Выступление на педагогическом совете. ТЕМА: «Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования».
статья по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» городского округа Саранск РМ Выступление на педагогическом совете. ТЕМА: «Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования». Учитель: Корчагина С.Г. Саранск 2013 г. |
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности.
Сколько лет существует школа - столько лет учителя твердят
о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учебы - недостаток учебной мотивации учащихся.
Мотив - это смысл поведения и деятельности человека, или же все то, ради чего происходит активность (Л. И. Божович).
В основе мотивов поведения человека лежат потребности.
Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел - значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности. По данным исследований, в начальной школе растет количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25 % до 5 %) число тех, кто учится из-за интереса.
Тревогу вызывает не увеличение числа детей, мотивированных чувством долга, а уменьшение числа детей, относящихся к учебе с интересом. Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебной деятельности, а с отметками, которые выставляет учитель. Младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих старании, а не качества проделанной работы.
Однако значение отметки как мотиватора существенно уменьшается к 3 классу. В 3 классе значительно увеличивается учебная нагрузка, и высокой отметки как мотиватора деятельности оказывается уже недостаточно. Школьники 3 - 4 классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У тех, кто учится посредственно, и слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результате этого у учащихся не развивается потребность в творческой деятельности, не формируется ответственность, упорство, трудолюбие.
Поднять мотивацию учащихся путем развития познавательного интереса удается немногим учителям. Но и развитие познавательного интереса не решает проблему мотивации: далеко не всегда удается делать и учить только то, что интересно.
Мотив — это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
В деятельности различают мотивы и цели.
Цель - представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели ясны и педагогу, и ученику и ставятся на уроке в четкой форме. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику.
В зависимости оттого, каков мотив деятельности, цель приобретает для ребенка различный смысл.
Например, ребенок решает задачу. Цель - найти решение. Мотив же может быть различным: а) научиться решать задачу; б) не огорчать учителя; в) порадовать родителей хорошей отметкой.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учителю.
Например, если ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности они, как правило, не осознаются, но отражаются в определенной эмоции, то есть учащийся может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности какие-либо эмоциональные состояния. Вот это желание или нежелание действовать, по А. Н. Монтьеву, является показателем положительной или отрицательной мотивации.
Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:
- широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);
- узколичные (мотивы благополучия, престижа)
а) получить хорошую оценку, б) выделиться среди других,
избежать неприятностей; занять определенное положение
в классе.
Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
По исследованиям Л. И. Божович, в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия (любой акт обучения - это общение).
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:
- Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе;
- Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
«Мозговая атака»
- Поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество решений.
- Хвалить учащихся, записывая все мысли и идеи, которые им приходят в голову.
- Ценить не качество, а количество ответов (устроить соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемной ситуации).
- Воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.
Следует учесть, что в первые минуты мозгового штурма может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже, хотя именно эти последние ответы являются наиболее оригинальными. Нельзя формировать стадию выдвижения идей.
«Мозговой штурм»
Цель: развитие беглости мышления, творчества детей.
Задачи:
- Поднять настроение группы, создать соответствующее эмоциональное состояние детей.
- Использовать творческий потенциал метода для решения проблем и принятия решений.
Возраст: 1 класс - старшеклассники.
Время: 20 минут.
Материалы: маркеры, большие листы бумаги.
Ход упражнения
- Попросите класс (или группу коллективного (классного) объединения) выбрать «секретаря», то есть ученика, записывающего (фиксирующего) идеи по мере их высказывания.
- Дайте ученикам правила проведения мозгового штурма:
- нельзя оценивать какие бы то ни было идеи;
- называя идеи, нельзя повторяться;
- чем больше список идей, тем лучше;
- «разрабатывайте» проблему: подходите к ней с разных сторон, расширяйте и усугубляйте различные подходы.
- Объясните, что для высказывания любых идей по проблеме членам группы отводится пять минут. Назовите проблему. Пример проблемы: «Как сконструировать ванну (велосипед, машину, спальню, школьный буфет, школу), чтобы она была более комфортабельной?»
- Через пять минут остановите работу. Попросите «секретаря» зачитать идеи. Пусть класс поаплодирует идеям.
- Если позволяет время, попросите группы нарисовать их творения.
Найдите способ, чтобы работали все.
Вопросы:
Было ли весело проводить мозговой штурм?
- Помогали ли правила?
- Представьте, что ученики стали бы комментировать, судить или обсуждать идеи но мере их высказывания. Что могло получиться?
- Понравилось ли упражнение?
- Следовали ли ученики правилам?
3. Волевые методы мотивации, предъявление требовании,
самооценка деятельности:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим еще?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?
- Что тебе в этой работе удалось больше всего?
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.
4. Социальные методы:
- развитие желания быть полезным;
- создание ситуации взаимопомощи;
- сотрудничество и т. д.
В практической педагогике разработаны различные способы изучения школьной мотивации. Наиболее интересная - проективная методика «Рисунок школы», «Что мне нравится в школе».
Задание: нарисуй, что тебе нравится в школе.
Несоответствие рисунков теме указывает:
А) на мотивационную незрелость ребенка; отсутствие школьной мотивации, преобладание игровых мотивов, когда дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и т. д.;
Б) детский негативизм; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и наличием трудностей приспособления к школьным требованиям; в этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тематику и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать;
В) непонимание и неверное истолкование задачи; чаще всего это свойственно детям с задержкой развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов; (оценка 30 баллов)
Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации; (оценка 20 баллов)
В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).
Изучение рисунков позволяет лучше понять личность учащихся. Так, преобладание в рисунках серых тонов и доминирование черного цвета подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженное настроение, страхи, с которыми ребенок не может справиться. А яркие, светлые, насыщенные краски, напротив, указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Особый интерес представляет в таких рисунках взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка.
Дети с истерическими чертами характера, демонстративные вне зависимости от своего реального положения, рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что может отражать проблемы взаимопонимания с ними.
Кроме проективных методик есть специальные анкеты, опросники, беседы, методы неоконченных предложений:
- ребенку предлагается закончить предложения: «Когда я думаю о школе...», «Когда я иду в школу...», «Когда звенит звонок...», «Когда я вижу учителя...», «Когда я получаю "двойку"...» и т. д.
В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания, которые важно знать учителю для стимуляции учебной мотивации обучения.
Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета. За каждый из трех ответов на вопросы анкеты дети получают баллы. Анализ анкет позволяют выявить 5 уровней школьной мотивации у детей.
Первый уровень. 25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
Второй уровень. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится иметь красивый портфель, ручки, тетради. Учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, не справляются с учебной деятельностью. Часто у подобных детей отмечаются нервно – психические нарушения.
АНКЕТА
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по – разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу приходить не обязательно всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по – разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"
Мультимедийная презентация "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"...
Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"
Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации школьников в практической деятельнос...
Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования
Выступление на РМО...
Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования
Выступление по теме "Особенности учебной мотивации младших школьников и способы ее исследования"...
"Особенности учебной мотивации младших школьников" Выступление на педсовет школы, 2019г.
Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Эта мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда дети стремятся пон...
Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"
Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...
Выступление по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"
В статье раскрыты формы и приёмы развития учебной мотивации детей....