Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников
статья по теме
В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день я создаю ситуации для проведения самооценки детей, развития умения договариваться, обмениваться мнениями, просить о помощи, оценивать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samootsenka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Екимова Н.В.
Челябинская обл., г. Касли, МОУ СОШ №27
ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.
Выпускник начальной школы должен уметь определять цели выполнения учебного задания, планировать его выполнение, целесообразно выполнять учебное задание, контролировать и оценивать ход и результаты выполнения учебного задания.
В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день я создаю ситуации для проведения самооценки детей, развития умения договариваться, обмениваться мнениями, просить о помощи, оценивать друг друга.
Эта работа начинается с первого учебного дня. В нашей школе с 2000\2001 учебного года в период адаптации первоклассников реализуется курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова). Одной из задач курса является обучение младших школьников групповому взаимодействию, самооценке, взаимооценке, высказыванию своих мыслей с доказательством, умению вести дискуссия, задавать вопрос.
В ходе проблемно-диалогического урока учитель и ученики выступают как равноправные партнеры. Но в конце урока учитель вынужден перейти из этой позиции в позицию «наставник», чтобы оценить школьников.
Одним из основных требований ФГОС начального общего образования стали требования к новой системе оценки качества результатов образования.
Работая по УМК «Школа 2100», я реализую технологию оценивания учебных успехов (ТОУУ), которая ориентирована на достижение результатов:
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты);
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты);
- усвоения содержания учебных предметов (предметные результаты).
В технологии сформулированы следующие требования по оцениванию учебных достижений:
- Она должна проверять, как ученик овладел умениями по использованию знаний, то есть реальными качествами функционально грамотной личности.
- Для этого основой контрольного материала должны являться продуктивные задачи.
- Форма фиксации результатов контроля должна давать информацию об овладении учеником конкретными умениями (предметными и общеучебными).
- Качественная оценка должна преобладать над количественной в сознании учителей, учеников и родителей.
- Система оценивания должна отражать на этапе контроля базовый принцип «Школы 2100» - принцип минимакса.
- Она должна ориентировать ученика на успех, избегать всего, что создает некомфортную, стрессовую обстановку в классе [1].
Авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100» разработаны элементы ТОУУ:
- алгоритм самооценки, который я ввожу постепенно, в 2 этапа: 1 – 2 класс и 3 – 4 класс;
- «Дневник школьника Образовательной системы «Школа 2100», в котором мы с ребятами уделяем большое внимание самооценке, определению цели на неделю;
- «Таблицы требований» для фиксирования результатов самоконтроля, которые помещены в дневнике для каждого класса. Это позволяет ученикам и родителям видеть то, чему ребенок должен научиться в течение года и корректировать уровень овладения предметными и общеучебными умениями.
В своей работе я использую разные виды контроля. В момент, когда ученик только учится (текущий контроль), оценку даю обязательно, а отметку выставляю только по желанию ученика. Тематический контроль осуществляю с помощью письменных проверочных работ по итогам темы, где задания представлены на необходимом, программном и максимальном уровне. Оценка обязательна, а отметка выставляется после работы над ошибками, которую ребенок выполняет зеленой пастой. Учитываю степень работы ученика над собой. Итоговый контроль, главный показатель которого - решение учебных заданий в итоговых контрольных работах. Итоговая оценка – это словесная характеристика продемонстрированных за четверть умений и возможностей по предмету. Итоговая отметка – это усредненное выражение подобной оценки.
Для совершенствования процесса формирования умений самоорганизации существуют различные дидактические приемы, позволяющие организовывать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности.
Если учитель будет целенаправленно работать в этом направлении, то младший школьник научится не только оценивать свои возможности, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину.
При условии специальной работы по формированию оценочной самостоятельности младших школьников самооценка становится достаточно адекватной.
Литература
- Данилов Д.Д. Разработка технологии оценивания учебных достижений в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Д.Д. Данилов // «Школа 2100» как Образовательная система». Сборник материалов. Вып. 8. – М., Баласс, Издательский Дом РАО, 2005. – с. 74 – 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников
11 лет назад в начальных классах нашей школы начался эксперимент по безотметочному обучению. В данной работе показана система формирования самоконтроля младших школьников в режиме бе...
"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."
Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)
Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД
Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...
Приемы формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях ФГОС
Самоконтроль и самооценка младших школьников в условиях ФГОС...
Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников
Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по п...
Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников.
Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают развитие способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действия самоконт...