Выступление на педагогическом совете. Тема: «Чему и как учить одаренных»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете .
Тема: «Чему и как учить одаренных».
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманистической педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка. В нашей школе оснований для этого более чем достаточно.
Уровень развития способностей зависит:
- от качества наличных знаний и умений (верные, неверные, твердые, нетвердые). От степени их объединения в единое целое;
- от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психологической деятельности;
- от больше или меньшей тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
В. Штерн предлагает следующее определение одаренности: Умственная одаренность (УО) есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни), и отличает УО от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает УО от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственных способностей одной областью содержания.
Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях. Перед общеобразовательной школой лежит двуединая задача: дать общее образование, обеспечить рост общих способностей и вместе с тем поддерживать ростки специальных дарований. Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей УО, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Учитель – предметник знакомится с учениками односторонне. Это затрудняет ему оценку УО. Чаще всего он выявляет специальную одаренность или неспособность к предмету ученика.
Связь между УО и успеваемостью ученика не так тесна и однозначна, как это может показаться на первый взгляд. Успеваемость ученика зависит не только от УО, но и от других факторов (памяти, внимания, прилежания). Действия этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты даже там, где УО невелика. Таким образом, педагог должен так моделировать учебную деятельность, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания. Так как способные ученики могут самостоятельно осуществить общение, то часто именно они и делают различные выводы. Главное, чтобы они это делали не только быстро, но и широко. Этому нужно учить. Полезно давать детям решать нестандартные математические задачи. Так как способные дети решают задачи быстрее, им предлагается найти другой способ решения, так как им присуща гибкость, подвижность мыслительных процессов.
Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, окружных, городских турах предметных недель. А всесторонне одаренные дети участвуют в многопрофильном конкурсе «Интеллектуальный марафон». С этими учениками занимаются все учителя – предметники и педагог – психолог.
Целенаправленная подготовка к участию в различных конкурсах и олимпиадах в основном происходит вне учебных занятий. Но основной формой организации обучения у нас остается урок. Учитель, освобождаясь от доминирующей роли, «вдохновляет» своих учеников (имеющих высокий уровень умственных способностей) на самостоятельный поиск знаний, вооружая их некоторыми приемами, техниками, алгоритмами.
Кульминацией всей работы в течение учебного года, с точки зрения повышения социального статуса знаний одаренных детей и их учебного труда, является «День Олимпионика», проходящий в середине мая. В этот день получают поздравления все учащиеся – победители и призеры различных олимпиад, марафонов, конкурсов, соревнований, спартакиад, а также их родители и учителя, их подготовившие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема "Семья и семейные ценности".
Выступление на педагогическом совете. Тема " Семья и семейные ценности"....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил: 1. Заинтересованность в процессе обучения...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....