Особенности временных представлений обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка по математике
преодоление трудностей в формировании временных представлений у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_vremya.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности временных представлений обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Проблема времени занимает умы люде столько же, сколько помнит себя человек. Ни один из великих философов прошлого не прошел мимо этого таинственного и всеобъемлющего феномена. Платон говорил, что время – «это движущийся образ вечности». Время является одним из наиболее ценных ресурсов личности (Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, П. Берд, Дж. Адаир и др.). Познавать время, овладевать времнем и управлять им – это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития личности (П. Ю. Удачина). Управлять временем – значить изучить и технику его использования и в дальнейшем совершенствовать её. Все сферы жизни обладают временными параметрами.
Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания нормально развивающимися детьми. Трудности восприятия времени сохраняются у детей в начале школьного обучения (Д.В. Клименченко, О. Комар, Е.Н. Тальянова, А.В. Тихо-ненко, С.Н. Шабалин, Я.А. Шор и др.). Тем более сложен процесс усвоения времени для детей с нарушением интеллекта. Формирование у таких детей временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе. Выпускникам специальной (коррекционной) школы, жизнь предъявляет ряд сложных требований, в том числе связанных с умением ориентироваться во времени. Качественные особенности временных представлений у данного контингента учащихся состоят в ошибках дифференциации временных связей и отношений, неточности употребления временной терминологии, ошибках определения времени по часам, соотношения единиц измерения времени, их конкретной наполняемости. Несмотря на наличие некоторой положительной динамики к концу 4-го класса, очевидно, что развитие временных представлений у школьников с нарушением интеллекта во многом происходит стихийно и многие аспекты данного процесса не охватываются обучением. Формирование временных представлений у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы, должно основываться на организации обучения, включающего сочетание работы на уроках математики и других учебных предметах, с работой во внеурочное время и родителями.
Учащиеся испытывают большие трудности в соотношении событий и дат личной жизни во времени. Они не имеют представлений о дате своего рождения и дате рождения членов семьи. Дату начала нового учебного года соотносят с началом недели или нового календарного года. Практически у всех испытуемых не сформированы представления о продолжительности таких режимных моментов как урок и перемена, а также о длительности периода своего обучения в школе.
Для учащихся 1-2 классов сложно понимание временных отношений: раньше - позже', моложе — старше', вчера - сегодня - завтра', быстро - медленно. Например, давая возрастную характеристику человеку, они опираются не на его возраст, а на внешние показатели: физическое развитие (большой, сильный, маленький), внешние данные (красивый, некрасивый); или на род его деятельности (ученик - учитель). При дифференциации временных отношений: быстро - медленно, учащиеся не соотносят скорости движения с конкретными объектами, не учитывают зависимость быстроты движения одного объекта относительно движения другого.
Школьники ошибаются в названии частей суток, дней недели, месяцев года, установлении их последовательности. При определении последовательности они с трудом ориентируются на их порядковые номера. Наглядный образ частей суток и времени года (сюжетные картинки) учащиеся не соотносят с его вербальным обозначением.
Особую трудность для школьников представляет дифференциация слов, сходных по звучанию (март - май, июнь - июль, новый календарный год - новый учебный год).
Имеющиеся у учащихся представления о частях суток, днях недели, месяцах и временах года основываются на связи данных отрезков времени с яркими эмоционально значимыми для них событиями. Вместе с тем, это не означает осознания испытуемыми данных временных отношений, так как в несколько изменившихся условиях, они не могут использовать свои знания. Например, при определении текущей даты месяца, они часто смешивают день недели или месяц со временем года и т.п.
Формирование временных представлений у учащихся осуществляется по содержательным областям. В соответствии с целью, задачами и содержательными областями коррекционно-образовательного процесса была создана предметно-развивающая среда для каждого класса, создающая базу для формирования временных представлений учащихся. Для её конструирования мы использовали: иллюстративный, демонстрационный, дидактический материал, аудио- и видеоматериалы, натуральные предметы, природный материал. Обязательным оснащением классных комнат были часы, модели часов, календари различных видов и назначения, таблицы с названием и соотношением единиц измерения времени, сюжетные картины, отображающие времена года, части суток, месяцы года.
Обучение проходит не только на уроках математики. С целью изучения объектов и явлений окружающего мира в различные отрезки времени, а так же закрепления временных представлений в естественных условиях проводятся специально организованные наблюдения и экскурсии. На других уроках (русский язык, чтение, развитие речи, изобразительная деятельность, ручной труд и др.) отводится несколько минут на актуализацию временных представлений или их закрепление в процессе практической работы.
Особое внимание отводится подготовительной работе, в процессе которой происходило накопление первоначальных представлений о времени и практического опыта учащихся. Все это создает основу для изучения обобщенных временных понятий.
В младшем дошкольном возрасте у детей уже сформировано представление о таких промежутках времени, как утро, день, вечер, ночь. Поэтому имеет смысл уточнить и закрепить знания детей о частях суток, умение определять и называть их. Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с чередованием суток и понятиями вчера, сегодня, завтра.
У детей закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся со временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
Данные игры развивают умение детей ориентироваться во времени (оперировать при этом такими словами, как вчера, сегодня, завтра, утро, вечер, день, сутки и т. п.), а также корригируют отдельные недостатки психологической деятельности ребенка.
Сегодня в магазинах можно найти массу игр-раскладушек, карточек и игр, направленных на развитие временных ориентиров. Это же мы развиваем при прогулке с ребенком. Главное – делать это ненавязчиво, как бы, между прочим. Но когда ребенок участвует в игре, непосредственно совершая определенные манипуляции, у него расширяются, углубляются и систематизируются полученные раннее знания по ориентировке во времени.
«Время года»
Цель: развивать память при запоминании названий дней недели, месяцев, времен года.
В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.
«Что показывают часы?»
Цель игры. Учить детей определять измерение времени (часы). Воспитывать память, мышление.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель ведет с детьми беседу. Посмотрите, на какой цифре маленькая стрелка. Большая стрелка вверху на цифре 12. Тогда можно определить, сколько сейчас часов, по маленькой стрелке, она показывает который час. Дети под руководством воспитателя определяют, сколько сейчас часов. Воспитатель меняет положение маленькой стрелки.
«Сравним картинки»
Цель игры. Учить детей искать общие признаки времен года, развивать способность сравнивать.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки. Ребенок должен расположить картинки по порядку и описать их; составить рассказ по картинкам. Чтобы ребенку было легче справиться с заданием, пусть он ответит на вопросы: - Что происходит с весной? Во что дети играют весной? Как дети весной одеваются? Что происходит летом? Во что дети играют летом? Как дети одеваются летом и почему? Что происходит осенью? Что дети делают осенью? Как дети одеваются осенью и почему? Что происходит зимой? Во что дети играют на улице зимой? Как дети одеваются и почему?
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развивать память при запоминании значений слов вчера, сегодня, завтра.
Объясняем значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.
Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».
«Утро, день, вечер, ночь»
Цель игры: закрепление понимания последовательности частей суток. Количество детей, принимающих участие в игре, должно быть кратным числу 4.
Ходы игры. Дети выстраиваются в круг вокруг взрослого с мячом в руках. Каждому из них присваивается имя: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» (далее по кругу эти имена повторяются). Затем взрослый поочередно называет признак каждой части суток, начиная с «утра», и бросает мяч первому играющему (ребенку, с которого начинается игра). Тот ловит мяч, произносит свое название суток и возвращает мяч взрослому. Игру можно усложнить. Взрослый называет признаки частей суток произвольно, т.е. не в том порядке, в каком части суток следуют друг за другом, и бросает мяч. Ребенок поймавший мяч, должен сказать в ответ: «Это утро» и т.д.
«Игры с цветными картинками»
Цель: закрепить знание детей последовательности частей суток.
Из серии цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, выберите поэтапно те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать и т. п.).
«Время суток»
Цель игры. Закрепление понятий утро, день, вечер, ночь и очередности их следования друг за другом.
Правила игры. Детей должно быть не менее 4 человек.
Ход игры. Взрослый (водящий) дает детям «имена» в соответствии с частями суток: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и просит их встать в круг. Первый игрок бросает мяч взрослому, который стоит в центре круга, и называет себя: «Утро». Водящий бросает мяч игроку с именем следующей части суток — «День» и т.д. Так отрабатывается знание последовательности частей суток.
Игру можно усложнить, если водящий иногда будет неправильно называть следующую часть суток, к примеру, после слова ночь, скажет слово день. В этом случае дети не ловят мяч, а хлопают в ладоши. Если кто-то из детей неправильно отреагировал и поймал мяч, он меняется местом с водящим.
Другой вариант этой игры — без ведущего. Дети распределяют между собой имена «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Ребенок, начинающий игру, называет себя, например, «Утро», произносит незаконченную фразу: «После утра будет...» и бросает мяч вверх. Мяч ловит тот ребенок, у которого имя «День» (так как это та часть суток, которая следует за утром).
«Зима или осень?»
Цель: развивать память при запоминании названий времени года.
Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.
Все упражнения и игры следует подбирать с учетом того, чтобы школьники самостоятельно смогли заметить свои ошибки и постараться их исправить. В этом случае трудности не снижают интереса к заданию, а становятся мотивом для продолжения поиска правильного решения. Как правило, подобные упражнения способствуют не только формированию временных представлений учащихся, но и развитию познавательной деятельности в целом. Кроме того, вариативность заданий способствует поддержанию познавательного интереса школьников. специальные методические приемы, основанные на взаимодействии тактильного, зрительного, слухового анализаторов, которые можно использовать в процессе формирования временных представлений. Это прием подвижной аппликации, коллективного создания рассказа по сюжетным картинкам, прием работы с «зашифрованным» письмом и «деформированным» текстом, прием постановки проблемного вопроса, анализа специально созданной реальной ситуации, требующей от учащихся временной оценки, прием вхождения в образ (при двигательном моделировании и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.
У детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено. Правильному построению абилитационно &nd...
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА
В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....
Особенности изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Известно, что без специального обучения и воспитания дети, имеющие проблемы в развитии, на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию. Данная статья будет интере...
Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
laquo;Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»ВведениеВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. ...
«Особенности формирования сенсорных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целом, отстает по срокам формирования и проходит неравномерно....