Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников
консультация по математике по теме

Исхакова Альфия Ибрагимовна

Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по предметам. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонным, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников.

Исхакова А.И.

МОУ гимназия № 1

г. Менделеевск

Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по предметам. В психологическом аспекте оценочная деятельность представляет собой процесс соотношения хода и результатов учебно-познавательной деятельности с намеченными в учебной задаче эталонами (образцами). А в дидактическом аспекте она заключается в выявлении и сравнении результатов учебной деятельности с требованиями знания, умения и навыка, заданным учебной программой.

 Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонным, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида. А это в свою очередь требует от учителя умения организовать работу по формированию таких качеств мышления у детей, как гибкость, критичность, рациональность, самостоятельность. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности у школьников.

Самооценка тесно связана с самоконтролем. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, учитель тем самым воспитывает у них способность к самооценке.

С приемами самоконтроля  начинаем знакомить детей уже с первого класса, организуя соответствующим образом их деятельность. Прежде всего проводится в доступной для учащихся форме небольшая работа, цель которой показать, что такое самоконтроль. Далее дети  знакомятся с разными приемами самоконтроля. Так, на уроках математики при формировании вычислительного навыка в пределах десяти – использование линейки, счетных палочек, таблицы сложения; в пределах ста – таблицу чисел от одного до ста; на табличное умножение и деление – таблицу умножения или таблицу Пифагора; при работе с многозначными числами не исключаю проверку на микрокалькуляторах. Помогают в этой работе и «игровые» приемы: решение круговых примеров (когда результат первого будет являться началом следующего); «найди ключевое слово» (когда из полученных результатов составляется слово), что способствует формированию способности контролировать свои действия, сравнивать и анализировать, развиваются логические способности.

На уроках русского языка используются приемы списывания по памяти, разработанные группой психологов под руководством Репкина В.В. и Жедек П.С. Цель приемов состоит в развитии орфографической зоркости у учащихся при соблюдении определенного алгоритма. Суть приема заключается в том, что после тщательного анализа предложения или небольшого текста учащиеся записывают его по памяти. После чего открывают книгу и сверяют записанное в тетради с написанным в книге. Сверяя печатный и письменный текст, ученик проводит своеобразный контроль образа слова. Важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять.

Использование рифмовок – контролеров Бетеньковой Н.М., доцента кафедры начального обучения Шуйского ГПИ, на уроках русского языка также является средством контроля и самоконтроля для учеников. Рифмовки состоят из двух частей. Первая часть настраивает детей на выбор правильной орфограммы, вторая часть содержит ответ.

В нашей работе  используются и другие приемы, способствующие воспитанию самоконтроля. Уже с первого класса дети учатся формулированию темы урока и определению его целей и задач, что мотивирует их к более глубокому осмыслению материала урока, способствуя развитию умения целеполагания. А подведение итогов с вопросами типа «Была ли тема сложная для вас?», «Если да, то почему?» заставляет учащихся сверить намеченное с достигнутым, анализировать  продуктивность своей работы  на уроке.

На уроках используются разного рода памятки (памятка для работы над ошибками, памятка для решения задачи) и  комментирования (комментированное письмо, комментирование при решении задачи или уравнения), что также имеет значение для формирования умения самоконтроля у учащихся.

При проверке тетрадей часто вместо исправления ошибок просто их зачеркиваем. Это обязывает ученика к выполнению работы над ошибками, которая  проверяется и оценивается независимо от количества ошибок, учитывая правильность и точность исправления.

Если класс работает самостоятельно, ученику в письменном решении задачи или другого задания ( на доске или в тетради) допустившему ошибку, всегда дается время (если есть возможность) на отыскание ошибки. И если ошибка будет найдена самостоятельно без подсказки, то оценка не снижается. Ведь поиск ошибки – это творческая работа, которая состоит в более глубоком осмыслении учебной задачи, повторном ее решении и проверке правильности вновь полученного ответа. Такой поиск ошибки способствует развитию умения анализировать свои действия, сопоставлять получаемые результаты.

Таким образом, овладение учащимися оценочной деятельностью оказывает положительное влияние не только на повышение качества знаний по предмету, но и формирует у учащихся общелогические умственные действия: анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование. Кроме того, используя на уроках различные приемы самоконтроля, мы помним о воспитательном аспекте, прежде всего о том, что формирование навыков самоконтроля оказывает непосредственное влияние на формирование черты личности – самооценки.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников

В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день я  создаю ситуации для проведения самооценки детей,  развития умения договариваться, обмениваться мнениями, п...

Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.

Инновационный педагогический проект  "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...

"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."

Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....

Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в ...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)

Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД

Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...

Формирование действия самоконтроля и взаимоконтроля у младших школьников в начальных классах

Под самоконтролем понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам, мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль охватывает все стороны личности, ее жи...