Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
проект (1, 2, 3, 4 класс)
На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля достижений, формы его ведения зависят от участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне приятно представлять на нашем форуме коллективный проект учителей начальных классов лицея № 28 по теме…
На сегодняшний день эта тема, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля достижений, формы его ведения зависят от участников образовательного процесса.
Сегодняшней своей задачей считаю поделиться опытом нашей работы в контексте данной темы.
Итак, предметом нашего исследования стала оценочная деятельность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
Для понимания вопроса, определим следующие понятия.
Глоссарий:
Портфолио – накопительная оценка, которая вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Изначально нами была составлена и изучена нормативная база оценочной деятельности, состоящая из следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Приказ Минобразования РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО»
- Приказ Минобразования РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- СанПиН 2.4.2.2821-10
- Примерная основная образовательная программа
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 25 сентября 2000 года N 2021/11-13 «О направлении для использования в работе письма "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" (с изменениями на 20 апреля 2001 года)
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 3 октября 2003 года N 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 8 июля 2011 г. № МД-883/03 «Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации».
Предметом первичного анализа стал приказ - прародитель от 06.10.09 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
В соответствии с этим приказом ФГОС начального общего образования (далее Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований, обязательных для реализации основных образовательных программ начального общего образования:
- к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования;
- к структуре основных образовательных программ начального общего образования;
- к условиям реализации основных образовательных программ начального общего образования.
Впервые Стандарт устанавливает требования к триединым результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным,
- предметным,
- метапредметным.
Предметом итоговой оценки освоения ООП НОО (за год или 4 года) должно быть достижение предметных результатов, измеряемых итоговыми работами, и метапредметных результатов, накопленных в результате различных видов деятельности.
Как следствие, стали очевидными проблемы оценивания новых результатов старыми измерителями:
- новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно – измерительными материалами;
- традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие новым требованиям;
- пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
- традиция оценивания не позволяет развивать самооценку школьников;
- старая традиция оценивания не позволяет развивать самооценку школьников;
- традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
Поэтому вопрос об использовании накопительной системы оценивания (портфолио) стал актуальным и необходимым.
Целью нашего проекта стала разработка положения о портфолио для учеников 1-4 классов МАОУ лицея № 28.
Задачи:
- изучить федеральные, областные и лицейские документы, регламентирующие использование портфолио в начальной школе;
- изучить положения о портфолио в других школах России;
- представить к обсуждению разработку проекта положения о портфолио для учеников 1-4 классов на методическом объединении учителей начальных классов;
- разработать окончательный вариант положения о портфолио для учеников 1-4 классов в МАОУ лицее № 28.
Методы исследования:
- поиск информации;
- сравнительный анализ;
- обобщение.
Итак, в соответствии с ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке планируемых результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования .
Оптимальным способом организации комплексной накопительной системной оценки является портфолио, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, решающий следующие педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Как выглядит портфолио? Жёстких требований не существует. Это возможность творчески подойти к этой задаче, придумать что – то своё, оригинальное.
В ООП НОО указаны примерные разделы Портфеля достижений:
- выборка детских работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а так же в ходе учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы (диктанты, изложения, сочинения, авторские работы; математические диктанты, результаты исследований, записи решения учебно – познавательных задач; дневники наблюдений, результаты исследовательских проектов, фотоизображения продуктов творчества);
- систематические наблюдения (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессами овладения УУД);
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности.
Поэтому мы, изучив содержание Портфолио разных образовательных учреждений страны, разработали Положение о портфолио обучающихся на ступени начального общего образования в МАОУ лицее № 28, регламентирующий порядок формирования портфолио, структуру, содержание и оформление портфолио, устанавливающий критерии оценки достижений обучающихся.
Таким образом, изучив федеральные, областные и лицейские документы, регламентирующие использование портфолио в начальной школе, изучив положения о портфолио в других школах России, нами был составлено Положение о портфолио для учеников 1 – 4 классов МАОУ лицея № 28. Будем рады, если наш опыт Вам пригодится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.
Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Пропедевтика проектно – исследовательской деятельности в начальной школе в условиях личностно-ориентированного обучения.
Пропедевтика проектной деятельности учащихся - это подготовка их к проектной деятельности, освоение ее средств и способов. Происходит развитие способностей учащихся, необходимых для проектирования – а...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. 3 класс.
Примеры образовательных технологий в конспектах уроков....