшихся и журчавших у ее ног. Серебристо-белые лебеди с золотыми ленточками на шее пели прекрасные песни.
- Чем вам понравилось это художественное произведение?
4.Собственное мнение. Участвуют и гости, высказывая мнения, дополняют учащихся.
а) Я считаю, что эта сказка о добрых людях. Она открывает нам новые взаимоотношения сказочных героев. В этой сказке есть все: и добро и зло, и красота и разочарование. Эта сказка мне очень понравилась. Я рада, что в этой сказке хороший конец, что в ней добро побеждает зло.
б) В этой сказке мне понравилась героиня Мари. В ее душе много доброты и любви. Она полюбила Щелкунчика, который стал уродцем из-за одного злого сердца. Прочитав эту сказку, я понял, что доброта важнее всего.
в) Мне очень понравилась эта сказка. Прочитав ее, я побывала на Леденцовом лугу, прошла через Миндально-Изюмные ворота. Я слушала, как золотая мишура хрустела и трещала словно музыка Я участвовала в битве игрушечного войска и Мышиного Короля.
г) Читая сказку, я переживала вместе с героями все события. И, главное, я поняла, что добро всегда сильнее зла.
д) Прочитав эту сказку, я понял, что любовь совершает настоящие чудеса, что любят не только за внешность, но и за другие качества.
5.Знакомство с понятием рецензия.
- Скажите, каким образом мы можем дать отзыв о произведении? (Устно и письменно). Рома Марченко записывает на доске: Отзыв ↔ Рецензия (устно) (письменно)
- Что же такое рецензия? (По плану на доске: письменный отзыв, оценка произведения, собственное мнение).
- Какова задача рецензии? (Информировать читателя, немного приоткрыть ее содержание, заинтересовать, привлечь, пригласить к чтению).
6.Задание на дом.
- Теперь вы догадались для чего у вас на столе лежат книжки-малышки? Дома вы попробуйте свои отзывы превратить в рецензию по составленному на уроке плану. А я предлагаю эти рецензии на прочитанную сказку отдать ребятам из 4-Б, 4-В классов и тем самым пригласить их к чтению Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
7. Рефлексия.
-Что на уроке узнали нового? А какое чувство у вас возникло после сегодняшнего занятия? Оцените свою работу. А дома вы еще раз вернетесь к тексту этой сказки, чтобы оформить свои работы.
8. Обобщение.
- В русской и зарубежной литературе много замечательных произведений. Закончить наш урок я хочу словами К. Паустовского: Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
Спасибо, ребята, за урок! Поблагодарим наших гостей.
Рецензии детей на сказку «Щелкунчик и Мышиный Король», написанные четвероклассниками.
1. Недавно я прочитал сказку Гофмана Щелкунчик и Мышиный Король. Мне она очень понравилась.
Главный герой этой сказки молодой Дроссельмейер, которого Мышильда превратила в уродливого Щелкунчика приспособление для щелканья орехов, но все, что у него было в душе и в его сердце заклятие не тронуло. И тогда звездочет предсказал судьбу Щелкунчика: его уродство исчезнет в том случае, если семиглавый сын Мышильды погибнет от руки Щелкунчика и, не смотря на его уродливую наружность, его полюбит прекрасная дама.
Еще одна главная героиня сказки Мари, которая была послушной и доброй, очень смелой и отважной. Своей добротой и любовью Мари вернула прежний облик Щелкунчику.
В этой сказке много свето-цветовых и звуковых эффектов, много разных сравнений. В кукольном городе все состоит из сладостей: Марципановый замок, Леденцовый луг, Миндально-сахарно-изюмовые врата.
В сказке Щелкунчик и Мышиный Король волшебный мир входит в реальный мир и это всегда в чем-то проявляется: например, когда Щелкунчик стоял в шкафу, Мари, сама того не зная, стала говорить волшебные слова и, когда она их договорила, свалилась со стула и потеряла сознание. А когда она очнулась, к ней явился расколдованный Щелкунчик.
В сказке добро побеждает зло, она учит нас доброте и любви.
2. Уважаемый читатель! Хочешь ли ты пройти через рукав лисьей шубы? Хочешь ли ты подняться по лестнице из кедрового дерева? Хочешь ли ты оказаться на прекрасном благоуханном лугу, пройти в миндальные ворота? Услышать замечательный турецкий оркестр, исполняемый шестью обезьянками? И в тот же момент тебя овеют сладостные ароматы из чудесной рощицы.
Если ты и дальше пойдешь по этому волшебному царству, то ты попадешь в село Пряничное, расположенное на берегу медовой реки. И, наконец, побываешь рядом с розовым озером, в котором плавают бриллиантовые рыбки.
Прочитай эту сказку, переживи все события с героями, и ты навсегда запомнишь ее.
3. «Щелкунчик…» по-настоящему рождественская история. В начале сказки происходят обычные события. Перед нами обыкновенная семья. Но вот в канун Рождества появляется таинственный крестный. Он дарит детям деревянную куклу. С этого момента начинают развиваться захватывающие сказочные события. Все происходящее окутано волшебством и чудесными превращениями. Живой сюжет, композиция сказки, яркий и выразительный язык произведения обязательно увлекут тебя, уважаемый читатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx | 26.75 КБ |
shchelkunchik_i_myshinyy_korol.dopolnitelnyy_material_k_podgotovke_k_uroku.docx | 79.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4-А классе c применением технологий уровневой дифференциации, обучения в сотрудничестве, проблемного диалога , разработанный и проведенный
Сидоренко Ольгой Федоровной,
учителем начальных классов МБОУ гимназия № 1 г.Туапсе.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного
дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из
новой книги!» К.Г. Паустовский.
Тема:
Отзыв о сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
Цели и задачи:
Образовательные: формировать начальные умения анализа литературного произведения, устного высказывания, познакомить с понятиями отзыв о произведении, рецензия.
Развивающие: развивать устную и письменную монологическую речь.
Воспитательные: воспитывать нравственность и эстетическое переживание ценностей художественных произведений.
Материалы и оборудование: цитата К.Г.Паустовского (на доске), учебник, план отзыва, заранее приготовленные на уроках труда книжки-малышки. Мультимедийная презентация.
Ход урока.
- Оргмомент (готовность детей, эмоциональный настрой:
Ну-ка, проверь дружок, ты готов начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят?)
2. Актуализация. Сообщение темы. Нацеливание.
- Мы закончили читать сказку Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Я могла бы спросить: Понравилась ли вам эта сказка? Чем? Что в ней увлекательного? Но мы поступим иначе.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте, ребята, заинтересуем наших слушателей, чтобы им непременно захотелось взять в руки это произведение и прочитать его, т.е. дадим устный отзыв о нем, немного приоткрыв содержание сказки.
3. Анализ сказки для составления отзыва о произведении.
На экране открывается план: 1.Оценка произведения. Чудо.
2.Литературные герои (действующие лица, персонажи)
3. Два мира.
4.Собственное мнение.
По нему дети анализируют сказку, дают оценку, высказывают собственное мнение о произведении, Дима Локтионов записывает на доске:
Отзыв ↔ (устно) (письменно)
- Что значит дать отзыв о произведении? (Проанализировать данное произведение по Плану анализа, составленному и записанному в тетрадях по литературному чтению ранее на уроках).
1.Оценка произведения. Чудо.
(ответы детей: С самого начала появляется предчувствие чуда. События разворачиваются в рождественскую ночь. Мари и Фриц сидят в темной комнате. Они в ожидании рождественских чудес елки и подарков и разговаривают о загадочном крестном, обладающим сказочной внешностью и фантастическими возможностями. Именно в это время игрушки оживают, мыши превращаются в войско - чудеса).
2.Литературные герои (действующие лица, персонажи)
(ответы детей: Мари. Это милая, добрая, храбрая и заботливая девочка. В ней есть все хорошие качества, которых у других. Она полюбила маленького уродца, Щелкунчика, потому что у Мари было огромное любящее сердце и добрая душа. У нее есть все качества, которыми должна обладать настоящая принцесса. Крестный Дроссельмейер сказал Мари, что ей дано больше, чем ему и всем остальным: «Ты - прирожденная принцесса». Своей любовью Мари спасает молодого Дроссельмейера от страшного заклятия. Она обладает редкой способностью любить и способностью жить в мире воображения).
- Что вы можете сказать о внутреннем мире Мари?
(ответы детей: На протяжении всей сказки в ней борются противоречивые чувства: с одной стороны страх перед мышами, с другой любовь к Щелкунчику; с одной - жалость к себе, с другой - жалость к Щелкунчику; желание быть правдивой девочкой и невозможность этого, т.к. ей все равно никто не верит; обида на брата Фрица и любовь к нему - она оправдывает его жестокость).
- О Дроссельмейере ?
(ответы детей: Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, поэтому он и носил парик из стекла, и притом чрезвычайно искусно).
- Кто же такой крестный Дроссельмейер: реальный человек или сказочный персонаж?
(ответы детей: Как старший советник суда он живой реальный человек, знающий толк в часах и даже умеющий их делать. Он создавал механические игрушки. Но с другой стороны, он является жителем сказочной, волшебной страны, где также обладает способностями искусного мастера - придумал мышеловку).
- А Щелкунчик? (ответы детей: Щелкунчик - это рождественский подарок детям, сказочный герой и заколдованный молодой Дроссельмейер).
- Опишите игрушку.
(ответы детей: У игрушки было длинное и плотное туловище на тонких, коротеньких ногах, да и голова была великовата. Одет был красиво и со вкусом. Своим видом он напоминал Мари крестного. Лицо Щелкунчика светилось добродушием. Зеленые глаза смотрели приветливо. Ему очень шла борода и ласковая улыбка. В ночных сражениях он проявил себя как храбрый воин).
3. Два мира.
- В этой сказке существует два мира: реальный и волшебный. Как называется такой литературный прием? (Контраст)
- Между мирами есть связь, и они постоянно сменяют друг друга.
- С чем связан переход? (Переход в волшебный мир связан с волшебным временем: часы отстукивают полночь и начинаются превращения).
- Какие? (Шипящие и хрипящие часы; появление Мышиного Короля; крестный на часах; хихиканье, писк, беготня и топот тысячи мышей, суета кукол; сражение Щелкунчика и игрушечных солдатиков с Мышиным Королем).
- Да, а реальный мир? (Это обычная семья: родители, дети и их крестный; красивая рождественская елка; Мари добрая, милая и послушная девочка; в конце сказки появление молодого Дроссельмейера).
- Что же произошло во время болезни героини? (У Мари смешался сказочный и волшебный миры).
- Эффекты. Они при чтении сказки производят большое впечатление. Какие эффекты вы наблюдали? Как они описаны в тексте? Найдите, зачитайте. (В тексте сказки произведены звуковые и световые эффекты).
Выборочное чтение:
Хотите сразиться с Мышиным Королем? Приготовьтесь: Барабанщик начал выбивать дробь так, что стеклянные дверцы шкафа задрожали и задребезжали. Тысячи крошечных огонечков мышиных глаз; сверкающие семь корон на семи головах Мышиного Короля; странное освещение внутри шкафа.
Хотите оказаться на Леденцовом лугу? Побывать в Марципановом замке? Пройти через миндально-сахарно-изюмовые ворота и побывать в селе Пряничное? Тогда слушайте: При каждом дуновении зефира, наполненного благоуханием апельсинов, в ветвях и листве поднимался шелест, а золотая мишура хрустела и трещала, словно музыка. Мари заметила, что это был отблеск розово-алых вод, со сладостно мелодичным звуком плескавшихся и журчавших у ее ног. Серебристо-белые лебеди с золотыми ленточками на шее пели прекрасные песни.
- Чем вам понравилось это художественное произведение?
4.Собственное мнение. Участвуют и гости, высказывая мнения, дополняют учащихся.
а) Я считаю, что эта сказка о добрых людях. Она открывает нам новые взаимоотношения сказочных героев. В этой сказке есть все: и добро и зло, и красота и разочарование. Эта сказка мне очень понравилась. Я рада, что в этой сказке хороший конец, что в ней добро побеждает зло.
б) В этой сказке мне понравилась героиня Мари. В ее душе много доброты и любви. Она полюбила Щелкунчика, который стал уродцем из-за одного злого сердца. Прочитав эту сказку, я понял, что доброта важнее всего.
в) Мне очень понравилась эта сказка. Прочитав ее, я побывала на Леденцовом лугу, прошла через Миндально-Изюмные ворота. Я слушала, как золотая мишура хрустела и трещала словно музыка Я участвовала в битве игрушечного войска и Мышиного Короля.
г) Читая сказку, я переживала вместе с героями все события. И, главное, я поняла, что добро всегда сильнее зла.
д) Прочитав эту сказку, я понял, что любовь совершает настоящие чудеса, что любят не только за внешность, но и за другие качества.
5.Знакомство с понятием рецензия.
- Скажите, каким образом мы можем дать отзыв о произведении? (Устно и письменно). Рома Марченко записывает на доске: Отзыв ↔ Рецензия (устно) (письменно)
- Что же такое рецензия? (По плану на доске: письменный отзыв, оценка произведения, собственное мнение).
- Какова задача рецензии? (Информировать читателя, немного приоткрыть ее содержание, заинтересовать, привлечь, пригласить к чтению).
6.Задание на дом.
- Теперь вы догадались для чего у вас на столе лежат книжки-малышки? Дома вы попробуйте свои отзывы превратить в рецензию по составленному на уроке плану. А я предлагаю эти рецензии на прочитанную сказку отдать ребятам из 4-Б, 4-В классов и тем самым пригласить их к чтению Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
7. Рефлексия.
-Что на уроке узнали нового? А какое чувство у вас возникло после сегодняшнего занятия? Оцените свою работу. А дома вы еще раз вернетесь к тексту этой сказки, чтобы оформить свои работы.
8. Обобщение.
- В русской и зарубежной литературе много замечательных произведений. Закончить наш урок я хочу словами К. Паустовского: Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!
Спасибо, ребята, за урок! Поблагодарим наших гостей.
Рецензии на сказку
«Щелкунчик и Мышиный Король», написанные четвероклассниками.
1. Недавно я прочитал сказку Гофмана Щелкунчик и Мышиный Король. Мне она очень понравилась.
Главный герой этой сказки молодой Дроссельмейер, которого Мышильда превратила в уродливого Щелкунчика приспособление для щелканья орехов, но все, что у него было в душе и в его сердце заклятие не тронуло. И тогда звездочет предсказал судьбу Щелкунчика: его уродство исчезнет в том случае, если семиглавый сын Мышильды погибнет от руки Щелкунчика и, не смотря на его уродливую наружность, его полюбит прекрасная дама.
Еще одна главная героиня сказки Мари, которая была послушной и доброй, очень смелой и отважной. Своей добротой и любовью Мари вернула прежний облик Щелкунчику.
В этой сказке много свето-цветовых и звуковых эффектов, много разных сравнений. В кукольном городе все состоит из сладостей: Марципановый замок, Леденцовый луг, Миндально-сахарно-изюмовые врата.
В сказке Щелкунчик и Мышиный Король волшебный мир входит в реальный мир и это всегда в чем-то проявляется: например, когда Щелкунчик стоял в шкафу, Мари, сама того не зная, стала говорить волшебные слова и, когда она их договорила, свалилась со стула и потеряла сознание. А когда она очнулась, к ней явился расколдованный Щелкунчик.
В сказке добро побеждает зло, она учит нас доброте и любви.
2. Уважаемый читатель! Хочешь ли ты пройти через рукав лисьей шубы? Хочешь ли ты подняться по лестнице из кедрового дерева? Хочешь ли ты оказаться на прекрасном благоуханном лугу, пройти в миндальные ворота? Услышать замечательный турецкий оркестр, исполняемый шестью обезьянками? И в тот же момент тебя овеют сладостные ароматы из чудесной рощицы.
Если ты и дальше пойдешь по этому волшебному царству, то ты попадешь в село Пряничное, расположенное на берегу медовой реки. И, наконец, побываешь рядом с розовым озером, в котором плавают бриллиантовые рыбки.
Прочитай эту сказку, переживи все события с героями, и ты навсегда запомнишь ее.
3. «Щелкунчик…» по-настоящему рождественская история. В начале сказки происходят обычные события. Перед нами обыкновенная семья. Но вот в канун Рождества появляется таинственный крестный. Он дарит детям деревянную куклу. С этого момента начинают развиваться захватывающие сказочные события. Все происходящее окутано волшебством и чудесными превращениями. Живой сюжет, композиция сказки, яркий и выразительный язык произведения обязательно увлекут тебя, уважаемый читатель.
Предварительный просмотр:
«Щелкунчик и мышиный король»
Эрнста Гофмана.
«Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Гофмана входит в сокровищницу лучших сказок всех времен и народов. И почти через 200 лет после выхода в свет эта сказка не потеряла своей оригинальности и сказочности. Приключения куклы для раскалывания орехов — Щелкунчика — будут интересны детям ХХI века не менее, чем их ровесникам две сотни лет назад. Сказка «Щелкунчик и мышиный король» была впервые опубликована в 1816 году в сборнике рассказов Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Серапионовы братья». Этот сборник был оформлен в виде беседы членов Серапионова братства, которые рассказывают друг другу поучительные и удивительные истории и сказки.
Одной из таких историй была сказка «Щелкунчик», которая выделялась своим радостным и светлым колоритом из всех произведений сборника. В ней фантастика Гофмана, обычно окрашенная в темные тона и чаще имеющая трагический финал, преобразилась и заиграла яркими красками.
Автор «Щелкунчика» — добрый и веселый сказочник, который с радостью оказывается в стране детства, краю замысловатых игрушек, Рождества, сладостей и удивительных историй. Сказка Гофмана подобна одному из творений его героя — старшего советника суда Дроссельмейера, часовых дел мастера и умелого изготовителя необычных механических игрушек, она сложна и многослойна. А повествование «Щелкунчика» как будто движется под музыку старинной шкатулки немецкого мастера: в нем чувствуется мелодия и ритм. Эта особенность текста Гофмана не осталась незамеченной — на основе «Щелкунчика» был создан всемирно известный одноименный балет П.И. Чайковского.
Действие аудиокниги «Щелкунчик и мышиный король» начинается в Рождество. Родители наряжают елку, а маленькие Мари и Фриц ждут раздачи подарков и гадают, что на этот раз подарит им крестный — старший советник суда Дроссельмейер. Тот всегда мастерил на Рождество затейливые игрушки для ребят. Фриц мечтает о крепости с солдатиками, а Мари — о саде с лебедями. Но господин Дроссельмейер подарил им замок, в котором под музыку прохаживаются кавалеры и дамы, а из главного входа в замок появлялся и исчезал сам крестный, только очень маленький. Замок не понравился ребятам, потому что каждый из человечков ходил там по одному и тому же месту и не мог перемещаться с этажа на этаж.
Кроме того под елкой лежало множество замечательных игрушек для обоих детей. Внезапно Мари заметила под елкой смешного человечка: у него была огромная голова, тонкие ножки и длинное тело. Это оказалось приспособление для раскалывания орехов — Щелкунчик. Фриц захотел испробовать Щелкунчика и стал засовывать в его рот для раскалывания самые большие орехи. Человечек не выдержал и его челюсть сломалась. Но человечек полюбился Мари, которая подвязала челюсть ленточкой и стала ухаживать за беднягой.
Когда настала пора ложиться спать, Мари попросила разрешения посидеть с игрушками подольше, поиграть со своей новой куклой Клерхен. Вот тогда и произошло самое интересное и удивительное событие в этой истории: часы пробили двенадцать ударов, и все куклы Мари и солдатики Франца ожили!
Основная мысль сказки «Щелкунчик и мышиный король» — чудеса встречаются на нашем пути ежедневно, но достойны их увидеть немногие. Таким человеком в этой истории является Мари: она видит волшебный мир, где куклы оживают, а логическое объяснение этих чудес всеми остальными людьми, которые ей не верят, приводит ее в отчаяние. Для нее мир без волшебства теряет всю красоту жизни и ее яркие краски тускнеют.
Другим романтическим героем «Щелкунчика» стал крестный Дроссельмейер — образец мастера на все руки, человек творческого труда, которым всегда восхищались немецкие романтики. Такие люди увековечивают себя в своих удивительных творениях, таким образом, приручая вечность.
Как Мари узнала, что ее кукла Щелкунчик на самом деле племянник господина Дроссельмейера, что у мышей есть король и королева, а лучшим лекарством для принцессы Пирлипат, которая потеряла свою красоту, является орех кракатук, вы узнаете, если прослушаете эту сказку до конца.
Тем более, что сделать это будет очень приятно, поскольку исполняет ее замечательный диктор Дарья Чегаева. Она очень четко и выразительно озвучивает эту увлекательную сказку, и каждый из героев имеет у Дарьи свой собственный голос и яркий характер, переданный ее чтением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.
Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...
Описание применения личностно — ориентированных технологий в практической профессиональной деятельности.
Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности....
Урок с применением личностно-ориентированной технологии «Горох. Строение растения и его особенности»
Тема урока: «Горох. Строение растения и его особенности»Цель урока:Знакомство со строением растения гороха и его особенностямиЗадачи урока:1. Образовательные:Ø Познакомить учащихся со строением ...
Конспект урока по математике во 2 классе с применением игровой, групповой и технологии уровневой дифференциации. УМК «Школа России»
Конспект урока по математике с применением игровой и групповой технологий. Тема: "Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100. Решение задач"....
Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...
Консультация "Применение личностно - ориентированной технологии"
Основная и очень ответственная задача образовательных учреждений - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным во...
Комментарии
Аудиоматериал к уроку mp3
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%94%D0%BE%...