Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают развитие способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действия самоконтроля и самооценки рассматриваются как необходимое условие успешности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samokontrolya_i_samootsenki.docx | 531.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. И. Зубилина» Урицкого района Орловской области
«Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников»
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действия самоконтроля и самооценки рассматриваются как необходимое условие успешности обучения.
Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
- что нужно оценивать,
- как оценивать,
- зачем оценивать,
- какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Функции самооценки
Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.
Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.
Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.
Остановимся на видах самоконтроля
- Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
- Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной или письменной работы).
- Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)
Эта работа начинается на этапе безоценочного обучения в 1 классе.
Начиная с самых первых уроков, готовлю первоклассников к устным формам оценочных действий с помощью ориентировочных вопросов:
Ориентировка. До начала работы:
- Сможете ли вы выполнить это задание?
- Трудно ли оно для вас?
- В чем заключается трудность?
- С чего начнете?
- Из каких этапов будет состоять работа?
- В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?
- Как вы сможете себя проверить?
- Какая помощь понадобится?
Уже в первом классе у учащихся формируются следующие умения:
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям;
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе эталона для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Например, на уроках письма можно выяснить, какой элемент в написании
буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Так вырабатывается первый критерий - аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Здесь появляются знако-символические обозначения (смайлики, цветовые сигналы, плюс-минус, знаки вопроса и восклицания).
В моём классе прочно прижились следующие приёмы самооценки.
«Смайлики» используется при фиксации затруднения в пробном действии, учитель сразу видит детей, которым необходима помощь, направляет их дальнейшую работу, при проверке самостоятельных работ, оценке устных ответов.
«Ладошки» , с помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев, испытываем затруднение – на уровне середины ладони, нужна помощь – карандаш внизу у основания ладони. Этот приём используем при взаимном оценивании устных ответов, для самооценки на различных этапах выполнения работы, а также при итоговом контроле.
Самоконтроль и самооценка являются неотъемлемой составляющей
рефлексии учебной деятельности. На этапе рефлексии часто использую приёмы:
«Моё настроение», который демонстрирует собственные впечатления ученика от выполненной работы. На полях тетрадей мы приклеиваем небольшие карточки с изображением смайликов. В процессе выполнения задания дети контролируют правильность, оценивают свою работу, закрашивают смайлик.
«Неоконченное предложение»
В моём классе очень активные подвижные дети, поэтому часто использую упражнение «Зарядка», которое позволяет продемонстрировать уровень самооценки, а также сменить положение тела, стряхнуть напряжение.
Для оценки самостоятельности выполненной работы вместе с детьми придумали ставить на полях буквы:
С (самостоятельно справился),
П (помогли справиться),
Н (не смог, не получилось выполнить).
В процессе работы над формированием самооценки возникла необходимость выразить оценку не только да или нет (+ или - ), но и показать средний уровень, выше или ниже среднего. Этот приём мои дети назвали «Стаканчики». Мы изображаем сосуд, и ребята закрашивают тот уровень, который соответствует их самооценке. Я стараюсь не оставлять без внимания самооценку школьников, выяснять причины успехов и затруднений. Все трудности, возникающие у детей, разбираем отдельно, затем корректирую работу детей, нуждающихся в помощи.
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и
содержательной формой самооценки.
Эти линеечки напоминает ребенку измерительный прибор.
С помощью линеечек можно измерить всё что угодно.
Пока мы применяем оценку по двум критериям:
Пр. – правильность, Ак. – аккуратность.
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки (крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании);
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого
из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель
ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне
зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать».
Активно использую на этапе рефлексии «Лесенку успеха».
Каждый ребёнок, проведя во внутреннем плане самоанализ и оценку собственной деятельности на уроке, переводит её во внешнюю с помощью звёздочки на ступеньках лестницы.
Я считаю очень полезным и плодотворным метод Синквейна.
Дети его быстро освоили, он вызывает живой интерес.
Синквейн - это приём технологии развития критического мышления, который используется на этапе рефлексии.
Синквейн - это концентрация знаний, ассоциаций, эмоций; выражение своей позиции, взгляда на событие или объект.
Происходит от французского слова «пять».
Уже во 2-ом классе стали применять Оценочные листы и задания для самоконтроля.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками.
Помимо перечня умений и соответствующих им контрольных заданий, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем. Оценочные листы являются весьма удобным средством для подготовки учащихся к тематическим проверочным работам. Задания для самоконтроля помогают самим учащимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист темы.
Оценочные листы применяю в индивидуальной, парной и групповой работе.
В этих листах может отражаться самооценка не только ученика, но может быть и взаимооценка.
Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом, я всегда даю право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.
Описанные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.
Литература:
- Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. - М., Педагогика, 2010. - 336 с.,
- Ларина А.Б. Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников. - Калининград : ФГАОУ ВПО "Балтийский федеральный университет имени Канта", 2011,
- Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа - 2013 - №11 - С. 38-43,
- Царева С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 710-713,
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovaniie-samokontrolia-i-samootsienki-mladshikh-shkol-nikov
- https://infourok.ru/priemy_formirovaniya_navykov_samokontrolya_i_samoocenki_u_mladshih_shkolnikov-340320.htm
- https://yandex.ru/images/search?pos=169&p=4&img_url=https%3A%2F%2Fcf.ppt-online.org%2Ffiles1%2Fslide%2Fg%2FgPAFr0RHE3Cm7JQh4MZwI6ok1GSBla5VjcD2tx%2Fslide-10.jpg&text=рефлексия&rpt=simage
- https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0bc8%2F0005ebaf435cfcf6%2Fimg21.jpg&text=рефлексия%20зарядка&rpt=simage
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.
Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...
Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников
11 лет назад в начальных классах нашей школы начался эксперимент по безотметочному обучению. В данной работе показана система формирования самоконтроля младших школьников в режиме бе...
Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....
Приемы формирования самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях ФГОС
Самоконтроль и самооценка младших школьников в условиях ФГОС...
Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня...
«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...
Выпускная квалификационная работа. Тема «Формирование самоконтроля в обучении младших школьников как компонента регулятивных универсальных учебных действий»
Современный человек находится в огромном беспредельном информационном пространстве, поэтому в настоящее время одним из важнейших процессов в образовательной деятельности является формирова...