Статья "Особенности игровой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
статья

Галимова Галина Рашидовна

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Галимова Галина Рашидовна

Воспитатель ГБОУ СКОШИ № 2

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с умственными нарушениями, следует выделить  недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением в ходе ориентировочной и предметной деятельности.

Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда  ребёнок с интеллектуальными нарушениями не посещает дошкольное образовательное учреждение. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений, дошкольник с интеллектуальными нарушениями получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Первоклассники, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.

Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным первоклассники с интеллектуальными нарушениями  также не проявляют заинтересованного эмоционального отношения. Их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди первоклассников специальной коррекционной школы встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У многих первоклассников на ряду с манипуляциями встречаются и так  называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр обучающихся является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни  функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре ребёнка с сохранным интеллектом: использование палочки вместо ложки, кубика вместо мыла и т. д.  Именно таких действий почти никогда не встречается у первоклассников  при их поступлении в специальные коррекционные учреждения.

Без специального обучения игра не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Поэтому различным играм отведено центральное место в программе воспитания, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Методические рекомендации по организации уроков изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с обучающимися с интеллектуальными нарушениями...

Особенности изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Известно, что без специального обучения и воспитания дети, имеющие проблемы в развитии, на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию. Данная статья будет интере...

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...

Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.

При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (3 - 4 классы)

Цель программы:- становление ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;- формирование у детей желания быть здоровыми и телом и душой, стремиться творить с...