"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."
статья по теме
Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samokontrolya_i_samootsenki.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самоконтроля и самооценки
у младших школьников.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся в особую деятельность.
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах.
В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ:
1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами.
2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников.
5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
На основании экспериментальной работы 16 ноября 2005 года технология получила Официальное признание президиума Российской Академии образования:
«В Образовательной системе «Школа 2100» … Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
(Заключение РАО о работе «Образовательной системы «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов. М., 2006. С.9)
Технология оценивания учебных успехов
ОС «ШКОЛА 2100»
Этапы обучения Самооцениванию:
Самооценка своего эмоционального состояния.
Самооценка содержания своей письменной работы.
Определяем порядок самооценки.
Учимся признавать свои ошибки.
Учимся признавать свою неудачу.
Используем умение самооценки.
Технология оценивания учебных успехов
Основные правила:
Оценивается любое действие, а отметкой фиксируется решение полноценной задачи – умения по использованию знаний.
Внешняя оценка + самооценка.
За каждую задачу, показывающую овладение умением – отдельная оценка.
Отметка заносится в таблицу требований.
Текущие отметки – по желанию, контрольные – всем.
Отметка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Итоговые отметки рекомендуется выставлять за блок тем (учебный модуль).
Правило №2. САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ:
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была Цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить Результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью Правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью Самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Дневник – помощник в саморазвитии школьника
Функции дневника:
Учит Самостоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка)
Открывает перед учеником цели: «В этом году Я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения)
Учит Планировать свои дела и проверять результаты
Главные особенности дневника школьника:
«Он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела»
Обучение самоконтролю и Самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов.
Помощь в саморазвитии личности через Саморефлексию: соединение элементов школьного и личного дневника.
Общая структура каждого дневника
) Вступительная часть:
Инструкция для ученика;
Сведения о себе, классе, школе;
«План моих дел»
Цели учебы в этом году (Общеучебные и предметные умения)
2) Недельные развороты
3) Заключительная часть:
«Мои успехи» - в том числе - таблицы требований (Общеучебные и предметные)
Инструкции для учителей и родителей
Как внедрять новую технологию оценивания?
1-й класс = САМООЦЕНКА
2-й класс +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
3-й класс +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ
4-й класс + ВЕСЬ КОМПЛЕКС
«Класс» соответствует этапу внедрения на любой учебной ступени
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка ученика как один из компонентов его деятельности – это не простое выставление оценок себе: при самооценке ученик дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализируя свои успехи и недостатки, а также ищет пути их устранения. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Она требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно учить в специально организованной оценочной деятельности, Которую учитель должен организовать с первого дня учебы на основе четких критериев, вовлекая в нее каждого ученика. При этом к каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее адекватные способы оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)
Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД
Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...
Формирование умения самоконтроля и самооценки у младших школьников
Оценочная деятельность является обязательным компонентом в структуре учебно-познавательной деятельности, без которого невозможно продвижение ученика по пути овладения им комплекса знаний и умений по п...
Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня...