Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД
материал на тему
Формирование навыков самоконтроля и самооценки
у младших школьников в ГПД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samokontrolya_i_samootsenki_deety.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Формирование навыков самоконтроля и самооценки
у младших школьников в ГПД»
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без формирования у него самооценки и самоконтроля, которые являются частью фундамента для дальнейшего успешного образования в современной школе.
Самооценка (СО) и самоконтроль (СК) - важнейшие личностные качества школьника, позволяющие контролировать и оценивать собственную деятельность с точки зрения социальных норм и строить на их основе своё поведение. Поэтому необходимо начинать формирование действий СК и СО с первого года обучения ребёнка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят механизмы действия СК и СО, будет зависеть их дальнейшее обучение.
Так как воспитателю ГПД в отличие от классного руководителя приходится сталкиваться в своей работе немного с иными задачами, прежде всего не с учебными, а с организаторскими и воспитательными, то и подходить к данной проблеме он должен двояко: с воспитательной стороны и с учебной.
С воспитательной точки зрения учитель ГПД должен учитывать следующие факторы, влияющие на формирование СК и СО младших школьников:
- мнение родителей и стиль домашнего воспитания (именно родители изначально задают исходный уровень внутренних убеждений ребёнка себя лично по отношению с другими), таким образом старшему наставнику следует учитывать личностные качества школьников по отношению к построению своей деятельности,
- наличие (отсутствие) навыков СК и СО: главное на данном этапе работы - выявить существующие и привить отсутствующие качества. Для этого существует множество видов деятельности: это и труд, и учение, и игра, и общение. Именно в проявлении себя в различных способах самовыражения и происходит полноценное и гармоничное развитие личности ребенка,
- оценка товарищей: каждый педагог знает, что научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания других одноклассников. Уже с первого класса каждый ребёнок понимает, что он может или не может по сравнению со своими одноклассниками, что и приводит к его самовыражению и самопостижению.
- собственный жизненный опыт: СК и СО складываются под воздействием определённого жизненного опыта, являются результатами переживаний человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретном случае, делать выводы, строить на их основе свою дальнейшую деятельность.
С учебной точки зрения воспитатель ГПД должен в каждом ученике просматривать одну из четырех стадий формирования у младших школьников СК и СО:
1. Отсутствие всякого СК и СО. Не усвоив материал, ребенок не может ничего контролировать. Для работы с таким учеником имеется необходимость в полном внешнем контроле.
2. Полный самоконтроль. Ребёнок сам проверяет полноту и правильность своих действий. Эти действия выполняются очень быстро и немедленно, но после указания на ошибку со стороны, полностью исчезает необходимость во внешнем контроле.
3. Выборочный самоконтроль. Ученик работает только над главным, не обращая внимания на мелкие задания, в которых порой закладывается главное.
4. Видимый контроль. Дети работают по принципу: "Я это знаю!" "Я это уже делал!" опираясь на свой прошлый опыт.
Ни в коем случае нельзя делить данные стадии формирования СК и СО по классам: 1 стадия - 1 класс, 2 - 2 класс и т.д., так как дети развиваются неравномерно, неодинаково и нельзя их плановое развитие уместить в чёткие границы. Опираясь на данные стадии, педагог ГПД должен вовремя оказать помощь ученикам по выполнению их работы, но и индивидуальным подходом - одного проверять с первого этапа работы, другому - обратить внимание на дополнительное задание, третьего проконтролировать молча "из-за спины". Именно такой подход к работе со школьниками поможет детям лишний раз проявить себя не только в глазах одноклассников и учителя, но и в своих собственных.
В своей работе воспитатель ГПД должен помогать школьникам в формировании у них СК и СО в трёх уровнях:
1 уровень: НЕОБХОДИМЫЙ - по усвоенным знаниям ученик может начать работать самостоятельно и сделать 1-2 шага.
2 уровень: ПРОГРАММНЫЙ - делать 1-2 шага, но на основе знаний, полученных самостоятельно (по раннему образцу).
3 уровень: МАКСИМАЛЬНЫЙ - полностью самостоятельная работа ученика.
В формировании у учеников СК и СО в этом ключе, педагог должен оказывать ребенку индивидуальную помощь, полностью владея информацией о том, что данный ребёнок знает, что он может в конкретной ситуации, на что он вообще способен.
Целенаправленная работа педагога по формированию и развитию умений СК и СО младших школьников позволяет к концу начальной школы сформировать у детей адекватное оценивание выполненных заданий. Конечно, остаются затруднения в отдельных вопросах построения своей работы, но они исчерпывают себя по мере взросления, приобретения жизненного опыта, направляющих действий старших наставников. И уже на фоне сформированных качеств СК и СО идет их дальнейшее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...
Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....
Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня...
Выступление на ШМО "Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников."
Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Одна из задач учителя - научить ученика...