Духовно-нравственный аспект формирования экологического мышления как ресурса реализация ФГОС
статья на тему
Статья подготовлена для сборника "Современная наука и образование:инновационный аспект" по материалам Международной конференции 31 июля 2013 г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чарнецкая Ж. Н.
Духовно-нравственный аспект формирования экологического мышления как ресурса реализация ФГОС
ГБОУ СОШ № 1234 (г. Москва)
Духовно-нравственное развитие людей, их самосовершенствование – это
важнейшая задача человечества во все времена, но сегодня как никогда проблема нравственности является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом, перед каждым родителем, школой в частности. Федеральные государственные образовательные стандарты однозначно определяют приоритет формирования общечеловеческих ценностей: уважение других людей, чужого мнения, умения любить, готовность к сотрудничеству, доброта, терпение и другие качества, определяющие мировоззрение личности. Важную роль в формировании мировоззрения играет экологическое образование, цель которого – формирование ноосферного мышления человека, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром. Такой тип мышления называют еще экологическим системным мышлением.
Экологическое системное мышление – это основа неразрушающего созидающего поведения человека в природе и обществе. Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды, которая является Родиной всего человечества и каждого человека [4, с.280].
Если пятнадцать лет назад, когда остро встал вопрос об экологизации образования, проблематика формирования экологического мышления сводилась только к биологической его составляющей, то сегодня термин «экологизация» понимается более широко, отражая триединую сущность человека, интегрирующую биологическое, духовное и социальное начала. Речь в данном случае идет, точнее, о социальной экологии – «экологии души», экологической этике. Этические отношения между людьми являются необходимой предпосылкой гуманного отношения человека к окружающему миру, природе. Свобода человека ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет, в конечном счете, к гибели живой природы и человечества, как ее части.
В 2009 году утвержден новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), акцент в котором сделан на воспитание личности. Конечным продуктом образовательной деятельности должен стать человек, стремящийся к реализации высших ценностей и идеалов. «Только гармонично сформированные личности вырастающих детей, способны гармонично формировать мир вокруг себя, и эта задача сегодня становится самой важной образовательной задачей школы, потому, что информация в быстро меняющемся мире также быстро теряет свою актуальность, но школа закладывает непреложные основы и опыт жизни»[3, с.55].
Обучение в школе I ступени образования является не только важнейшим этапом интенсивного накопления знаний об окружающем мире, но и период становления личности, формирования экологического системного мышления, нового мировоззрения, экологической культуры, экологического мышления как метапредметного результата реализации требований ФГОС нового поколения. Экологическое образование, имеет большие возможности и перспективы, так как работа над формированием экологической компетентности в начальной школе способствует личностному росту, развитию и совершенствованию младшего школьника, формированию ключевых образовательных компетентностей; способности школьниками системно применять экологические знания и надпредметные умения при решении личностных и социально-значимых задач с учетом идеи устойчивого развития.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России серьезное внимание уделяется воспитанию и психолого-педагогической поддержке становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предмета «Окружающий мир» предполагают: «…осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей...»[1, с.16]. Именно в понятие «целостности окружающего мира» каждый учитель должен уметь вкладывать смысл экологических законов Б. Коммонера, представленных им в виде афоризмов:
- Всё связано со всем
- Всё должно куда-то деваться
- Природа знает лучше
- Ничто не даётся даром
Сопоставимость этих правил с практически любым действием человека, в любой сфере человеческой деятельности даёт учителю возможность формировать экологическое мышление действительно как метапредметный результат на уроках любого предмета и в рамках специальных метапредметных курсов. Все эти задачи помогает решить апробированная в ГБОУ СОШ
№1234 города Москвы программа «Нравственные посевы».
В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен познакомиться с основными нормами морали; освоить элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, осознать ценность человеческой жизни, научиться уважать и принимать ценности семьи и общества; любить свой народ, свой край и свою Родину; быть готовым к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
В соответствии с этими положениями ФГОС НОО целью программы «Нравственные посевы» определено формирование экологического системного мышления, способствующего духовно-нравственному развитию, нравственному самосовершенствованию личности гражданина России.
Задачи программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, к культуре; формирование представления об этических нормах и эстетических идеалах; развитие нравственных чувств и этического сознания.
Планируемые результаты программы: обучающиеся познакомятся с основными нормами морали, научатся понимать их значение; получат первоначальные представления об этике и этических нормах; научатся осознавать ценность человеческой жизни; сохранять и развивать любовь к природе, родному краю; освоят основы экологической культуры; научатся понимать и принимать ценности природного мира, следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения; получат возможность нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития; осознания и необходимость нести ответственность за сохранение природы, соблюдать правила экологичного поведения.
Согласно тематическому планированию данной программы, отражающему возрастные особенности становления личностных качеств, в первом классе обучающиеся знакомятся с «Азбукой добрых слов», во втором классе – с понятиями «нравственность» и «духовность», обучение в третьем классе объединено темой «Чтение для души», в четвертом классе – темой «Учимся у природы».
Содержательной основой для реализации программы стали художественные и научно-публицистические произведения, которые несут в себе значительный воспитательный потенциал, в них знания преподносятся в контексте решения ребенком как образовательных, так и воспитательных задач, направленных на определение нравственных и ценностных ориентиров, формирующих личностные качества обучаемых. Произведения, которые развивают и культуру отношения к миру природы, экологическую грамотность, культуру отношений между людьми, формируют нравственную чуткость и деликатность, в которых затрагиваются и развиваются очень важные темы: о добром отношении к ближним и окружающим людям, о неравнодушии и милосердии, о многогранных семейных отношениях и любви к Родине, о более глубоком понимании природы. Среди этих произведений, например:
- Т. Д. Жданова серия книг «Учим добрые слова», Л.Н. Толстой «Рассказы», С.В. Образцов Так нельзя, а так можно и нужно» (1 класс)
- А. И Куприн. «Чудесный доктор», А.И. Пантелеев «Честное слово», А.И. Пантелеев «Две лягушки» (2 класс)
- Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Т. Д. Жданова, О. А. Белевцева серия книг «Чтение для души», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» (3 класс)
- Т.Д. Жданова серия книг «Говорящая природа», Н.Н. Плавильщиков «Гребень буйвола», Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (4 класс)
Апробация данного курса показала, что программа способствует духовно-нравственному самосовершенствованию обучающихся, всестороннему интеллектуальному и личностному развитию, формированию активной жизненной позиции, развитию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. По наблюдению школьного библиотекаря программа стала катализатором пробуждения интереса к чтению художественных и научно-публицистических произведений из различных областей знаний. Учителя и родители отметили серьезное влияние программы на формирование положительной учебной мотивации и устойчивого познавательного интереса; воспитание милосердия, сострадания, чувства ответственности за свои поступки, изменение отношения к одноклассникам, родным и близким, людям преклонного возраста, к животным, к природе, окружающему миру в целом. Наблюдается положительная динамика в стремлении обучающихся участвовать в практических делах по защите окружающей среды, в акциях «Сбережем планету вместе!», «Пакеты, сдавайтесь!», сборах макулатуры, акции «Стань Дедом Морозом» Благотворительного фонда «Во благо» (сбор подарков для воспитанников Фурмановского детского дома в Ивановской области).
Литература:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010 41 с.
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. А. Тишков – М.: Просвещение, 2013 . – 24 с.
- Антоненко, Н.В. Педагогика ноосферного развития / Н.В. Антоненко, Ульянова М.В. – М.: Экон-информ, 2007. – 220 с.
- Васильева, В.Н. Формирование экологического мышления в процессе
образования. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – с.273– 287
- Галеева Н.Л. Уроки экологического мышления (Реализуем требования ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам). – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 416 с.
- Чарнецкая Ж.Н. Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики // Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: Сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образованием (25 января 2011 г.). В 2 т. Т. 2.– М., 2011. – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....
Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения(презентация)
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...
Выступление на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...
Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................
В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...