Особенности игровой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности игровой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с умственными нарушениями, следует выделить недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением с о взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности.
Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда ребёнок с интеллектуальными нарушениями не посещает дошкольное образовательное учреждение. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений, дошкольник с интеллектуальными нарушениями получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.
Первоклассники, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.
Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным первоклассники с интеллектуальными нарушениями также не проявляют заинтересованного эмоционального отношения. Их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди первоклассников специальной коррекционной школы встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.
У многих первоклассников на ряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.
Отличительной особенностью игр обучающихся является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре ребёнка с сохранным интеллектом. Такие дети охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей почти никогда не встречается у первоклассников при их поступлении в специальные коррекционные учреждения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Без специального обучения игра не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития ребёнка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в развитии ребёнка.
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно - ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у обучающегося слаженного механизма сюжетно - ролевой игры.
Перед педагогом ставится задача постепенного введения ребёнка в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
Игра занимает важное место в жизни ребенка, оказывая многогранное влияние на психическое развитие ребенка – она является и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестор...
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА
В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....
Особенности временных представлений обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
преодоление трудностей в формировании временных представлений у обучающихся...
Методические рекомендации по организации уроков изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Данный материал будет полезен педагогам, работающим с обучающимися с интеллектуальными нарушениями...
Особенности изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Известно, что без специального обучения и воспитания дети, имеющие проблемы в развитии, на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию. Данная статья будет интере...
Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....